Кинопремьеры недели:
Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён

85
6 червня 2014

С 5 июня на украинских экранах демонстрируются: драма "Роковая страсть" Джеймса Грэя и анимационный фантастический боевик "Космический пират Харлок", а также фестиваль урбанистического кино, "Король Лир" Шекспира и "Гамер" Олега Сенцова.

Роковая страсть / The Immigrant

Режиссёр: Джеймс Грэй
В ролях: Марион Котийяр, Хоакин Феникс, Джереми Реннер, Дагмара Доминчук, Джики Шнии, Майя Вампушис, Илья Волох, Анджела Сарафян
Жанр: драма
Страна: США

Тема эмиграции, так или иначе возникавшая практически во всех фильмах Джеймса Грэя, в его новой картине стала сюжетообразующей. Главная героиня повествования, действие которого разворачивается в 1921-м году- молодая полька Ева Цибульская, чьё путешествие в Америку, где она вместе со своей сестрой надеется найти лучшую жизнь, едва не заканчивается на пропускном пункте нью-йоркского острова Эллис.

Еву обвиняют в непристойном поведении на судне и соответственно объявляют персоной нон-грата, а у её сестры находят болезнь лёгких и помещают в карантин. На помощь героине неожиданно приходит таинственный незнакомец по имени Бруно, назвавшийся представителем общества помощи переселенцам.

 

Взяткой он смягчает сердце чиновника иммиграционной службы, находит для Евы временное жильё и предлагает ей место в своей театральной труппе, выступающей в захудалом ресторане.

 Однако, как и подозревает скептический зритель, ресторанные перформансы оказываются такой же парадной вывеской настоящей деятельности Бруно, как и его самоотверженная заботливость и вкрадчивые манеры, скрывающие подлую и жестокую натуру. Сцена оказывается эвфемизмом панели- Бруно предлагает зрителям сексуальные услуги своих артисток.

 

Пытающуюся протестовать Еву он с видом оскорблённого достоинства упрекает в неблагодарности и безответственности, присовокупляя, что, разумеется, соглашаться или нет- дело её личного выбора, но подумала ли она о томящейся в госпитале сестре, для выкупа которой нужны деньги, не говоря уже о собственном положении дармоедки? Выбор, сделанный героиней, предопределён жанром фильма.

Оригинальное название картины, "Иммигрантка", подчёркивает одиночество и отчуждённость положения Евы, брошенной на милость предприимчивых мерзавцев и осевшими в Нью-Йорке родственниками, отказывающимися ей помочь из-за слухов о её безнравственном поведении, и самим обществом и государственными структурами вожделенной "страны возможностей".

Изобличительный пафос Грэя достигает кульминации в эпизоде с театральным выступлением, в котором Бруно представляет публике своих девушек как беженок, нашедших в Америке приют от разнообразных несчастий, при этом Ева появляется наряженной в костюм Статуи свободы, подвергая тем самым горькому высмеиванию сакральные строки, украшающие этот символ американского гостеприимства:

…Пошлите мне отверженных, бездомных, Я им свечу у двери золотой!

Бездомные, отверженные изгнанники Грэя оказываются на их новой родине лишь удобными объектами эксплуатации, беззащитными жертвами физических и нравственных унижений.

 

Социальную критику авторы картины совмещают с изображением душевных бездн- Бруно, весьма выразительно сыгранный Хоакином Фениксом, предстаёт не заурядным негодяем, а психически неустойчивым психопатом, который не просто стремится выгодно использовать Еву, но и увлечённо, с наслаждением играет с ней в кошки-мышки, при этом явно испытывая к ней своеобразную страсть.

К сожалению, Грэя в его попытках сгустить трагедийность происходящего, как обычно, подводит чувство меры. Его стремление поразить аудиторию шокирующими образами страданий слишком очевидно, например, в рассказе героини о гибели её родителей, которых не просто убили, а отрубили им головы на глазах дочерей, или в её попытке прихорошиться, придавая пощёчинами надлежащий цвет своим щекам и накрашивая губы кровью из проколотого пальца.

 

Наиболее же мучительным при просмотре оказывается стокгольмский синдром, от которого постепенно начинает страдать Ева, заставляя страдать и зрителя. Это нагромождение бедствий и унижений в конце концов теряет всякую убедительность, несмотря на все усилия актёров и достоверно воспроизведённую фактуру Нью-Йорка вековой давности.

Оценка фильма 3 из 5

Космический пират Харлок / Space Pirate Captain Harlock

Режиссёр: Синдзи Арамаки
Роли озвучивают: Шун Огури, Аои Ю, Аяно Фукуда, Арата Фурута, Киёси Кобаяси, Харума Миура, Морикава Тосиюки
Жанр: анимационный фантастический боевик
Страна: Япония

…Там в межзвёздных просторах ревет гроза, от которой дрожит вся империя. Там какой-то пройдоха, мошенник и вор-собственно, космический пират капитан Харлок, ставший первым героем японской трёхмерной анимации, который сумел пробиться в украинский прокат со времён "Последней фантазии" 2001-го.

Поставленный по популярному рисованному сериалу конца 70-х, трёхмерный "Харлок" стал самым дорогостоящим (производственный бюджет- 30 миллионов долларов) проектом знаменитой Toei Animation, чьи фильмы, "Летающий корабль-призрак" и "Кот в сапогах", в своё время приобщили к аниме советских зрителей.

 

Сюжетная предпосылка "Капитана Харлока", как и "Роковой страсти", вертится вокруг темы миграции. Земляне, избороздившие караванами ракет звёздные просторы, затосковали по родной планете, однако Федерация Солнечной системы, власть в которой захватила транспланетная корпорация "Гея", запретила колонистам возвращение на Землю. За возможность приземлиться разгорелась война, проигранная колонистами.

Но тоску по континентам, океанам и небесам голубой планеты не вырвешь из сердца изгнанников, не запретишь им надеяться в один прекрасный день ступить на почву её благословенных материков. Символом этой тоски и этой надежды и становится космический пират капитан Харлок, за чьим звездолётом "Аркадия" тщетно охотятся силы Федерации.

 

В экипаж Харлока удаётся проникнуть федеральному агенту Яме, отважному юноше, намеренному предать преступника галактического размаха в руки правосудия- завязка, обещающая напряжённое противостояние двух благородных людей, которые в конце концов объединят усилия, поняв, что одинаково мечтают о светлом будущем вселенной. Однако происходящее успешно преодолевает гравитацию зрительских ожиданий.

Яма, живя на "Аркадии", сражаясь плечом к плечу с его экипажем, всё больше узнаёт о капитане, которого с детства привык считать кровожадным террористом.

Но все эти неведомые миру, одурманенному официальной пропагандой, подробности свидетельствуют, что Харлок- безумный, невменяемый фанатик, повинный в бедствиях столь чудовищных, что в сравнении с ними преступления Тамерлана и Путина выглядят проделками мелких гопников. Провозглашая речи об упадке цивилизации, Харлок мечтает исправить порочность нравов, расставив в нужных концах Вселенной взрывчатку, чтобы, взорвав само время, уничтожить Божий свет и заставить его тем самым перезапуститься- в надежде, что в следующий раз человечество будет вести себя лучше.

 

А главной претензией Харлока к корпорации "Гея" является то, что эта зловещая организация скрывает от людей страшную правду- Земля, куда стремятся сердца миллионов пасынков Вселенной, давным-давно превращена в необитаемую пустыню, причём виновником катастрофы (в воображении авторов фильма не столь ужасной, как попытки корпорации её скрыть) является никто иной, как капитан Харлок.

Все эти открытия вовсе не отталкивают Яму- агент преисполняется восхищением перед этим человеком, столь буквально воспринявшим призыв до основания разрушить весь мир насилья, и, похоже, создатели ленты вполне разделяют эти чувства.

При этом этические парадоксы не находят какого-либо разрешения- на сюжетной завязке практически заканчивается связное повествование, которое превращается в смесь эффектных космических боёв, бестолковых пафосных речей и самого исступлённого лиризма, с которым родственники и возлюбленные, выглядящие сплошь как маскирующиеся под участников эмо-групп вампиры, выясняют отношения на фоне вселенских катаклизмов.

Происходящее столь нелепо, изобилует такими абсурдными нестыковками, что кажется приплетённым из других фильмов, к тому же, характеры героев практически не разработаны- даже сам капитан Харлок остаётся таинственным романтическим манекеном, который большую часть фильма молчаливо восседает на своём троне, а в редкие минуты активности закалывает шпагой десяток-другой федералистских штурмовиков и городит патетическую чепуху, после чего снова застывает на троне.

 

Возможно, фильм существенно выиграл бы в мнении тех, кто сумел бы посмотреть его с отключенным звуком, хотя и в этом случае нельзя было бы не заметить, что приверженность эстетике "космических опер" превосходит в этой картине все разумные пределы, в первую очередь- в попытке перенести в космос пиратскую романтику.

Самый пылкий поклонник романов о капитане Бладе едва ли сможет без смеха смотреть на Харлока, наряженного по пиратской моде 17-го столетия, с его плащом, шпагой, повязкой на глазу и исполняющим роль наплечного попугая бакланом-мутантом, не говоря уже о таких реалиях космических боёв, как звёздолёт, управляемый корабельным штурвалом, изрешечённым лазерными лучами "Весёлым Роджером", трепещущим от дуновения космических ветров, и пиратами, которые бросаются на абордаж, размахивая алебардами.

Оценка фильма 2 из 5

5-го июля состоялось и киевское открытие программы избранных фильмов Международного фестиваля кино и урбанистики "86", проведённое в арт-центре "Closer", расположенном на территории ткацкой фабрики. Место действия позволило многочисленным посетителям лучше проникнуться ощущением индустриальной утопии со всеми её надеждами и разочарованиями, выражением которых стал город Славутич, обязанный своим существованием катастрофе на Чернобыльской АЭС, в котором фестиваль "86" впервые прошёл в апреле этого года.

Прекрасная подборка короткометражных лент, посвящённых различным городам от Алчевска до Нью-Йорка, была украшена бурным зрительским обсуждением, создавшим настоящую фестивальную атмосферу.

Сегодня в кинотеатре "Жовтень" состоится показ нашумевшей ленты "Труба", который киевская аудитория сможет обсудить с её режиссёром, российским документалистом Виталием Манским, а в субботу и воскресенье будут продемонстрированы ещё четыре городских киносимфоний, приглашающих заново ощутить и переосмыслить привычные феномены нашей городской повседневности.

В конце июня фильмы фестиваля будут презентованы в Львове, в июле - в Чернигове и других украинских городах. За расписанием мероприятий можно следить на сайте "86".

"Мы слепы в благоденствии, в беде мы прозреваем". Фестиваль "Британский театр в кино" в кинотеатре "Киев" продолжится 10-го июля постановкой одной из главных трагедий Шекспира, "Короля Лира".

Эта история о трагическом прозрении, освобождении человека от мирской суеты и иллюзий нашей самонадеянности и гордыни известна нам в первую очередь по блестящей картине Григория Козинцева 1970-го года.

Однако, как сказал выдающийся британский режиссёр Питер Брук, ""Король Лир является горой, чья вершина никем не была покорена, а путь к ней усеян останками прежних альпинистов". Новую попытку восхождения, которая и предлагается вниманию посетителей фестиваля, предпринял Сэм Мендес, известный нам как кинорежиссёр, автор таких фильмов, как "Красота по-американски" и "Морпехи". Свою постановку "Короля Лира" он осуществил на сцене лондонского театра "Донмар".

Главный же кинопоказ ближайшего времени пройдёт на телевидении: в ночь с понедельника на вторник, в 00:10, на канале "1+1" состоится специальный выпуск программы Владимира Войтенко "Аргумент кино". Этот последний на отечественном ТВ оплот киноискусства посвящён Олегу Сенцову и его фильму "Гамер".

В своё время члены жюри национального конкурса Третьего Одесского МКФ, в рамках которого была показана картина Сенцова, оправдывались перед журналистами, удивлёнными, что "Гамер"- первый за долгое время по-настоящему достойный полнометражный украинский фильм, снятый не Кирой Муратовой, - не получил от них главной награды.

Решение оставить "Гамер" без приза пояснили тем обстоятельством, что, дескать, эта лента с её отсутствием всяких государственных и национальных символов, с её русским языком лишена всяких украинских примет. Об этом судейском конфузе трудно думать без горькой иронии сейчас, когда "Гамер" воспринимается как предвестник нынешнего подъёма украинского кинематографа, а его режиссёр стал олицетворением украинского патриотизма и гражданского мужества.

По меткому замечанию одного из зрителей, в "Гамере" "украинское кино впервые догнало украинское бытие". Отечественные киноманы долгие годы мечтали о подобной картине- актуальной, достоверной, созданной из подручных средств. Сенцов, экономист по образованию, снял свой полнометражный дебют за собственные деньги.

Роли в ленте исполнили непрофессионалы, от которых режиссёру удалось добиться совершенно естественного поведения в кадре, и, очевидно, это был первый украинский фильм, в котором звучала подлинная речь современной молодёжи, живая и выразительная со всей своей лексической неказистостью.

Некоторым зрителям эта драма о подростке-геймере показалась несколько скучной, ведь, по сути, в ней ничего не происходит- герой сидит за компьютером, ведёт бессодержательные беседы с товарищами, слоняется по городу с отсутствующим видом.

Однако пристальное, упрямое внимание камеры к самым, казалось бы, незначительным вещам позволяет лучше понять не только среду обитания центрального персонажа, (ту среду постсоветского застоя, из которого мы смогли выбраться лишь благодаря драматическим событиям последней зимы), но и его характер. В какой-то момент мы с удивлением обнаруживаем, какая целеустремлённость, какая сила воли присущи герою, который находит им столь жалкое применение, выбрасывая свои способности в виртуальную пропасть.

Впрочем, фильм можно воспринимать не только как изображение геймерской субкультуры, тех химерических свершений, ради которых столько молодых людей жертвуют окружающим миром.

Кос, мечтающий о победе на очередном чемпионате ради самой победы, в сравнении с которой для него не имеют значения ни призы, ни карьерные возможности, ни внимание окружающих, олицетворяет нашу непомерную, абсурдную гордыню, стремление к призрачным успехам, которые по сути ничего нам не дают, а лишь мешают заниматься подлинно важными вещами.

Стоит отметить, что предшествующий показ "Гамера" прошёл в киноклубе Андрея Алфёрова "No Name Club" в рамках сбора средств для детей Сенцова, продолжающего пребывать в застенках ФСБ.

Напоминаем также, что каналом "1+1" был запущен сайт в поддержку Олега Сенцова.

Фото Kinopoisk.ru

powered by lun.ua