Тест

Чтобы управлять другими, прежде нужно научиться управлять собой

У меня возникла потребность предложить более целостный взгляд на недавние события в Верховной Раде.

Украина уже давно не попадала в хедлайны CNN.

Войной никого не удивишь, для этого должно было произойти то, что произошло. Хотя, казалось бы, это не первая драка за последние месяцы, и по сравнению с эпизодами насилия, совершенными народными депутатами за последний год, этот — один из самых гуманных.

Ирония судьбы заключается в том, что это происходит в то время, когда наш законодательный орган находится в радарах пристального внимания мировой общественности.

Всего через несколько дней после того, как мировое сообщество в лице Джо Байдена призвало все государственные органы Украины к осознанному лидерству и пониманию своей исключительно ответственной роли в этот исторический для страны момент. Джо Байден постоянно повторял: "Это ваш второй шанс, воспользуйтесь им".

Лидеры мнений высказываются о произошедшем, online-газеты и журналы заняты консолидацией фотожаб и пародий. Увы, сарказмом, которым так пестрят социальные сети, делу не поможешь – сам по себе сарказм не добавляет осознанности в том, что на самом деле не так в стенах Парламента.

Парламент – зеркало народа.

События в Раде отражают степень развития культуры общения и эмоционального интеллекта во всем украинском обществе.

Этим текстом я бы хотела пролить свет на вещи, о которых не принято говорить, потому что еще до недавнего времени их нельзя было объективно оценить, то есть измерить.

Многие по-прежнему считают психологию наукой "от лукавого", даже, несмотря на все то благо, которое несут батальоны психотерапевтов из Кризисной психологической службы, военные психологи, медиаторы из "Простору Гідності", выполняя важнейшую для страны миссию по спасению генофонда нации от последствий психотравм.

Работа психологов и медиаторов не ценится так, как работа хирургов и военных врачей, потому что они работают с последствиями такого типа травмы, которую нельзя увидеть и пощупать.

Хотя она болит не меньше, ее нельзя вскрыть, продезинфицировать, зашить, а место забинтовать. Но они занимаются профилактикой, обработкой и лечением ран, которые закрывают доступ к полноценной, счастливой жизни, эффективному общению, а в масштабах страны – к осознанному, сострадательному, эмоционально-компетентному лидерству.

Психологи, тренера, фасилитаторы, коучи и медиаторы, количество которых в Украине удвоилось за последние два года ввиду выросшего социального запроса, открывают доступ к творчеству, умению доверять и работать в командах.

Они делают работу, без которой общество не сможет перейти в стадию экономики инноваций и устойчивого развития. Они создают условия для того, чтобы в следующих созывах Парламента было больше эмоционально здоровых и зрелых людей.

Что такое эмоциональный интеллект и почему он значит больше, чем IQ, подробно описал в одноименной книге главный исследователь этой темы, американский психолог Дэниел Гоулман.

Эмоциональный интеллект включает в себя понимание своих и чужих эмоций, а также управление своей эмоциональной сферой – то есть умение эффективно коммуницировать, оставаясь в контакте с собой и выражая свои эмоции в экологичных для других людей формах.

Эмоциональная компетентность — один из главных признаков лидера.

Недавно мой 10-летний сын делился историей о том, что его однокласснику под угрозой строгого наказания запретили касаться других детей.

Можно общаться, но касаться нельзя. Учителей можно понять — ребенок не может до конца контролировать свои импульсы и в связи с этим склонен постоянно нарушать физические и эмоциональные границы других детей и взрослых, что значительно усложняет работу всего коллектива.

В нейропсихологии это называется "дефицит произвольной эмоционально-волевой саморегуляции", и эту функцию можно объективно оценить с помощью психодиагностических методик и развить в интеллектуально здоровом человеке в любом возрасте.

Для тех, кто пребывает во власти порывов, то есть для людей с недостаточным самоконтролем, характерно отступление от морально-этических установок, поскольку основу развития воли составляет ничто иное как способность контролировать свои импульсы.

Альтруизм и способность к служению другим, в свою очередь, проистекают из эмпатии – способности улавливать и расшифровывать эмоции других людей. Если у человека нет осознания потребностей и чувств другого человека, то и беспокоиться не о чем… Он будет поступать эгоцентрично.

Чтобы проиллюстрировать концепцию культуры общения и ведения дискуссий на жизненных примерах, старшеклассникам и студентам можно показывать трансляцию из законодательного органа их страны.

Парламент – плацдарм для проявления элит и законодатель культуры ведения дискуссий. Если взрослые парламентарии позволяют себе нарушать эмоциональные и физические границы друг друга, не неся за это никакой ответственности ни перед коллегами, ни перед обществом – то почему это должны делать дети?

В школьные годы мне повезло участвовать во всеукраинской программе по обучению дебатам в формате Карла Поппера, а потом и Парламентских Дебатов (программа для школьников и студентов много лет финансировалась Фондом Сороса).

Готовясь к играм на самые разные темы, я часами изучала спичи американских конгрессменов, членов английского и европейского парламентов. Когда наша команда играла в Украине и за рубежом, за грубость и нарушения регламента судьи снимали баллы.

Нас методично учили слышать оппонента, задавать вопросы, поддерживать культуру ведения дебатов. Потому что в зрелых демократиях с давними парламентскими традициями принято выражать себя с помощью цивилизованных методов общения, а чтобы управлять другими людьми, нужно сперва научиться управлять собой.

Я хочу подчеркнуть, что сколько бы мы ни смеялись, но события в Парламенте отражают степень осознанности украинских избирателей, которые делают свой выбор.

Выбирая людей в законодательный орган, мы привыкли мыслить в категориях степени их политического влияния, материального благосостояния, научных степеней или подвигов, проявленных на Майдане.

Мы выбираем людей по их политическим взглядам и популистским обещаниям, а не по качествам личности, не по реализованным благотворительным проектам, не по тому, чем заняты их вторые половины и как воспитаны их дети.

У общества нет потребности в целостном взгляде на личность. Мы не способны назвать – человека, с какими достоинствами мы хотели бы видеть в качестве лидера?

А ведь на сегодняшний день эти вещи можно измерять! С помощью таких аппаратов и методик, как Эгоскоп, при наличии письменного согласия на психодиагностику (по идее, зачем кандидатам на гос.службу что-либо скрывать про себя) внутренний мир человека можно увидеть в 3D).

Можно легко спрогнозировать то, как он будет вести себя в ситуации стресса, каковы границы его морально-этических установок.

Мы выбираем вслепую, а потом удивляемся, что в процессе решения вопросов депутаты кричат друг на друга, пускают в ход кулаки, поднимают руку на женщину и вообще ведут себя недостойно. Мы выбираем, а потом смеемся над ними.

Весь цивилизованный мир переходит на язык медиации, включения методик развития эмоционального интеллекта и стрессоустойчивости в школьные программы. Потому что все понимают, что эгоизм, насилие и духовное убожество разрушают социальное благополучие.

Мы же боремся с коррупцией на уровне системы с помощью прокурорских облав, но не понимаем тонкой связи между личными качествами человека, его мировоззренческо-ценностной парадигмой и тем, насколько сильным будет его иммунитет к коррупции, когда он окажется в пространстве, где соблазн велик.

Кто-то скажет… такое бывает в любой стране, даже в Великобритании, богатой парламентскими традициями.

— Да, такое до сих пор бывает. Но законодательные органы цивилизованных стран видят в этом проблему и работают с ней. Так, как сообщает The Guardian, начиная с 2014 года 95 членов английского парламента регулярно практикуют медитацию осознанности (mindfulness meditation). Это помогает снять им стресс, тревогу, лучше контролировать свои эмоции.

Британские парламентарии

Что делают для того, чтобы снять стресс, тревогу, лучше контролировать свои эмоции депутаты Верховной Рады?

Для этого не нужно финансирование МВФ и ЕБРР. У украинского гражданского общества есть все необходимое, чтобы обучить депутатов навыкам медиации конфликтов, управлению гневом, медитации (mindfulness); можно провести тренинги по развитию эмоционального интеллекта и ненасильственного общения по методы Маршалла Розенберга.

Специалисты высочайшего класса из Украины и не только, прошедшие школу Майдана и АТО, готовы работать с депутатами на общественных началах – учить культурно общаться, доверять друг другу, строить команды, решать конфликты цивилизованным путем.