Новые тона в джазовой палитре Киева

На джазовой карте Киева в этом году добавилась новая точка. Причем в клубе Closer можно не только регулярно послушать джаз, но здесь также проводятся лекции о джазе и музыке. Иными словами, клуб занимается не только клубно-концертной деятельностью, но и просветительской – а это уже культурный замысел.

Минувший четверг, вероятно, можно считать новой ступенькой в деятельности клуба. Первый "привоз", т. е., если до сих пор клуб предоставлял площадку только отечественным исполнителям, то в этот раз впервые привез зарубежного исполнителя – норвежскую джазовую певицу Мари Квьен Брунволь.

В последние годы скандинавский джаз с его характерными "северными", отрешенными тонами и настроениями все чаще появляется на джазовых площадках нашей страны: норвежцы – трубач Нильс Петтер Мольвер и клавишник Бугге Вессельтофт на львовском Альфа Джаз Фесте 2013 (прошлой осенью Вессельтофт также побывал с концертом в Киеве), шведское трио Якоба Карлсона на "Джаз Коктебель 2013", наконец, недавнее потрясающее выступление шведской четверки Tonbruket Дэна Берглунда на Voloshin Week End 2014 в Киеве.

Все бесспорные звезды европейского джаза.

И вот новое знакомство.

Mari Kvien Brunvoll начала свою музыкальную карьеру всего несколько лет назад, успела выпустить один сольный альбом, название которого сводится к ее имени, но уже привлекла к себе внимание на ряде джазовых фестивалей, совместными концертами с Бугге Вессельтофтом и другими выступлениями.

Мари Квьен Брунволь – это человек-оркестр. Главный ее инструмент – это голос, который множится и видоизменяется с помощью электроники, создает многоголосие и как бы инструментальный аккомпанемент (в основном имитацией ударных).

Кроме этого, из музыкальных инструментов она использует совсем простые и непрофессиональные – некий рожок или дудку, инструмент явно народный, на котором Мари импровизирует, и что-то вроде музыкальных шкатулки.

Иначе говоря, оба инструмента с очень ограниченным музыкальным диапазоном, что подчеркивает концептуальный минимализм средств, дистанцирование от сложных музыкальных гармоний и, соответственно, установку прежде всего на простоту, искренность и доверительность исполнения. Во время концерта Мари даже просит слушателей подойти поближе к сцене, чтобы максимально сократить дистанцию – и музыкальную, и человеческую.

Легко ощутить сильную фольклорную составляющую пения исполнительницы, прежде всего в эмоциональном диапазоне ее песен и, отчасти, в мотивах. Заунывно-задумчивый тон, к которому примешивается та самая скандинавская отрешенность: то ли внутренний мир певицы, то ли созерцание северных пространств, хотя, по-видимому, это вещи родственные. Такая музыка, может, и не захватывает, но приглашает к иным небудничным состояниям.

Выход на сцену Мари Квьен Брунволь предварило выступление киевских музыкантов – трубача Дениса Аду, контрабасиста Антона Сузько и барабанщика Александра Полякова, которые изобразили фантазию на заданную, т.е. в данном случае как бы норвежскую тему с красноречивым названием проекта Audiosilence.

Смесь эмбиент, фри джаза, хип-хопа, которая по настроению и благодаря трубе Дениса Аду заставляла напоминала музыку Нильса Петтера Мольвера (впрочем, можно вспомнить также Эрика Трюфаза и, в конечном, счете Майлза Дэвиса).

Надо сказать, что музыканты выступали без репетиции. 40-45 минут чистой импровизации. Словом, эксперимент, прежде всего, в музыкальном смысле, который получился во всяком случае любопытным. И тут же после концерта нарисовалось продолжение, поскольку и организаторов, и у музыкантов есть желание продолжить этот совместный проект.

Экспериментальная, в частности, электронная музыка – нечастый гость на киевских джазовых площадках, в отличие, например, от Львова и прежде всего фестиваля Jazz Bez, где ее присутствие обязательно и многообразно.

Поэтому можно сказать, что вечер, хотя и был наполовину чистой импровизацией, получился концептуальным и обещающим. В смысле возможного обогащения киевской джазовой палитры.

Реклама:

Головне сьогодні