Future generation art prize. Неожиданный приз международных симпатий
7 декабря в помещении Киевского планетария состоялась церемония награждения победителей Future Generation Art Prize – международной премии для художников возрастом до 35 лет, основанной в 2010 году PinchukArtCentre.
4083 заявки – 21 номинант – 6 обладателей призов. Примерно так выглядит алгоритм, на котором построен нынешняя премия.
Говоря начистоту, премии, как и любые другие рейтинговые иерархии - это чуждый искусству, но необходимый для здорового функционирования художественной системы инструмент.
Логика их существования такова: поскольку современное искусство фокусируется на проблемах современности - у его функционеров нет возможности проверять временем действительную значимость высказываний, совершаемых на его территории.
При этом, магистральная линия развития искусства для удобства осознания происходящих в нем процессов должна быть одна. Так почему бы ей не быть назначенной экспретным решением авторитетного жюри?
Тем более, что в нашем случае в его авторитетности сомневаться не приходится. Его состав – настоящий путеводитель по карте "Кто есть кто в современном мировом искусстве".
Например, Каролин Кристов-Бакарджиев - куратор последней "Документы", наиболее ожидаемой международным профессиональным сообществом выставки, что проходит в немецком городе Кассель каждые пять лет.
Другой "звездный" персонаж экспертного совета – Ханс Ульрих Обрист, вездесущий куратор и неутомимый интервьюер, долгое время возглавляющий важный лондонский арт-центр Serpentine Gallery.
Помимо разнообразных профессиональных регалий, оба эксперта в разные годы занимали верхнюю строчку рейтинг Топ-100 самых влиятельных фигур в современном искусстве, составляемого журналом ArtReview.
Кристов-Бакарджиев возглавила рейтинг в этом году, через несколько месяцев после открытия "Документы", а Обрист двумя годами ранее.
Не менее важная фигура среди жюри – Массимилиано Джони, директор Нового музея в Нью-Йорке и куратор будущей Венецианской биеннале, которая откроется под девизом "Энциклопедический дворец" 1-го июня 2013 года.
Помимо вышеперечисленных персоналий, в состав жюри вошли кураторы Карол Инхуа Лу из Китая и Анальдо Фариас из Бразилии, генеральный директор PinchukArtCentre Экхард Шнайдер и заместитель директора и главный куратор Фонда Соломона Гуггенхайма Нэнси Спектор.
"Секреты" Линнет Ядом-Боакье |
Обладательницей Главного приза стала британская художница Линнет Ядом-Боакье. Первая составляющая приза – $100 000, часть которых выплачивается наличными, а часть идет на реализацию нового проекта. Вторая составляющая – персональная выставка в PinchukArtCentre, запланированная на осень 2013 года.
Пять специальных призов получили Раян Табет, Марва Арсаниос, Ахмет Огют, Миколь Ассаель и Жонатас де Андраде. Разделенный на пятерых денежный приз в размере $20 000 будет потрачен на поездки в резиденции к именитым современным художникам.
Следует отметить, что решение жюри о присуждении Главного приза Ядом-Боакье оказалось весьма неожиданным для присутствующих на церемонии представителей профессионального сообщества – и вполне ожидаемо стало предметом дискуссий на ближайшее время.
Свое удивление решением озвучил во всеуслышание и Виктор Пинчук. В своей речи, завершающей официальную церемонию, основатель арт-центра даже пошутил на счет "неправильной" гендерной политики, по логике которой уже второй раз главный приз получает женщина-художница (напомним, что Главный приз FGAP 2010 получила Синтия Марселле из Бразилии).
История проекта, однако, не заканчивается награждением. Сравнить собственные впечатления с предпочтениями жюри можно будет в течении следующего месяца – выставка продлиться до 6 января, а вместе с ней и голосование за приз зрительских симпатий.
А уже в июне выставка в полном составе переместиться в Венецию, где в одном из палаццо PinchukArtCentre презентует проект в качестве участника официальной параллельной программы уже упомянутой Венецианской биеннале.
Тем временем, "Украинская правда.Жизнь" предлагает краткий дайджест проектов, получивших накануне награды FGAP 2012.
В инсталляции "Ностальгия. Классовые сантименты" бразильский художник Жонатас де Андраде апеллирует к проблемам культурной и исторической амнезии. На примере модернистской мозаики, выложенной кафелем на стене одного из домов в его родном городе Ресифе, художник обращается к духу времени – эпохе "после" идеологии и больших нарративов.
"Ностальгия, классовые сентименты" Жонатаса де Андраде |
Восстанавливая мозаичный орнамент на идеально подготовленной стене арт-центра, де Андраде одновременно деконструирует его – через использование объемных пластиковых кубов, которые намекают на неизбежность гипер-реального восприятия прошлого. Более того, часть графических элементов и вовсе перемещается на соседние стены с тем, чтобы заменить собой ключевые слова в манифестах бразильских архитекторов 1950-60-х гг. Лишаясь идеологической опоры, тексты становятся рамочной конструкцией, зависая в смысловом безвременье.
Ахмета Огюта, художника из Турции, интересуют механизмы вирусного распространения информации и возможности сетевой коммуникации. В проекте Eyewriter/DIY/ Аrbakir художник переносит принципы он-лайн стратегий в пространство традиционного церемониала маленькой курдской деревни, из которой он родом.
"Eyewriter/DIY/Arbakir" Ахмета Огюта |
Долларовые купюры, которыми принято забрасывать жениха и невесту в танце, становятся проводниками знания об устройстве eyewriter, ставшем доступным широкой аудитории силами хакеров и сетевых активистов. Небольшой механизм, позволяющий недвижимым людям общаться с близкими, теперь возможно малыми средствами сделать каждому. Инструкция по сбору устройства доступна на сайте, адрес которого распространяется через социальные сети и сотни однодолларовых купюр, ушедших в народ через перформативное действие Ахмета Огюта.
Точкой отсчета для проекта ливанской художницы Марвы Арсаниос стал журнал "Аль Хилал". Национализированный правительством Насера в середине ХХ века, он стал рупором реформ, направленных на модернизацию Арабских стран, которые, однако, были осуществлены только на бумаге. Арсаниос сверстала и напечатала художественную реплику одного из номеров журнала конца 1950-х гг. Реальные тексты и иллюстрации аутентичного выпуска художница дополнила выдуманными историями и фотографиями, часть которых перенесена в трехмерное пространство выставки в виде коллажей на стенах.
"Слова как звуки, язык как рифма" Марвы Арсаниос |
Ядро проекта – история девушки по имени Джамиля, которую на выставке ежечасно читает вслух перформер. Джамиля – реальная героиня антиколониальной борьбы в Алжире, ставшая полумифическим образцом патриотизма и эмансипации для всего арабского мира. На примере отдельно взятого сюжета проект Арсаниос показывает, как под давлением идеологии и влиянием масс-медиа искажается современное восприятие исторических событий и образов.
С темой истории и памяти работает также соотечественник Арсаниос Райан Табет. Инсталляция Табета представляет собой около 12 000 отлитых из цемента крохотных цилиндров, кубов и параллелограммов – копий деталей детского конструктора. Оригинальные разноцветные элементы этого конструктора встроены в отдельные части монохромного бетонного городка, что со стороны напоминает военную карту расположения стратегических объектов.
"Уроки архитектуры, пять далеких воспоминаний: чемодан, комната, игрушки, лодка и Марадона". Автор - Райяне Табет |
Абстрактная скульптурная композиция Табета метафорически отображает механизмы личной и коллективной памяти, показывая, как большинство образов прошлого сливаются в единую серую массу, из которой со временем свежо и ярко "всплывают" лишь отдельные моменты. Свои собственные первые детские воспоминания Табет лаконично уместил в пяти словах, составивших название проекта–"Чемодан, комната, игрушки, лодка и Марадона".
Будучи довольно известной и востребованной на международной художественной сцене, Миколь Ассаель некоторое время назад переехала на отдаленный греческий остров, где с тех пор живет и работает в уединении. Работа, которую Ассаель показывает на выставке FGAP, фактически не несет в себе никакого нарратива.
"Υπερενταση (Перенапряжение)" Миколь Ассаель |
На протяжении всего видео зритель наблюдает лишь броуновское движение пчел, что роятся прямо перед объективом камеры в огражденной стеклом емкости с унылым пейзажем на фоне. Работа, а вернее, то пространство, которое она создает в совокупности с темной комнатой неправильной формы, почти физически передает ощущение клаустрофобии. Зритель, таким образом, становится не отстраненным наблюдателем визуального ряда, но соучастником ситуации дискомфорта и тревоги, на чувственном уровне переживающим ее вместе с художницей.
Живопись является частью широкой дискурсивной практики Линетт Ядом-Боакье, которая включает в себе также преподавание и литературу. Работая в традиционном и нагруженном историческими коннотациями живописном инструментарии, художница обращается с ним достаточно непринужденно. Каждая картина пишется на одном дыхании, в течение дня, что позволяет Линетт уловить насущное, а также уйти от чрезмерной концентрации на отдельных полотнах.
Линетт Ядом-Боакье, "Мир в согласии с" |
Формально оставаясь портретами, ее работы максимально абстрактны: изображенные персонажи не являются реальными людьми, как и не дотягивают до собирательных образов, их позы и взгляды совершенно безыскусны, одежда и фон нейтральны, а действия банальны до неприличия. Единственная определенность, которая реализуется от полотна к полотну – герои всех полотен черные.
Художница, чьи родители иммигрировали в Британию из Ганы более 40 лет назад, объясняет свою последовательность в этом вопросе естественным положением дел: "Было бы странно, если бы я рисовала белых людей, т.к. я сама не белая."
В решении жюри отдать Главный приз Линетт не стоит усматривать политкорректности, равно как и намека на возрождение живописи. Как и в случае с работами самой художницы, смыслы заложены скорее в перманентном движении от полотна к полотну, от живописи к тексту, от искусства к практике жизни.
Присуждение премии Future Generation Art Prize серии скучных живописных полотен на фоне десятка многоуровневых и сложносоставных практик других номинантов подняло в украинском художественном сообществе волну непонимания, граничащего с негодованием.
Очевидно, что члены жюри руководствовались гораздо более широким кругом знаний о художниках, чем просто работами, представленными на выставке. Это, в свою очередь, свидетельствует о нетождественности реального художественного процесса выставке, выставки - Премии, а Премии - украинскому контексту.
Фотографии предоставлены PinchukArtCentre © 2012. Фотографы: Сергей Ильин и Иван Любенко