Школа в Индии. Как это, когда нет предметов, домашних заданий и вмешательства родителей

....И вот мы переехали в Индию. Из трех международных школ мы решили выбрать "середину": с более высоким процентом местных студентов по отношению к иностранным (70:30), невысокой ценой и сбалансированным соотношением учеников к учителям (на 15-18 студентов – один учитель и один помощник).

Приятные сюрпризы начались со старта, хотя я, как нормальная украинская мамочка, подозревала подвох и подсознательно ждала, когда же начнутся трудности.

До сих пор жду. Но обо всем по порядку.

ПОСТУПЛЕНИЕ

На момент нашего переезда детям было 7 и 10 лет соответственно.

У одного за плечами четыре класса украинской школы.

Младший отучился в той же школе один год и, как я подозреваю, все время был напуган (на "вступительном собеседовании" завуч говорила с ним таким тоном, что он побелел от страха и его вырвало).

Оба, разумеется, не говорили по-английски.

Когда мы пришли на собеседование в международную школу в Мумбаи, нас встретили радушно, и все время повторяли детям (через нас – мы переводили), что это не экзамен, и что учителям надо просто понять уровень знания языка, чтобы правильно определить программу ЕAL (English as Additional Language) – это программа, которая помогает ученику "нагнать" английский до уровня, необходимого для его возраста.

Детей отвели в отдельную комнату, и, на мой порыв присутствовать, мягко сказали, что они справятся сами.

Но как же, – спросила я, – они ведь "нулевые".

Ну да, – ответили мне, – Мы знаем. Это наша работа, не волнуйтесь.

Как выяснилось позже, школа вообще старается изолировать родителей от процесса учебы.

Родителям запрещено помогать детям с уроками и проектами, и вмешиваться в их выбор (будь то цвет, которым он хочет оформить плакат или выбор предметов для 9 класса).

После собеседования мы обсудили, когда дети могут начать. До конца четверти оставалась неделя (мы переехали в октябре), и я настаивала, чтобы дети начали немедленно.

Меня снова мягко переубедили, что это будет стресс для детей (это тоже политика школы – все решения принимаются исключительно в интересах детей, а не родителей или школы!).

Аргументы школы были такими: мы только переехали, у детей шок (культурный и климатический – из октября в Киеве в послемусонный Мумбай с плюс 30), новая квартира и так далее.

Было решено, что они начнут с новой четверти.

Напоследок дали еще одно назидание: НЕ переходить на английский язык общения дома. Школа заботится о поддержании учениками знания их родного языка, поэтому настаивает на том, чтобы дети продолжали живое общение на родном языке дома.

ПЕРВЫЕ ТРИ МЕСЯЦА

В первый же день в школе каждому из моих сыновей назначили "бадди" – мальчика, который везде с ним ходил, помогал и все показывал.

Их представили всему классу, и объяснили, что они пока не говорят по-английски, поэтому весь класс дружно общался с ними на мигах и затягивал в разные игры (где слова особо не нужны).

На второй день младший буквально бежал в школу "к друзьям" (имен которых он и не знал даже!).

А у старшего как раз был спортивный день, и весь класс выступал под украинским флагом, назвав свою команду "украинские пантеры" (ну, нет у них медведей!).

Примерно через месяц старший пришел домой и сказал, что всех учителей в украинских школах надо уволить за непрофессионализм, и нанять тех, кто в его школе.

Объяснил: на них не кричат, их уважают, всегда выслушивают их мнение и обсуждают его, задавая вопросы "на развитие", с ними советуются, и они все вместе устанавливают правила поведения и выполнения заданий.

В общем, в них видят людей.

Я отнеслась с недоверием, но история, которая произошла позже, меня в этом убедила. Как-то нас пригласили в школу на ассамблею, где выступали студенты. Старший, будучи интровертом, страшно нервничал, а когда увидел нас, вообще расплакался и спрятался за угол.

Тогда учительница подошла, обняла его и сказала: "Твоя работа в этой школе – быть счастливым и улыбаться. И если что-то заставляет тебя грустить – ты этого делать не должен. Что тебе поможет сейчас поднять настроение?"

Сын ответил, что хочет в класс. Она улыбнулась и сказала, что с удовольствием проведет его в класс и побудет с ним там, если он позволит, чтобы ему не было скучно. Ей было важно не его выступление, а его эмоциональное состояние.

ПРОГРАММА

У детей до 6 класса нет предметов как таковых – есть Unit of Enquiry – общая Тема, в которую включены все предметы.

Например: "кто мы в этом мире", "миграция и ее влияние на мир" или "звук вокруг нас".

В конце проекта дети делают презентацию, сценку, музыкальный инструмент, пишут книжку – с заданием применить полученные знания.

Старший в пятом классе (3 года назад) должен был написать историю, не менее чем на 15 страниц печатного А4, с рисунками (рисовать тоже надо самому), куда включить информацию о физике, географии, астрономии и так далее, и потом прочитать ее младшим классам (написал о мальчике, который умел телепортироваться).

Младший в этом году (тоже пятый класс) должен был продемонстрировать эксперимент с водой и рассказать о преломлении света.

А год назад по теме "звук вокруг нас" дети должны были сами сделать музыкальный инструмент, и объяснить по какому принципу он работает. Ну, и сыграть на нем, конечно!

Да, по поводу игры – в школе есть свой оркестр, и все ученики должны каждый год учиться играть на каком-нибудь инструменте (в конце года – концерт!).

Детей поддерживают в "поисках себя" – они могут менять инструменты, если им не нравится. Мы уже прошли пианино, дудочку, гитару и барабаны.

Все проекты – с направленностью на развитие гармоничного и ответственного гражданина Вселенной: защита окружающей среды, снижение загрязнения, искусство и так далее.

Домашних заданий не задают – все должно делаться в школе.

В средней школе (6-8 класс) есть предметы и обучение более жесткое – есть оценки, но по-прежнему нет домашних заданий (кроме работы над персональными проектами).

Полное вовлечение детей в технологии: с пятого класса все должны носить в школу свои компьютеры, все книги и задания – онлайн (да, они не носят в школу учебники – у них есть рабочие тетради, которые тоже хранятся в школе и раз в неделю отдаются домой, показать родителям).

Оба часто делают инстаграммы на разные актуальные темы и потом читают нам лекции о food and water waste:

– Мама, а почему ты не выключаешь воду, пока намыливаешь руки?

– Мама, не нужно так много готовить, мы много еды выбрасываем.

С пятого класса – программирование (сами создают игры). Даже нудные задания обыгрываются: например, старшему задали изучить биографию какой-нибудь женщины-ученого, создав ее (возможный) профиль в Facebook. Фото, место жительства, хобби, цитата, настроение, где она бывала.

О РОДИТЕЛЯХ

Общение родителей со школой – активное. Мы можем следить за успеваемостью онлайн, читать блоги, посещать регулярные встречи, "кофе с директором" и прочее.

Полное информирование при строго контролируемом невмешательстве родителей в процесс.

Когда старший выбирал тему годового проекта, родителям прямо запретили вмешиваться, даже провели собрание по этому поводу.

Детей даже учат, как надо отвечать родителям, когда те начинают "проталкивать" свое решение.

Мои дети действительно научились аргументировано и конструктивно вести беседу (поверьте дипломированному медиатору).

Мы живем в Мумбае уже четвертый год. Дети и слышать не хотят о переезде и смене школы.

Наверное, это наилучший показатель.

И мне приятно видеть, как они меняются: они реально становятся гражданами Вселенной – самостоятельными, ответственными, думающими и толерантными.

Они другие. Они точно знают, что это их мир и им в нем комфортно.

Владислава Рябота, специалист по корпоративному управлению, специально для "УП.Жизнь"

Реклама:

Головне сьогодні