Окурки гламурной Победы
В преддверии Дня Победы вспоминается одна история, перевернувшая в свое время все представления о том, что же такое была эта война, и какую роль, иногда совершенно удивительную, она играет до сих пор в нашей повседневной, совсем обыденной жизни.
Это история об обычных сигаретных окурках.
Недокуренная сигарета – это как незаконченный рассказ. Или оборванная жизнь.
Говорят – "наши деды воевали". Воевал и мой дед. И воевал он, как я теперь понимаю, очень хорошо.
Во-первых – потому что выжил. А во-вторых, потому что хоть и был простым солдатом – но за три полных года на фронте иконостас на груди имел, будь здоров. Возил дед на студебеккере "Катюшу", знаменитый гвардейский миномет.
Бывало, на праздник мы повисали на нем с расспросами: "Дед, расскажи, как ты воевал. Как немцев убивал"...
А дед – никогда ничего не рассказывал. Он почему-то начинал сильно заикаться и часто после этого начинал плакать. И нам становилось страшно.
А еще – он очень не любил окурки. И был знаменит тем, что поборол это зло после войны у себя на автобазе очень просто. Однажды, будучи при всех орденах и регалиях, возле клуба на праздник, когда все докурили и лихо по-фронтовому побросали перед входом в сторону окурки папирос – он молча и демонстративно подобрал их все и выбросил в железный ящик неподалеку.
Все. С тех пор это была, наверное, самая опрятная автоколонна во всей стране.
С его слов, дурацкая привычка – бросать, где попало окурки – это с войны.
На войне человек вообще редко дважды попадал в одно и то же место. И редко где задерживался подолгу – только что если навсегда.
Думает ли солдат в окопе, в ожидании сигнала к атаке – куда выбросить окурок, может быть, последней в жизни самокрутки? Нет, конечно. Бросает, куда придется. И в атаку. В штыки.
И так изо дня в день. Из месяца в месяц. От места к месту. От города к городу. От страны к стране.
Так со временем возникает то, что называется словом "привычка". А было людей таких – миллионы.
Потом они вернулись домой. Все в орденах и в медалях. В почете и уважении. И всем хотелось быть похожими на них. Во всем. Кто мог сделать замечание заслуженному человеку, фронтовику – о брошенной недокуренной сигарете?
Все верно. Никто.
А молодежи так хотелось быть похожими на этих героев. Во всем. И они стояли рядом с ними. Слушали. Курили. И бросали окурки. Точно так же. Изо дня в день. Месяцами. Годами. Из города в город. По всем республикам.
И давно уже закончилась та война. И окопы. И штыковые атаки. И все передвижения войск. А привычка осталась.
Теперь уже и у тех, кто и не воевал никогда. А часто – и в армии-то не служил.
* * *
Мне повезло. Я в своей жизни видел множество городов в Европе. И вот что интересно: все они воевали – и болгары, и англичане, и поляки. Все они помнят о войне. И все знают – что такое день 8 мая 1945 года.
Но есть закономерность. Чем меньше окурков на улицах городов, тем меньше праздника и веселья в этот день. И наоборот: чем окурков больше – тем праздник грандиознее...
Дальше – хуже.
Георгиевская ленточка становится колорадской именно в тот день и час, когда её повязывают гламурные девицы на высоких каблуках на свои Мерседесы, Опели и Порше. И все на тех девицах-красавицах – от часов и духов до колгот и каблуков – сделано потомками немецко-фашистских и итало-фашистских захватчиков. И названо их именами.
Но никто об этом странным образом не задумывается – а сердца послушно наполняются яростью благородной...
А мой дед немецких солдат убитых – жалел. Не оправдывал. Но говорил так: "Я у них на могиле под гармошку танцевать не буду..."
А у нас теперь после третьего коктейля часто уже не очень отличают 9 Мая от 8-го Марта. А после пятого коктейля уже не очень-то и помнят, по какому, собственно, поводу собрались.
Дед чтил День Победы. Он был для него – святым. Но он никогда не считал это праздником. Тем более – поводом для веселья…
Мне объяснял это так.
Представьте себе, что у Вас по соседству живет семья. Обычная семья. Мама, папа, сын-сорванец. Хороший малый, шебутной только. Иногда – может быть даже слишком. И был тот соседский малый добрым смышленым парнем, да рано начал курить, а потом связался с плохой компанией – и повела кривая дорожка…
Довела до того, что в один недобрый вечер взял он топор и полез к Вам через забор. Натурально грабить. Но, оказалось, Вы проворнее. Сейф, ружье, картечь – наповал…
Какие к Вам претензии?
Никаких.
Но вот какая штука. Приходили к Вам его родители с извинениями. И все такое. Год пролетел незаметно. И вот у Вас день Победы. Праздник, шампанское, музыка, фейерверк... Это при том, что Вы прекрасно знаете: за соседним забором в этот день – горе и слезы на могиле.
Но это случай – самый простой. А в нашем – так по пути этот самый малый успел Вашу собаку зарубить и сынишку младшего, самого любимого… Но радость Ваша от этого с годами не меркнет – она становится все величественнее и грандиознее.
Вот и спросите себя теперь – Вы адекватный человек?
А дед говорил, что он и сам во многом виноват. Может быть, если бы больше внимания тому мальчишке соседскому уделил, к машине приучил, водить научил – то и вышел бы толк из пацана...
Такая вот простая история.
Но с тех самых пор, когда я от него все это услышал, день Победы для меня – не праздник.
Торжественные мероприятия. Почести ветеранам. Все это – признаю. Повода для праздника и веселья – не вижу.
И дед не видел. Никогда. Пока жив был. Да, собственно, и выходным днем 9 Мая стало после того, как большинство из них уже просто умерло. Или вышли на пенсию. Странное дело, правда?
* * *
Этот рассказ – не повод спорить. Это хороший повод поговорить об этом с теми, кто все это пережил – и, Слава Богу, до сих пор жив. Дай им Бог здоровья.
Наверное – это то, чего им больше всего сейчас уже не хватает…
Не бросайте окурки и мусор на улицы наших городов. Мой дед-орденоносец – не любил этого страшно.
И если у Вас в городе есть немецкое, румынское, итальянское или любое другое воинское захоронение – сходите и туда в этот день обязательно. И помяните их тоже. Мой дед понял бы Вас правильно.
Слава Украине!
Денис Елишев, специально для УП.Жизнь