Интимная топография Анатолия Сумара в НХМУ

Последние два месяца Национальный художественный музей встречает посетителей двумя большими банерами-пилонами с пятью загадочными буквами СУМАР.

Эта фамилия художника мало что говорит широкой музейной публике. Вот уже почти полвека она так же мало известна и профессиональным искусствоведам.

Так сложилось, что проект куратора Валерия Сахарука - первая большая ретроспективная выставка выдающегося, как теперь уже абсолютно очевидно, художника Анатолия Сумара, незаметно присутствовавшего до этого момента в пространстве украинского искусства.

Фото автора

В жизни Сумара был всего один продуктивный творческий период, который длился около 10 лет с конца 50-х до середины 60-х гг., после чего художник прекратил программно заниматься живописью. Однако сделанного за это время оказалось достаточно, чтобы заполнить одну из самых ярких страниц в летописи украинского шестидесятничества.

В истории найдется не много художников, которые смогли бы за такой короткий срок создать столь выразительные произведения, а потом добровольно сойти с этой стези, отказавшись двигаться дальше.

Нам сегодняшним такой шаг кажется безумием, граничащим с героизмом. Человек победил систему, столкнувшись с непониманием, думаем мы. Он отказался быть перемолотым ее жерновами и исключил себя из нее. Но на самом деле это не было победой.

Здесь и далее - фото Марии Быковой

Шестидесятников часто сравнивают с анахоретами, отшельниками. Но не стоит забывать, что это был не их выбор. Они просто принимали такое положение вещей.

Другой замечательный художник-шестидесятник Аким Левич в одном из наших недавних разговоров назвал такое вынужденное "анахоретство" поражением. Никак иначе воспринимать отказ художника делиться своим искусством со зрителем невозможно.

Иные шестидесятники признавали свое поражение, закрываясь в мастерских и работая "в стол". Анатолий Сумар совсем отказался от изобразительного творчества. И этот отказ говорит о советской действительности гораздо больше, чем тысячи квадратных метров официальных полотен.

Впрочем, тонкий и наблюдательный Валерий Сахарук приводит и другое, гораздо более поэтичное объяснение такому решению художника - он уверен, что это было связано с переездом.

Будучи заложником советской системы, Сумар все же оставался советским человеком. Но художником он был, прежде всего, киевским. Его творческая биография неразрывно связана с городом.

В работах Сумара очерчены контуры интимной топографии его личного пространства, где фрагменты городской среды, предметы интерьера и экстерьера при помощи фантазии художника сплетаются в причудливые декоративные узоры. Эти узоры лишь на первый взгляд выглядят абстрактно.

При внимательном всматривании мы можем различить очень точно воспроизведенные фрагменты любимого города. Мы видим киевские каштаны, фонари, дающие вечерний рассеянный свет, вот набережная, вот Владимирская горка. Разгадав всего один знак, очень быстро вникаешь в образный язык художника, и рассматривание картин превращается в своеобразную экскурсию по городу полувековой давности. Это похоже на чудо прозрения.

Испытав это чувство на себе, трудно не согласиться с Валерием Сахаруком, который полагает, что желание заниматься живописью покинуло Сумара после вынужденного переезда из дома № 50 по ул. Владимирской, где начался творческий путь художника, в один из отдаленных районов. С этого момента город перестал быть его личным пространством, для него это уже был не Киев.

Валерий называет этот проект этапным не только для своей карьеры, но и для всей жизни. Это именно тот редкий случай, когда художнику повезло с исследователем так же, как и исследователю с художником. В результате получилась не просто выставка, но и книга, где любовно и подробно описана каждая работа автора.

Именно благодаря этому исследованию Анатолий Сумар больше никогда уже не исчезнет с горизонта украинского искусства.

На фоне военного конфликта и прогрессирующего невроза общества этот камерный, но по-музейному основательный проект, стал глотком свежего воздуха, знаком того, что жизнь всегда побеждает, какой бы страшной ни казалась агония дня сегодняшнего.

Выставка продлена до 28 сентября, но советую вам не откладывать поход в музей до последнего - вам обязательно захочется увидеть ее еще раз.

Реклама:

Головне сьогодні