Испытание Швецией. Как я бросила работу и решила учиться

Я вполне могла бы обойтись без второго высшего образования. Особенно хорошо я понимаю это сейчас, после трех месяцев обучения и двух сданных экзаменов.

Мне 32, и я востребованный журналист в Украине. Самое время строить карьеру и семью.

Однако вместо этого я учусь в Швеции медиа менеджменту. Я постигаю, что такое точка безубыточности и как чернила попадают на бумагу в процессе офсетной печати, учусь редактировать Википедию и осваиваю HTML.

Будущим менеджерам в области медиа, преподают, например, глубоко технологический предмет Telepresence (букв. "телеприсутствие") – о передаче аудио и видео на расстоянии. Как мне удалось выяснить на первой лекции, мои разговоры с мамой по skype – это лишь жалкая пародия передачи картинки и звука.

Настоящие видеоконференции можно проводить в самых неожиданных форматах. Например, можно посадить скрипачей в США, а флейтистов – в Стокгольме, и предложить им вместе сыграть концерт.

В течение одного учебного периода (это два месяца, отведенных на изучение предмета) я должна самостоятельно освоить одну из медиа-технологий и отчитаться о полученных знаниях перед учителем. По правде говоря, я выбрала совершенно не технологическую тему – источники заработка онлайн-медиа в Украине и Швеции. Поверьте, тема неисчерпаемая и невероятно интересная, но она финансовая и не имеет ничего общего с медиа-технологиями. Зато близка каждому медиа менеджеру.

По моим впечатлениям, шведская система образования построена таким образом, что студент, по сути, занимается самообразованием, а на лекции приходит, чтобы поделиться знаниями и подискутировать.

Плюсы такой системы образования осознаешь не сразу. Но осознав, начинаешь ценить.

Я сбилась со счета, сколько текстов по самым разным предметам мне пришлось написать за последние месяцы. Какую роль социальные медиа играют в демократических процессах? Каково будущее интернета? Какие цветовые пространства существуют в печати, в чем их отличия?

Я не привыкла писать глупости, а потому перед каждым из заданий приходится серьезно покопаться в литературе и хорошенько подумать.

Самый серьезный вызов мне предстоит принять буквально завтра: наша небольшая группа студентов (4 человека) должна придумать некое социальное медиа, подготовить видео-презентацию о нем, написать техзадание на 1600 слов и изготовить рекламный постер, который повесят на каком-то мероприятии в университете. На все про все – неделя. Господи, одно только перечисление этих заданий повергает меня в прострацию, и я не представляю, с чего мы начнем обсуждение проекта.

С особенным трепетом я жду того момента, когда, наконец, засяду за эссе на тему "Сравнение переходного периода в странах бывшего СССР и Китае" по предмету "Экономика переходного периода и развивающихся рынков", который я слушаю на Coursera. Дедлайн близок, а соответствующую литературу я так и не начала изучать.

Кстати, "отрефлексировать литературу" - одно из любимых выражений наших преподавателей.

Другой излюбленный вид задания от шведских преподавателей – просьба сколотить некий групповой проект за пару дней. Особенный challenge заключается в работе с иностранными студентами, плохо говорящими на английском. Тогда в бой вступают не только личностные качества, опыт и знания каждого из нас.

Впрочем, сделать проект – мало. Его нужно еще презентовать. Вот это настоящий вызов. В общем, мои презентационные навыки улучшаются день ото дня, и мне уже совсем не страшно дискутировать на английском.

К слову, о дискуссиях. Утро, 8-15. Не выспавшиеся студенты садятся в кружочек и следующие 2 часа обсуждают аспекты сбора данных в twitter, редактирования википедии, этичности поведения сотрудников крупных компаний в соцсетях и так далее. Преподаватель модерирует дискуссию, задает вопросы, предлагает тому или иному задремавшему студенту ответить на каверзный вопрос. Здесь нет неправильных ответов, здесь все подолгу и вдумчиво говорят, подкрепляя свою точку зрения фактами.

"Знаете, недавно моя мама из дальней шведской деревни провела вместе с односельчанами интернет, - рассказывает преподавательница Малин. – Каждому дому это удовольствие обошлось в 40 тыс крон (80 тыс грн – прим авт). Но моя старенькая мама действительно хотела иметь доступ к быстрому интернету!". Примеры из жизни здесь только приветствуются, а дистанция между учителем и преподавателем отсутствует.

Достаточно ли всех этих навыков и знаний, для того чтобы в моем возрасте продолжать учиться, жертвуя семьей?

У меня нет ответа на этот вопрос. После бесконечных дедлайнов в журналистике я банально смогла остановиться и подумать, из чего состоит моя жизнь, чего я хочу и как мне хотелось бы развиваться дальше, как профессионалу, что для этого нужно.

В конце концов, я выучила несколько фраз на шведском – самом странном языке из всех когда-либо мною услышанных.

И да, за достаточно доступную для шведского студента цену (2000 грн за 10 занятий) я изучаю английскую литературу с носителем языка в небольшой группе иностранцев. Вот то занятие, которое приносит мне истинное удовольствие.

Каждую главу романа "Ребекка" Дафны Дюморье я прочитываю по несколько раз, выписываю незнакомые слова и выражения, разбираю лексику и построение фраз. На уроках мы обсуждаем героев, их отношения и скрытые смыслы.

Стоит ли все это слов "я соскучился" на другом конце провода?

Я по-прежнему не знаю. Знаю лишь, что за эти месяцы я многое узнала о мире, самой себе и близких мне людях. А это дорогого стоит.

Реклама:

Головне сьогодні