Новое британское кино-2014: рокеры, зэки и морской дьявол

Одно из наиболее примечательных событий осеннего сезона, фестиваль "Новое британское кино", организованный компанией "Артхаус Трафик", Британским Советом в Украине и Детским фондом ООН (ЮНИСЕФ), пройдёт в этом году уже в 14-й раз.

Лейтмотивом нынешнего смотра станет одна из главных для британского искусства тем- взаимоотношения личности и общества, выраженные через стремление к свободе и необходимость соответствовать поведенческим нормам, через столкновение традиций и новаторства.

Откроет фестиваль картина "Джими Хендрикс", поставленная американским режиссёром и драматургом Джоном Ридли, который известен прежде всего как автор сценария к таким талантливым и тематически несхожим лентам, как "Поворот" Оливера Стоуна, "Три короля" Дэйвида О.Рассела и "12 лет рабства" Стива МакКуина.

"Джими Хендрикс" рассказывает о раннем этапе карьеры великого музыканта, пионера психоделического рока, изменившего представление о возможностях электрогитары. Как свидетельствует фильм, Англия сыграла важную роль в творческом пути этого выходца из негритянского гетто Сиэтла, точнее, две её прекрасных уроженки, которые смогли увидеть в нём выдающийся талант гораздо раньше, чем косные продюсеры и легкомысленная публика.

О соответствии фильма исторической правде предоставим судить знатокам рок-музыки и ещё живым участникам событий, у которых лента Джона Ридли вызвала неоднозначную реакцию. Однако, вне зависимости от того, каким был Джими Хендрикс в действительности, авторам картины удалось создать выразительный образ инфантильного, эгоистичного и неуверенного в себе, но беззаветно преданного искусству художника (здесь нужно отметить превосходную игру исполнителя главной роли Андре Бенджамина, участника группы OutKast).

Творчество этого человека приносит радость ценителям и вдохновляет других музыкантов, близкие отношения с ним оказываются источником разочарования и боли. Достоинством фильма также является яркое изображение жизни творческой богемы поздних 60-х.

Другому великому художнику посвящён фильм "Уильям Тёрнер", поставленный одним из наиболее крупных европейских режиссёров современности Майком Ли.

Майк Ли, автор таких выдающихся лент, как "Обнажённые" и "Секреты и ложь", впервые обращается к жанру кинематографической биографии, чтобы рассказать о поздних годах жизни главного британского живописца XIX века, пережившего как минуты признания и восхищения, так и насмешки и откровенную хулу современников, которым его картины, воспринимающиеся сейчас как предвосхищение импрессионизма, казались невразумительными, безвкусными и даже свидетельствующими о психическом расстройстве.

Фильм Ли создаёт объёмный, достоверный образ художника (исполнение его роли стало одной из лучших работ замечательного британского актёра Тимоти Сполла, получившего за "Тёрнера" приз Каннского МКФ), а также является захватывающим киноэкскурсом в викторианскую эпоху.

О столь же бескомпромиссных- но куда менее успешных, -представителях творческого мира рассказывает фильм "Фрэнк" ирландского режиссёра Ленни Абрахамсона (известного нашему зрителю по весьма нестандартному триллеру "Что сделал Ричард", демонстрировавшемуся в рамках Айришфеста).

Главный герой произведения- юный клерк, мечтающий о музыкальной карьере, который волею случая становится участником рок-группы, состоящей по большей части из людей с разнообразными психическими расстройствами. Эксцентричный коллектив возглавляет Фрэнк, приверженец самых диких музыкальных экспериментов, никогда не снимающий голову-маску из папье-маше (несмотря на очевидные ограничения, эта роль стала очередным успехом Майкла Фассбендера).

Это трагикомическое повествование воспринимается как притча об отчаянной потребности современного человека вырваться из скуки офисных будней, о стремлении к самовыражению и тех опасностях, которые таит в себе выход за привычные рамки- безумии, непонимании со стороны окружающих, саморазрушении. Показательно, что фильм снискал горячие симпатии в среде начинающих музыкантов .

Конфликт с окружающим миром по-своему переживает и герой картины "Малолетка" известного шотландского режиссёра Дэйвида Маккензи, автора лент "Молодой Адам" и "Последняя любовь на земле". Этот юноша за тяжкое преступление осуждён на 19 лет. Сильный и самоуверенный, он кажется молодым зверем, агрессивным и безжалостным, чуждым всяких рефлексий.

То человеческое, что в нём всё-таки есть, постепенно проявляется во взаимоотношениях с отцом, авторитетным уголовником, отбывающим пожизненное заключение в одной тюрьме с сыном. Молодой человек стремится показать свою независимость от него и при этом отчаянно жаждет его одобрения. Своеобразным заместителем этого нерадивого родителя выступает тюремный психолог, обладающий поистине христианской способностью сопереживать отъявленным негодяям.

И психолог, и отец, каждый по-своему, пытаются укротить буйный темперамент юноши, научить его контролировать свои порывы, принять необходимость следовать тюремным, воровским и нравственным законам.

Фильм показывает, что даже в тюрьме для особо опасных преступников- большинству из которых было бы лучше никогда не выходить из-за решётки, -остаётся место для проявления сочувствия и человеческой солидарности.

Героя ленты Пола Райта "За тех, кто в море" сталкивает с окружающим миром не преступление, а трагическое происшествие. Центральный персонаж, житель приморского поселения, оказывается единственным из шести молодых мужчин, вернувшимся из рыбацкого рейда. Жители деревни и, в особенности, родственники погибших, относятся к парню не только без особенного сочувствия, но, напротив, испытывают к нему неприязнь.

Его спасение воспринимается как нечто трусливое, постыдное, предательское. Ситуация обостряется тем, что обстоятельства случившегося, причины гибели рыбаков, чьи тела не были найдены, никому не известны- главный герой является единственным свидетелем драмы, однако он не может ничего вспомнить.

Фото ukfilms.ru

Сам юноша не слишком обращает внимание на враждебность односельчан, погружённый в собственное безутешное горе- среди погибших был и его брат. Постепенно его сознанием завладевает мысль, что он и его товарищи стали жертвой нападения морского чудовища из легенды, которую когда-то рассказывала мать.

Чувство вины, детские страхи, местные суеверия, растущее отчуждение с окружающими и, вероятно, проявившееся из-за стресса психическое расстройство превращают героя в пленника своих фантазий, само же повествование постепенно приобретает характер мрачных, сюрреалистических галлюцинаций.

Возможно, с наибольшей пронзительностью конфликт старого и нового выражен в ленте Гона Хау "Ритчимно напевая". Фильм рассказывает о взаимоотношениях пожилой китаянки и возлюбленного её сына, погибшего в результате дорожного происшествия. Прежде героиня недолюбливала этого человека и не доверяла ему, как и всей западной цивилизации.

Она и теперь сохраняет настороженное отношение, но вынуждена общаться с ним, поскольку после смерти сына оказалась совершенно одинокой и беспомощной- прожив большую часть жизни в Англии, она даже не выучила английского.

Вместе с тем, для каждого из них эти взаимоотношения являются возможностью продлить общение с дорогим человеком, попытаться как-то закончить спор, который при его жизни старались не возобновлять. Лента Хау свидетельствует, что ксенофобия и укоренение в предрассудках словно лишают нас языка и слуха, изолируют нас от мира.

Помимо полнометражных картин, в программе фестиваля представлена подборка короткометражных лент "Британия. Коротко", составленная из восьми номинантов на приз Британской киноакадемии (BAFTA).

В рамках фестиваля пройдёт и "Семейный уик-энд", организованный также под эгидой ЮНИСЕФ и "ЧилдренКинофеста"- бесплатный показ двух картин, спортивной ленты "Поверь" Дэйвида Шайнманна о юном футболисте, чья карьера пошла бы под откос из-за проблем с законом, если бы не помощь тренера и товарищей по команде, и мультфильма "Барашек Шон", созданного классиком пластилиновой анимации, создателем "Уоллеса и Громита" Ником Парком.

Завершит фестиваль документальный фильм "Про детей и про кино" ирландского кинокритика Марка Казинса (известного киевским киноманам по его эпического размаха 15-часовой работе "Одиссея кино"), посвящённый собственно образу ребёнка в истории кинематографа.

Фестиваль пройдёт в столичном кинотеатре "Киев" с 13-го по 20-е ноября, а затем переместится в Харьков, Одессу, Днепропетровск, Львов, Мариуполь и Винницу.

Реклама:

Головне сьогодні