Путеводитель Одесского международного кинофестиваля 2014

Несмотря на вполне понятные финансовые и организационные трудности, которые свели к минимуму пафос "краснодорожечных" мероприятий Пятого Одесского МКФ, его собственно кинематографическая часть не понесла заметного урона: программа выглядит превосходно без всяких поправок на тяжёлые времена.

Основной, международный конкурс и вовсе представляется одним из наиболее сильных за историю этого смотра, составленный из стольких лауреатов престижных наград, что вполне мог бы заменить собой "Фестиваль фестивалей".

Например, "Чёрный уголь, тонкий лёд" китайца Йинана Дяо может похвастаться "Золотым медведем" и призом за лучшую роль Берлинского МКФ.

Эта криминальная драма, выдержанная в эстетике film noir, рассказывает об отчаянных попытках бывшего полицейского поймать убийцу, из-за неудачной охоты на которого он некогда был вынужден уйти в отставку.

В Берлине получила приз за лучший дебют и лента мексиканца Алонсо Руиспаласиоса "Гуэрос", трагикомедия о взрослении, поиске личной и национальной идентичности на фоне студенческих забастовок и социального кризиса.

А фильм "Party girl" французов Мари Амашукели, Клер Бюргер и Сэмюэля Тейса был назван лучшим дебютом уже на Каннском кинофестивале – героиня этой картины, едва ли когда-либо учившаяся в университете или принимавшая участие в забастовках, не повзрослела и к 60-ти годам и по-прежнему беспечно куролесит в ночных заведениях евросоюзной глубинки.

Куда более насыщено и драматично прошлое центрального персонажа ленты "Роксана" румына Вали Хотя, участвовавшей в конкурсе "Кинематографисты настоящего" МКФ в Локарно. Этот ветеран революционных бурь времён Чаушеску узнаёт из своего полицейского досье двадцатилетней давности неожиданные и страшные подробности о жизни своих близких.

А среди регалий "Свидания вслепую", лирической трагикомедии о взаимоотношениях учителя средних лет, очаровательной парикмахерши и её мужа-уголовника, поставленной грузином Леваном Когуашвили (знакомым украинскому зрителю по превосходной картине "Прогульщики") - приз ФИПРЕССИ МКФ в Софии, приз за лучшую режиссуру на кинофестивале goEast и участие в конкурсе МКФ в Токио.

"Свидание вслепую"

Среди участников конкура в первом приближении обращают на себя внимание также следующие фильмы – "Стерео" немца Максимилиана Эрленвайна, который, по отзыву арт-директора фестиваля Алика Шпилюка, столь скандален, что его "осмеливаются показать немногие" (а шок-фильм прошлогоднего конкурса, "Автоинспекция" поляка Войтека Смажовски, был прекрасен);

"Мотивации ноль" израильтянки Талии Лави, героини которого служат на затерянной в пустыне артиллерийской базе- фильм о девушках из израильской армии не может быть совсем уж плохим; "Поле собак" известного польского кинематографиста и художника Леха Маевского о поэте, который ищет спасения от личных драм и социальных катаклизмов в чтении "Божественной комедии" Данте и собственных мистических видениях.

"Моя русалка, моя Лореляй"

Отдельно следует упомянуть украинские фильмы-участники конкурсной программы - украино-российскую (о, сколько горьких, горестных ассоциаций!..) копродукцию "Моя русалка, моя Лореляй", поставленную знаменитой грузинкой Наной Джорджадзе (в прошлом году выступившей членом жюри ОМКФ), сотрудничающей с отечественными продюсерами со времён наиболее известной своей картины, "1001 рецепт влюблённого кулинара", и долгожданного "Поводыря" Олеся Санина, режиссёра, объявленного надеждой украинского кино после выхода в 2003-м году его полнометражного дебюта "Мамай".

"Поводирь"

Если "Моя русалка, моя Лореляй" является комедией о любви двух подростков в захолустном прибрежном посёлке, выдержанной в характерной для Джорджазе фантасмагорической манере, то "Поводырь" – жёсткая историческая драма, действие которой разворачивается в начале 30-х, во времена планомерного уничтожения украинского села и украинской интеллигенции. Метафорой этого культурного геноцида выступает история кобзаря и его поводыря-ребёнка, которые, спасаясь от преследований, идут по дорогам терзаемой Украины.

Фильмы Джорджадзе и Санина вошли также в национальный конкурс, составленный из семи полнометражных лент – количество, которое ещё пару лет назад невозможно было представить. Некоторые из этих фильмов уже известны нашему зрителю, например, антидетектив Владимира Тихого "Зелёная кофта", ставший по-настоящему глубоким кинематографическим осмыслением отечественной реальности, и "F 63.9 Болезнь любви" Дмитрия Томашпольского и Алёны Демьяненко, прихотливая, ироничная история о любви и космонавтике, одновременно следующая законам мелодраматического жанра и выворачивающая их наизнанку.

"F 63.9 Болезнь любви"

Другой фильм Томашпольского, "Лариса Кадочникова. Автопортрет" снят им в соавторстве с легендарной актрисой.

Ещё один документальный фильм, "Сумерки" Валентина Васяновича о старушке за восемьдесят и её ослепшем сыне, которые живут в затерянном на отечественных просторах селе и заботятся друг о друге с грехом пополам – трудно представить, что станет с тем, кто, не дай Бог, останется один, – получил специальное упоминание жюри фестиваля "Docudays UA", а турецко-украинский "Люби меня" Марины Эр Горбач и Мехмета Бахадыра Эра о случайной любви турецкого секс-туриста и киевской гетеры имеет в своём активе несколько наград португальского кинофестиваля "Фантаспорто".

"Сумерки"

Отдельная секция национального конкурса посвящена короткометражкам – тринадцать работ продолжительностью от четырёх минут до получаса будут разбиты на два кинопоказа.

Ещё одна посвящённая отечественному кино программа – блестящая подборка "Забытые шедевры", убедительно показывающая, что "украинским поэтическим кино" отнюдь не исчерпываются по-настоящему значимые картины советского периода.

Некоторые из этих лент столь прекрасны, что способны вызывать у иного зрителя малодушное сомнение, стоит ли вообще тратить время на просмотр кинематографических новинок, если жизнь можно посвятить поиску классических киножемчужин – таких, например, как "Два дня" Георгия Стабового (1927), одна из лучших в истории кино картин об ужасе гражданской войны, или как подвергнувшийся репрессиям сталинской цензуры (не то чтобы совсем несправедливо) за злостный отход от принципов соцреализма "Строгий юноша" Абрама Рома (1934), поставленный по сценарию знаменитого одесского прозаика Юрия Олеши, завораживающий своей волшебной, немного сюрреалистической атмосферой и парадоксальным остроумием, этакая кинематографическая грёза о возможности коммунистической утопии.

"Два дня"

Также в ретроспективу вошли лента "Скуки ради" Артура Войтицкого (1968) по замечательному рассказу Максима Горького (чей культивировавшийся образ родоначальника соцреализма так несправедливо испортил его литературную репутацию), превосходно воспроизводящая его тягучую, душную атмосферу и образы отупевших от тоски обитателей потерявшейся среди бескрайней степи железнодорожной станции, и "Дорогою ценою" Марка Донского (1957) по повести великого Михайло Коцюбинского, драматургически неровная, но обладающая необыкновенной визуальной выразительностью картина, многими критиками рассматриваемая как прямой предшественник "Теней забытых предков" Сергея Параджанова.

"Скуки ради"

Ещё один фильм "Забытых шедевров" относится уже к первым годам независимости – "Дикая любовь" Вилена Новака (1993), одна из немногих знаковых украинских лент 90-х, отразившая тогдашнюю тревогу, растерянность и беспомощность наших сограждан.

Зрителям, не расположенным подвергаться превратностям современного киноискусства, также придутся по вкусу традиционные оупенэйры ОМКФ- показ классики немого кино с живым музыкальным сопровождением. На Потёмкинской лестнице пройдёт демонстрация немой версии "Шантажа" сэра Альфреда Хичкока 1929-го года, пользовавшегося бешеным успехом у современников триллера о легкомысленной особе, которая, спровоцировав беспутного господина на сексуальные домогательства, вынуждена отбиваться от него столовым ножом, последствия чего приходится улаживать её возлюбленному, детективу Скотленд-Ярда.

"Шантаж"

Ещё более ранний – и не менее популярный, – фильм будет представлен на Ланжероновском спуске – "Фантомас" Луи Фейада 1913-го года, первая из пяти лент о суперзлодее из романов Аллена и Сувестра, во многом новаторская, очаровательно забавная и до сих пор смотрящаяся с интересом картина, предоставляющая аудитории возможность полюбоваться парижской фактурой столетней давности.

Доверие к нашему измельчавшему веку призвана вернуть программа "Фестиваль фестивалей", ОМКФ-версия наиболее интересных победителей авторитетных МКФ.

Наиболее ожидаемая картина подборки – "Зимняя спячка" турка Нури Бильге Джейлана, завоевавшая "Золотую пальмовую ветвь" и приз ФИПРЕССИ Каннского кинофестиваля.

"Зимняя спячка"

Это длящееся более трёх часов кинополотно посвящено выходящим из-под контроля взаимоотношениям трёх близких людей, которых вынужденное совместное пребывание в небольшом отеле, отрезанном от мира снежной бурей, в какой-то момент заставляет вспомнить слова персонажа пьесы Жан-Поля Сартра: "Ад – это другие".

Лента поляка Павла Павликовского "Ида", не обладая столь значимыми наградами, берёт количеством лавровых венков – на её счету более двадцати призов кинофестивалей различного формата и ранга, от МКФ в Торонто до минского "Листопада". Разумеется, завоёванные награды – лишь косвенное свидетельство, отблеск величия и красоты этого волшебного фильма о людях, чью жизнь искалечила Большая История.

"Ида"

Среди других картин программы хочется отметить поставленную на основе реальных событий о противостоянии законопослушного гражданина и преступника криминальную драму "Убить человека" чилийца Алехандро Фернандеса Альмендраса, удостоенную наградами на "Санденсе", МКФ в Роттердаме и МКФ в Чили; завоевавший призы Исландской киноакадемии, МКФ в Сан-Себастьяне и МКФ в Токио фильм исландца Бенедикта Эрлингссона "О лошадях и людях", в котором жизнь в исландской глухомани показана словно глазами лошадей;

"Любить, пить и петь" выдающегося французского режиссёра Алена Рене, получившего за эту лёгкую, ироничную и при этом насыщенную экспериментами с киноязыком ленту приз ФИПРЕССИ и приз Альфреда Бауэра на Берлинском МКФ менее чем за месяц до своей кончины; "Натюрморт" Умберто Пазолини, завоевавшую приз за режиссуру в программе "Горизонты" Венецианского МКФ трагикомедию о скромном чиновнике, который благодаря необычному заданию едва ли не впервые в жизни получает возможность реализовать себя как личность; "Анатомию скрепки" японца Акиры Икеды, абсурдистскую комедию, победившую на МКФ в Роттердаме.

Тем, кто захочет найти пристанище от разгула арт-хаусных стихий в тихой гавани прокатного кинематографа, адресована программа "Гала-премьеры" – в этом году она выглядит весьма степенно. Наиболее примечательная здесь картина – "Юность" именитого американца Ричарда Линклейтера, в котором история обычного американского ребёнка фактически рассказывается в режиме реального времени: чтобы убедительно отразить взросление героя, фильм снимался в течение 12 лет – на момент начала работы над проектом исполнителю было шесть.

"Юность"

Ещё один американский фильм, "А вот и она" Роба Райнера с Майклом Дагласом и Дайан Китон в главных ролях, свидетельствует, что самый желчный, грубый, беспринципный делец может получить шанс перемениться к лучшему.

О более незаурядном пожилом господине рассказывает лента шведа Феликса Хернгрена "Столетний старик, который вылез в окно и исчез" – её центральный персонаж, страдающий пироманией и не слишком ориентирующийся в окружающем мире, на протяжении своей долгой жизни раз за разом сталкивался с великими мира сего от генерала Франко до Иосифа Сталина и неоднократно – вовсе не отдавая себе в этом отчёт, – менял ход мировой истории, а, отпраздновав столетний юбилей, ненароком вступил в противостояние с бандой уголовников.

"Столетний старик, который вылез в окно и исчез"

Украинский участник программы, документальный фильм "Голливуд над Днепром. Сны из Атлантиды" Олега Чёрного, посвящён селу Бучак Черкасской области, ставшему съёмочной площадкой множества прославленных картин, среди которых – "Вечер на Ивана Купалу" Юрия Ильенко, "Сон" Владимира Денисенко, "Иваново детство" Андрея Тарковского.

Помимо жителей села, вспоминающих о ходе съёмок фильмов, вписавших их малую родину в историю кино, героями ленты выступили Лариса Кадочникова, Сергей Буковский, Раиса Недашковская, Михаил Ильенко и другие известные кинематографисты.

А своеобразной прогулкой по истории британского кино последних десятилетий станет ретроспектива Стивена Фрирза, одного из самых значительных английских постановщиков, который лично представит в Одессе свои картины "Моя прекрасная прачечная" (1985), "Шери" (2009) "Тамара Дрю" (2010) и "Филомена" (2013).

Большую часть программы "Специальные показы" можно озаглавить возгласом Чацкого "А судьи кто?".

Творчество председателя жюри международного конкурса, британца Питера Веббера будет представлено его самой известной картиной, "Девушкой с жемчужной серёжкой" 2003-го года, превосходно снятой и разыгранной драмой об истоках вдохновения.

Председатель жюри национального конкурса, замечательный российский документалист Виталий Манский, в прошлом году представивший на ОМКФ нашумевший фильм "Труба", покажет свою новую работу, фильм "Книга", посвящённый современному восприятию "Книги скорбных песнопений" Григора Нарекаци, великого религиозного, философского, поэтического памятника Х века, центрального произведения армянской литературы.

Также будут показаны одна из главных украинских картин последнего времени, "Хайтарма" Ахтема Сейтаблаева о депортации крымских татар – пронзительное, искреннее произведение, которое, к сожалению, стало сейчас весьма актуальным, – и документальный фильм грузинки Наны Джанелидзе (как и Сейтаблаев, ставшей членом жюри национального конкурса) "А есть ли там театр?!", в котором судьба семьи Кавсадзе предстаёт отражением судьбы грузинского народа – и вообще всех народов Советского Союза, переживших террор и великую войну.

Но, вероятно, самый ожидаемый фильм секции – "Майдан" члена жюри международного конкурса Сергея Лозницы, документальная лента о киевской зиме, ставшая, судя по восторженной реакции публики Каннского МКФ, красноречивым свидетелем защиты нашей революции.

"Майдан"

"Майдан" также является участником, быть может, наиболее интересной программы ОМКФ – составленной совместно с фестивалем "Docudays UA" подборки документальных картин о протестном движении "Путь к свободе", ставшей непосредственным откликом на отечественные события (нужно отметить, что организаторы сделали свободный вход на фильмы программы).

Другой фильм, посвящённый судьбоносному противостоянию на улицах Киева, "Чёрная тетрадь Майдана", создан усилиями тринадцати студентов второго курса режиссуры КНУТКиТ им. Карпенко-Карого, которые под руководством своего мастера Юрия Терещенко стремились представить свой личный взгляд на события, непосредственными участниками которых являлись.

В Украине разворачивается действие и фильма швейцарца Алена Марго "Я – FEMEN", посвящённого скандальному движению, в своё время буквально разгромленному репрессивной машиной режима.

Драматическим событиям, весьма похожим на пережитое и переживаемое нашими соотвественниками, посвящена нашумевшая картина "Площадь" Джехен Нужейм о гражданах Египта, вышедших на площадь Тахрир бороться за свои права, которым пришлось узнать- как и нам теперь, – что свержение ненавистной диктатуры является только началом, а не счастливым завершением.

Демонстрация этого прекрасного фильма, номинировавшегося на "Оскар" и получившего, среди множества других наград, приз зрительских симпатий на "Санденсе" и приз "Международной Амнистии" на Берлинском МКФ, была организована фестивалем "Docudays UA" на Майдане в разгар зимних событий. А в рамках самих "Докудейзов" был показан и чрезвычайно тепло принят киевской публикой следующий фильм программы, "Pussy против Путина", замечательно снятая и смонтированная российскими гражданскими активистами, скрывшимися под псевдонимом Gogol’s Wives, хроника акций "Pussy Riot" и абсурдного преследования группы российскими властями.

Ещё две картины посвящены постколониальному пространству распавшейся советской империи.

"Бархатные террористы" словаков Павола Пекарчика, Ивана Остроховски и Петера Керекеса повествуют о судьбах непутёвых террористов-антикоммунистов, которые во времена Чехословакии отсидели различные сроки за неудачные попытки терактов, а "Где ты, Бухарест?" румына Влада Петри рассказывает о протестах против нынешней власти Румынии, многие участники которых 23 года назад участвовали и в движении, закончившемся падением режима Чаушеску.

Необходимо отметить ещё два спецпоказа отечественных фильмов – "Астенического синдрома" Киры Муратовой, с наибольшей художественной мощью отразившего социальные катаклизмы времён краха СССР, и "Гамера" Олега Сенцова, в 2012-м участвовавшего в национальном конкурсе ОМКФ и ставшего первой за долгие годы выдающейся отечественной картиной, снятой не Кирой Муратовой.

В настоящее время Сенцов должен был снимать свой второй фильм, криминальную драму "Носорог" о ревущих 90-х, однако, увы, его чувство гражданской ответственности и личное мужество оказались под стать его таланту, и вместо этого он сам оказывается героем любительских роликов наподобие следующего:

На нескольких крупных фестивалях существует традиция ставить на торжественных церемониях специальное кресло для Джафара Панахи, знаменитого иранского режиссёра, осуждённого за свою гражданскую активность. К сожалению, теперь рядом с креслом для Панахи – с Божьей помощью, ненадолго, – можно ставить кресло и для украинского режиссёра, вступившего в борьбу с диктатурой, своей беспринципностью и мракобесием едва ли уступающей режиму Исламской республики.

Как обычно, основными фестивальными площадками ОМКФ станут кинотеатр "Родина" и Театр музыкальной комедии им. М.Водяного. С подробным расписанием мероприятий фестиваля можно ознакомиться на сайте кинофестиваля.

Все фото oiff.com.ua

Реклама:

Головне сьогодні