E-Health: прорыв в украинской системе здравоохранения. Что получат пациенты

Сегодня в Украине много говорят о реформе медицины и об инициативе eHealth, но далеко не все понимают, что это значит и каждый трактует этот термин по-своему.

Но что такое eHealth и зачем это нужно пациентам?

Так, Всемирная организация здравоохранения определяет eHealth как безопасное и экономически обоснованное использование информационных и коммуникационных технологий в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, организацию надзора за здоровьем населения, медицинское образование, распространение знаний, навыков и результатов исследований.

Но что это значит? Когда говорят о eHealth, в первую очередь речь идет о следующих подходах:

- вся информация о пациенте хранится в электронном виде: от персональной карточки до выписки рецептов;

- есть возможность удаленной диагностики и консультаций, что существенно снижает стоимость обследования;

- для каждого пациента доступны приложения для мобильных устройств, смартфонов, планшетов и др., через которые вы легко можете иметь доступ к медицинским сайтам или общаться со своим врачом, отследить передвижение медикаментов или записаться на консультацию, организовать госпитализацию и так далее;

- широкий доступ к статистической информации для врачей и возможность проходить онлайн обучение для улучшения диагностики и лечения заболеваний.

E-Health – комплексная электронная система, которая будет охватывать все аспекты здравоохранения

Это, конечно, далеко не все. Информационные технологии развиваются стремительно и появляются новые возможности.

Но как это будет работать в Украине?

Казалось бы, мы говорим о далеком будущем. Ведь ни для кого не секрет, что в основном в украинских больницах все непредсказуемо: врач выпишет перечень лекарств, которые в большинстве случаев надо купить тут же в аптеке, принадлежащей кому то из родственников или приближенных главного врача.

Государственные расходы на здравоохранение (содержание больниц, государственные программы, ведомственная медицина) составляют в 2017 году более 80 миллиардов гривен. При этом пациенты из своего кармана доплачивают такую же сумму.

Оказывается, и распределение, и использование этих средств остается непрозрачным. Внедрение простых информационных технологий повысит информированность пациентов и врачей о наличии закупленных препаратов или медицинских товаров в конкретной больнице.

В 2015 году нашими партнерами из БФ "Пациенты Украины" было разработано и внедрено в Одессе простое приложение, которое позволяет в каждой конкретной больнице показывать остатки лекарств, закупленных за бюджетные средства.

Результаты оказались просто ошеломляющими: были выявлены залежи искусственных зубов (более 500 тысяч), закупленных в рамках реализации городской программы, а также препараты для химиотерапии онкологических заболеваний – за все это государство уже заплатило, а пациенты имеют полное право пользоваться.

В дальнейшем это же приложение будет внедряться и в других регионах. Сейчас его используют пациенты Одесской и Ровенской областей.

Летом 2016 года Сеть ЛЖВ вместе с Transparency International Ukraine основали открытую инициативу по внедрению в Украине E-Health – комплексной электронной системы, которая будет охватывать все аспекты здравоохранения.

Инициатива органично дополняет реформу финансирования здравоохранения Украины, так как позволяет этой реформе начать работать уже на базе новых электронных технологий.

На данный момент к инициативе присоединились более 180 участников: представители IT-бизнеса, неправительственные организации, украинские и международные эксперты.

В декабре 2016 был подписали Меморандум, который определяет основные принципы работы с привлечением всех заинтересованных сторон, изъявивших желание помочь; взаимопонимание и уважение мнения сторон; открытость обсуждений и принятия решений; подотчетность и публичность работы; взвешенная поэтапная реализация продукта.

Инициативная группа представила дорожную карту построения E-Health и требования к электронному продукту, и закрепила эти результаты в Меморандуме-2.

Мы много дискутировали о подходах и о структуре системы, о техническом пути, по которому она должна развиваться. Времени на пространные философские дискуссии становится все меньше – теперь пришло время работы на общий результат.

С начала 2017 года МОЗ объявил о реформировании первичного звена медицинской помощи.

Таким образом, в рамках этой реформы будет создана электронная карточка пациента - туда врач будет вносить базовую информацию о здоровье пациента.

Эта карточка будет связана с помощью облачных технологий с единым реестром, что, в свою очередь, позволит получить реальные потребности пациентов в исследованиях, консультациях специалистов, определить, как часто пациенты обращаются к своему врачу и многое другое.

Пациент сможет сам выбирать себе врача заключать с ним договор, а тот будет получать компенсацию за работу с конкретным пациентом.

Уже в 2018-м году это позволит планировать расходы в системе здравоохранения, и предоставлять дополнительные бонусы для врача и пациента за сохраненное здоровье.

Мы благодарны новой команде МОЗ, которая решилась на этот необходимый и очень технически непростой шаг.

Мы благодарны нашим коллегам из Transparency International и других гражданских организаций, экспертам и врачам, IT-компаниям — всем, кто присоединился к инициативе.

Важно понимать, что в итоге для пациента визит к врачу перестанет быть сложным, требующим много времени и душевных сил.

Проще говоря, у каждого из нас появится мобильное приложение в телефоне или компьютере, через которое можно будет записываться на прием к врачу, получить электронные рецепты или консультации.

У каждого из нас появится мобильное приложение в телефоне или компьютере, через которое можно будет записываться на прием к врачу

У врача появится доступ к общей базе статистических данных для принятия решения об эффективном лечении. Врачи наконец-то перестанут писать и начнут лечить.

Конечно, чтобы система заработала, необходимо много времени. Сейчас мы в самом начале.

Но мы верим, что вскоре в прошлое уйдут пухлые карточки с непонятными записями, очереди в регистратуру поликлиник: "вас много, а я одна", существенно сократится время, которое доктор тратит на записи, и в конечном итоге улучшится контроль за здоровьем, а не болезнью пациентов и наконец-то заработает господдержка профилактики заболеваний.

Дмитрий Шерембей, председатель координационного совета БО "Всеукраинская сеть людей, живущих с ВИЧ/СПИД"

Реклама:

Головне сьогодні