Художники и революция. Харьковский выпуск

Эпицентр активного противостояние за последние дни из Киева переместился на восток страны и на крымский полуостров.

В этом смысле особый интерес для нас представляет Харьков, многие годы оккупированный криминалитетом, захватившим власть.

К Допе и Гепе, а также их "попередникам" жители Харькова настолько привыкли, что даже смирились с их наличием, сопротивляться же на протяжении многих лет отваживались одинокие гражданские активисты и художники.

Противостояние в этом городе до последнего времени проходило не по линии власть- гражданское общество (как, например, в Киеве), а по линии власть-активисты-художники.

То, что люди с художественным мышлением и активной гражданской позицией являются самым опасным для власти контингентом, становится понятным из этого сюжета, где Геннадий Кернес на заседании харьковского совета призывает бороться с действиями одного из наших сегодняшних героев.

Эти люди представляют мнение самого активного населения Харькова, способного сегодня переломить ход противостояния на востоке Украины. Их ответы демонстрируют общий настрой в среде протестующих: даже те, кто явно сочувствует революции, осознают невозможность солидаризироваться с украинской националистической идеей.

Три вопроса "Украинской правды. Жизнь" художникам остаются неизменными.

1. Как Вы относитесь к происходящим в стране событиям? Могли бы вы назвать эту революцию "своей"?

2. Что художник может предложить революции? На ваш взгляд, такое профессиональное самоопределение как-то влияет на участие в протестных движениях?

3. Стоит ли ждать, что #Евромайдан и связанные с ним события станут поводом для отдельного художественного высказывания?

Все ответы художниками были даны до событий прошлой недели, но все сказанное остается актуальными для них в связи с нынешним противостоянием в Харькове.

Сергей Попов, член группы SOSka, персональная выставка "Слои. Инструкции. Множества" открылась в первые дни тогда еще студенческого #евромайдана в Малой галерее Мыстецького Арсенала.

Работает в самых различных медиа: от живописи и видео до акционизма.

"Власть', 2010 год

1. На данный момент страна втянута в многоуровневый процесс трансформации. На уровне глобальных экономических и финансовых преобразований страна находится под влиянием сил притяжения двух союзов, которые спровоцировали появление #евромайдана.

Но не только отказ властей от евроинтеграции заставил людей выйти на улицу.

Обострившийся в последние годы социальный конфликт между властью и гражданами страны лежит в основании первых протестных выступлений.

"Прощание со свободой", апрель 2013

Люди вышли для определения социального будущего, каким оно должно быть. Эта фаза протестов была "общей" для всех. Однако, со временем протест приобрел ярко выраженный националистический характер, причем с отсутствием лидера и единой политической позиции. Такой характер революции не нашел массовой поддержки на востоке Украины. Харьков остается инертным, сторонников евромайдана мало, на них оказывают давление.

2. Революция - это не "академическое" событие, поэтому позиция художника должна быть универсальной, формы участия могут быть разнообразными, но при этом необходимо быть готовым на любую функцию, которая будет востребована со стороны революции.

Художник может внедряться в те субпроцессы происходящего, в которых он видит необходимость сделать художественное высказывание или находит возможность для самореализации как участник протеста.

"Падший-падшие", декабрь 2013

3. Внимание большинства художников сейчас сфокусировано на событиях, происходящих вокруг революции. Участвуя в протестах, в акциях, в самоорганизации, документируя разные аспекты происходящего художники накапливают опыт, который в последствии будет проанализирован и репрезентирован.

Некоторые художественные высказывания уже сейчас появляются в пространстве художественных институций и на #евромайдане. Такие события не могут быть проигнорированы художественной средой. Работа над ними по инерции будет совершаться еще несколько лет.

Николай Ридный, член группы SOSka, в 2013 году представлял Украину на Венецианской биеннале. В своих работах критикует практики власти и разгул мирового капитализма. Работает с различными медиа: камень (скульптура), рисунок, живопись, видео, фото, уличный активизм.

"Вода камень точит", 2013 год

1. События Майдана — это народный бунт, который власть пытается подавить, а оппозиция выжать свои дивиденты.

Я поддерживаю протест, так как выступаю против коррупции, бюрократии, а также убийства и арестов людей. Но я не поддерживаю националистические настроения, которые охватили протест.

Хотя в процентном отношении, ультраправых и откровенных фашистов в протестной массе меньшинство, они смогли успешно навязать либеральному большинству свои лозунги и правую риторику.

Во первых, случаи насилия по отношению к левым активистам, людям с другим цветом кожи и ЛГБТ, для меня, неприемлемы. Во вторых, националистический пафос протеста — это топтание на месте, так как его никогда не поддержит большинство жителей Восточной Украины.

Ведь Восток — не пассивная масса людей и опыт протестов заводских рабочих и транспортников последних лет это подтверждает. Но они не видят себя под лозунгами "Слава нації. Смерть ворогам", эти лозунги их раздражают.

Протест не выдвигает конкретные социальные требования, которые действительно важны для всех, а не только для Востока или только для Запада, а именно: решение проблем образования, медицины, общественного транспорта и тп.

Нужно отметить, что харьковский Евромайдан намного либеральнее и толерантнее, чем киевский. Например, харьковские анархисты там активно задействованы и имеют своё право голоса, а их идеи становятся популярными среди студентов.

В Харькове нельзя свергать власть под национальными лозунгами. Нельзя копировать уже совершённые активистами майданов глупости, вроде зачистки советских монументов. Нужно найти ту риторику, которая была бы здесь приемлемой для большинства.

У Востока своя специфика, свои культурные и исторические особенности — это нужно учитывать, а не пытаться ломать.

"Шелуха", 2008-2009 гг

2. Когда Майдан проходил в мирной стадии, не могу сказать, что художники могли с помощью искусства, привнести туда что-то важное. Майдан сам по себе можно назвать формой искусства с баррикадами-инсталляциями и активистскими перформансами.

Другое дело, что работы многих художников последних лет стали своего рода прогнозом погоды, который подтвердился сегодня. Было интересно поделится этим опытом с людьми и услышать их реакцию. Я делал это в рамках лекции на Открытом университете и на майдане в Харькове. Но когда началось противостояние на Грушевского, когда стали сажать и похищать людей — стало вообще не до искусства.

На протяжении всего времени я поддерживал события как активист: делал транспаранты, раздавал листовки, снимал документацию гражданских акций. Для меня важен только осмысленный протест. Кроме людей условно левых взглядов, которых меньшинство в этой волне, никто не пытается вести низовую агитацию, которая бы разрушила популистскую парадигму "титушки vs. бандеровцы", сталкивание людей лбами.

Из проекта "Шелуха", 2008-2009

3. Майдан, безусловно станет предметом рефлексии искусства, но для этого нужна временная дистанция. Я думаю, что скоро можно будет увидеть художественное осмысление происходящего. Я например, снимаю фильм о событиях. Многие художники — критически мыслящие люди, которые одновременно являются и участниками протестных событий и имеют внутреннюю дистанцию для отстранённого взгляда.

Гамлет Зиньковский, вместе с Николаем Ридным и Жанной Кадыровой представлял Украину на Венецианской биеннале. Работает с темой памяти. Создает различные объекты, artist book, рисунки, и пр.

1. "Своя Революция" - для меня слишком интимное и редкое понятие, относящееся к каким-то внутренним переворотам, переосознаниям. Уже месяц избегаю комментировать происходящий пиздец в стране.

Я не политический обозреватель (к счастью) и стараюсь не следить за новостями. Естественно я против нынешнего чичиков-правления, но поддерживать в этом городе Майдан реально опасно.

Слишком мало людей, окруженных не меньшим количеством мусоров и людей с камирами, составляющий базу Недовольных.

Почему я не в Киеве? Я устал задавать себе этот вопрос. Ответ очевиден - как бы глупо это не звучало, но мне просто жаль свою маму, которая со слезами упрашивала не ехать в столицу.

И вот когда на одной чаше - нервы родителей, а на другой - надрывный протест, я выбираю первое.

2.В силу своих амбиций я верил бы в силу художественного манифеста, но объективная реальность показывает совсем другое.

Если бы я собирался поменять ситуацию в стране, я бы сломал кисточки и пошел бы в депутаты. Или в киллера. Это - меняет. А затронуть умы некоторых людей, на чьи головы плюет правительство, – это ничего не изменит.

3. Точного прогноза тут быть не может. Конечно, ряд каких-то художников сделают видео, перформансы, фото, картины, но останется ли из всего произведенного что-то интересное скажем, лет через 50.

Дай бы Бог. Каждого художника толкает на работу своя тема: одному – революцию и горячие точки, второму – любовь или развод нужен, третьему – Лазурный берег с шампанским...

Те несколько работ, которые нарисовал в последнее время, спровоцированы нынешней ситуацией. Но так же можно было бы сказать, что они относятся к лихим 90-м или к сталинской диктатуре. Контекст как бы есть, но под эти работы можно впихнуть совсем другой смысл.

Василиса Незабаром, акционист, гражданский активист и фотограф. Продолжатель традиций харьковской школы фотографии.

1. Сегодня революция стала музой, которая вдохновляет миллионы людей. Поэтому нечестно называть ее "своей". Я чувствую себя частью огромного исторического события, способного сменить бандитскую парадигму на нечто более человеческое.

2. В Киеве почти любое художественное высказывание будет слабее того, что творит Майдан. Он самое главное творчество. Сложно сделать что-то более яркое, чем, скажем, пламя коктейля Молотова.

Отчасти поэтому я до сих пор остаюсь в Харькове, и делаю #АРТакция здесь. Нашей главной задачей остается десакрализация власти, уничтожения мифа о ее неприступности.

3. Сегодня мне больно смотреть на художников, которые используют Майдан, из всех позиций выбирая позицию наблюдателя. Мне кажется, сейчас художник не имеет морального права увлечься рефлексией, он должен стать гражданином и частью Революции. А вот позже и кино снимут, и книжки напишут обязательно.

Артем Волокитин, в 2010 году, попав в двадцатку номинантов на PinchukArtPrize с фотореалистичными работам, получили первую премию. Постоянный участник художественных выставок. Живописец.

"Дартц-траектория"

1.Трудно оставаться равнодушным к происходящему. Все, что происходит в стране, не может не отражаться на моем восприятии окружающей действительности.

2.Мои новые эскизы наполнены ощущением пугающей красоты. Думаю, что если бы в обществе были другие настроения, тематика работ была бы другой.

"Дартц-траектория"

3.Скорее всего, мои связанные с этим переживания выкристаллизуются в масштабную знаковую работу. Вероятно, это будет целая серия.

Реклама:

Головне сьогодні