Культура стыда и инвалидация общества с пеленок

В прошлом году, на первом в моей жизни обучающем курсе по психотерапии с ведущими-иностранцами, я обратила внимание на манеру преподавания, которая существенно отличалась от той, с которой мы здесь все регулярно встречаемся.

Первое, что казалось диким и неправильным – это то, что ведущие говорили участникам семинара о том, что у нас получается. Отмечали успехи.

Слушай, вот это было круто, – говорили они.

– Вот тут у тебя здорово получилось.

– Мне очень понравилось, как ты это сделал.

Такой способ вызвал у участников много тревоги. Под конец один не выдержал, и таки выдал ведущему текст примерно следующего содержания:

Почему ты все время говоришь, что у нас получилось хорошо? Я тебе не верю! Скажи, что мы делаем плохо, это будет по-честному.

По правде сказать, я к тому моменту тоже начала напрягаться, – не может же быть все хорошо. Ну не может!

Ведущий же, в свою очередь, по-настоящему растерялся, ушел думать и вернулся после перерыва с объяснениями, почему он так работает, что работать иначе он не умеет, что он так не только преподает, но и воспитывает своих детей. Было видно, что он очень удивлен.

Второе, что бросалось в глаза, хоть и не так резко, это манера ведущих говорить о трудностях, сопровождающих процесс обучения.

Это нормально, если вам кажется, что у вас не получается, – говорили они.

Мне тоже было трудно в самом начале.

– Это действительно непростой навык.

Все эти нетипичные способы разговаривать со студентами мне пришлось долго "переваривать".

Спустя год, после начала второго обучающего курса в Центре Интуитивного Питания "IntuEat", я стала догадываться о некой культурной разнице между нами, которая, кроме всего прочего, заключается в глубоко укорененном способе обучать/воспитывать через стыжение.

И речь не только об обучении в образовательных заведениях, речь о более глубоком процессе, который начинается внутри семьи и не прекращается, похоже, никогда. По крайней мере, если не уделять этому внимание сознательно.

В диалектической поведенческой терапии есть понятие invalidation – это способ воспитания, при котором реальные чувства и потребности ребенка игнорируются, называются стыдными, лишними, ненужными.

Когда ребенок хронически получает послание:

– Ты не имеешь права этого хотеть.

– Ты не можешь злиться.

– То, что ты сейчас испытываешь – неправильно и не должно происходить.

Иногда, кажется, что этим пропитан воздух. Если быть внимательным к процессам, оказывается, мы продолжаем жить в инвалидирующем окружении.

Уставшая, отчаявшаяся и обозленная на все мама младенца слышит:

– Ну, что ты? Он же маленький. На него нельзя злиться.

Ребенок, приходящий в поликлинику на осмотр к стоматологу, слышит:

– Это совсем не больно, не выдумывай.

Взрослый, испытывающий трудности в отношениях партнером, и пытающийся поделиться этим с кем-то близким, легко может услышать:

Да, ну встань на его место. Его можно понять.

В чем проблема инвалидации?

В том, что человек, со своей растерянностью, злостью, непониманием, страхом игнорируется.

Сообщение, которое он получает, продолжает оставаться все тем же:

Это совершенно неважно, что ты чувствуешь. Чувствовать это стыдно. Прекрати немедленно.

Не знаю, есть ли что-то более запутывающего понимание себя и других людей, чем инвалидация.

И что-то, настолько мешающее жить.

При неблагоприятном раскладе хроническая инвалидация приводит к очень сильной внутренней спутанности, и формированию пограничного расстройства личности. При благоприятном (если это можно так назвать) – человек просто живет, мучаясь вопросами про свою "нормальность", "адекватность" и "правильность". Особенно, когда он делает или чувствует что-то, что не принимается, или не принималось раньше, его окружением.

И да, валидация, в моем понимании, является основной питающей силой в психотерапии и близких отношениях. В ситуации хронического дефицита, нет ничего более ценного, чем быть услышанным и услышать в ответ что-то вроде:

– Твои переживания нормальны.

– Я могу тебя понять.

– Конечно, тебе страшно.

– Могу только представить себе, как это неприятно.

Иногда и этого оказывается достаточно.

Ольга Сушко, психолог Центра Интуитивного Питания "IntuEat", соучредитель Ассоциации врачей и психологов "Расстройства пищевого поведения: терапия и превенция"

Реклама:

Головне сьогодні