Тест

Бог в деталях: три выставки в новогодние праздники

Киевские галереи подготовились к затяжным каникулам во всеоружии: в предновогодние дни, будто сговорившись, арт-центр "Я Галерея", "Малая Галерея Мыстецкого Арсенала" и "Карась Галерея" открывают экспозиции, требующие от зрителя времени, внимания и погружения в детали.

На первых двух площадках книги художников разворачиваются в пространственные инсталляции – "Тижневик" Павла Макова, ключевой фигуры в украинском современном искусстве, и "Техника чтения" Ольги Ланько, молодой украинской художницы, которая живет и работает в Нидерландах и редко выставляется в родном Киеве.

Третий проект, традиционный для декабрьской программы Галереи, ее куратор Евгений Карась собирает из десятков рисунков украинских художников (от заслуженных метров до начинающих и непрофессиональных авторов) в специфическом формате – шариковая ручка на офисной бумаге А4.

Павел Маков

"Каждый участок может стать страницей книги" – так в своем эссе "Следы присутствия. Рассматривая работы Павла Макова с небольшой помощью от Ханса Ульриха Гумбрехта" Борис Филоненко описал работу художника "Огород. Место".

Именно рисунки и принты, составляющие единое целое в этом произведении, составили основу новой авторской книги Павла Макова "Тижневик", которая и дала название выставке художника в "Я Галерее".

Выставка одновременно является презентацией книги и ее экспозиционной "раскладкой". Многие листы, ставшие частью книги, киевский зритель мог видеть на персональной выставке Макова в PinchukArtCentre "Ковдра, Город, Башта, Хрест, Доля" в "составе" выше описанного произведения "Огород. Место".

На выставке в PinchukArtCentre произведение "Огород. Место" представляло собой комбинацию разных работ, на которых были изображены дачные участки в своей однообразной повторяемости, на первый взгляд, казавшиеся одинаковыми. Композиционно работы были заключены в круг, что вызывало ощущение цикличности. В "Я Галерее" работы с участками, повешенные плотными рядами, сформированные в многоуровневые композиции, наоборот, создают ощущение протяженности во времени.

"Тижневик" Павла Макова

Презентация "Тижневика" физически разворачивается в пространстве галереи, представляя "линейную" раскладку во времени, став своеобразной визуализацией проживаемых дней, историй, труда художника изо дня в день.

За каждым листом отдельная история, прочтение и форматирование которой в роман или эссе зависит уже от зрителя.

В этих листах с изображением участков Маков продолжает исследование места – магистральной темы своего творчества. Маков разрабатывает эту тему уже в течение 20 лет, тем не менее, каждая новая его работа не воспринимается вторичной по отношению к предыдущим поискам, наоборот, органично вытекает из них.

"Тижневик" Павла Макова

В работах Макова напрочь отсутствует ощущение эксплуатации самого себя и своих собственных тем. Выработав особый узнаваемый художественный язык, автор каждый раз создает новое высказывание. "Тижневик" воспринимается последовательным неразрывным от общего контекста творчества продолжением работы Макова, без налета самоповторения или самоцитирования.

Книга как целостный организм предполагает идейное и пластическое единство. Экспозиционно "Тижневик" представляет раскладку этого организма, визуализацию чередующихся друг за другом дней, линейность которых может разрушаться, или же, напротив, развиваться, обновляться, при участии… зрителя.

"Тижневик" Павла Макова

Спецификой этого проекта, включающего и книгу, и ее "визуальную раскладку", является взаимодействие со зрителем, участие которого может модифицировать созданную экспозицию путем покупки одного из произведений, таким образом, меняя экспозиционные блоки, то образуя разрывы и лакуны, то нарушая логику заданного "коврового" прочтения экспозиции, создавая ее новые трансфигурации.

Книга "Тижневик", в свою очередь, может дополняться историями, записанными ее новыми обладателями. Если в конце 1990-х годов Маков часто использовал в своем творчестве найденные объекты или найденные истории, стремясь к анонимности, избегая авторства в виде "писано имяреком", то в проекте "Тижневик" он приглашает зрителя к "соавторству", вовлекая как в процесс изменения экспозиции, так и создания нового нарратива в "Тижневике".

Рассматривая проект "Техника чтения" Ольги Ланько, вспоминается старая байка о советских археологах, рассказанная искусствоведом Катериной Стукаловой в ответ на злободневный вопрос о том, как воспринимать и с чем есть все это современное искусство.

"Техника чтения" Ольги Ланько

"У узбеков нет иллюзий" - получив такую телеграмму от работавших специалистов на раскопках в УзССР в 1930-е гг., советские органы не на шутку заволновались: подвергать сомнению политику партии в это время было опасно для жизни. К счастливому для всех сторон разрешению, прежде чем были приняты соответствующие меры, выяснилось, что археологи докладывали не о политической ангажированности дружественного народа, а о неспособности людей, проживших всю жизнь на степных просторах, видеть оптические иллюзии.

Не имея банального опыта смотрения и восприятия изображения на бумаге, эти люди не чувствовали визуального сбоя, глядя на знакомые нам с детства иллюзию решетки или иллюзию движения. То есть, умение видеть в современном искусстве "искусство", а не "оскорбление чувств верующих" или "пропаганду гомосексуализма" развивается опытным путем: нужно просто смотреть как можно больше и чаще и анализировать то, что видишь.

"Техника чтения" Ольги Ланько

В своем проекте Ольга Ланько оттолкнулась от предположения, что восприятию визуального можно научить(ся) так же, как писать, читать и интерпретировать тексты. Художница заимствовала понятийный аппарат из языкознания и создала на его основе грамоту изобразительного. Двигаясь от простого формального анализа к навыкам считывания политических подтекстов и культурных ссылок, учебник-artist book "Required Reading" исследует скрытые в изображении механизмы трансформации реального мира вещей в его двумерную репродукцию.

Выставка "Техника чтения" вышла не столько пространственной инкарнацией книги, сколько следующим шагом в изучении законов визуального. Массив фотографий, служащих в книге примерами-иллюстрациями, разворачиваются в экспозиции как самостоятельное высказывание. В контексте выставки фотографии не лишаются своей "обучающей" функции: по простым ярким натюрмортам легко проверить себя на способность выстраивать логические связи между элементами изображения, несколькими фотографиями в ряду, а также изображением и вне(визуально)языковой действительностью.

"Техника чтения" Ольги Ланько

Одновременно с этим "Техника чтения" срабатывает и как автономное произведение: в качестве реквизита для съемки художница выбирает предметы из своего ежедневного обихода, незаметно создавая портрет эпохи в натюрморте.

Внимание к деталям (если клубника, то каждая из корзинки, если желейные конфеты, то все виды, которые можно купить) проявляет наш мир в недоступном человеческому сознанию виде. Подобно Мейбрижду, который открыл несовершенство нашего восприятия, покадрово зафиксировав движение галопирующей лошади, выставка "Техника чтения" скрупулезно разбирает современность на детали с тем, чтобы представить ее во всей полноте, не доступной бытовому сознанию.

"Техника чтения" Ольги Ланько

Художница в этом смысле выступает археологом сегодняшнего дня, изучающим нравы и культуру эпохи по вещественным источникам: на фотографиях Ланько прищепки, стаканы и туфли становятся музейными экспонатами, раз и навсегда меняя наше восприятие предметного мира и себя в нем.

Ежегодный проект Карась Галереи "Художники рисуют. А4, шариковая ручка" работает через формальное ограничение – офисная бумага формата А4 и шариковая ручка являются единственно допустимыми материалами для создания работ. Стандартизация формы, как в случае с "Тижневиком" и "Техникой чтения", работает на проявление деталей и особенностей, не видимых в иных групповых проектах, пестующих разнообразие видов и техник. Простота материала оставляет художника наедине с чистым творческим актом: здесь не работает магия имени, прежние заслуги, сложносочиненные концепции и флер "произведения искусства".

Прошлогодний проект А4. "Художники рисуют. А4, шариковая ручка" можно будет увидеть в Карась Галерее с 28 декабря

28 декабря выставка откроется уже в шестой раз, представляя работы корифеев "А4" (Бабак, Исупов, Волязловский) наряду с молодыми и вообще неизвестными авторами. Это, пожалуй, один из наиболее демократичных проектов, реализующий идею горизонтальных отношений, как на этапе отбора, так и в экспозиции. Подобная открытость, столь редкая на просторах современного искусства, из года в год создает совершенно особенное настроение в выставочной программе зимы.

Прошлогодний проект А4

"Тижневик" Павла Макова открыт в арт-центре Я Галерея до 28 января.
"Техника чтения" Ольги Ланько продлится в Малой Галерее Мыстецкого Арсенала до 13 января.
"Художники рисуют. А4, шариковая ручка" можно будет увидеть в Карась Галерее с 28 декабря по 21 января.