Премьеры недели: Двадцатый век начинается

С 6 ноября на украинских экранах демонстрируются: триллер "Обитель проклятых" Брэда Андерсона и фантастический фильм "Интерстеллар" Кристофера Нолана. А также: триумфатор Одесского кинофестиваля "Мотивации ноль" Тальи Лави, 14-й фестиваль "Новое британское кино", "Британский театр в кино", "Выходные в опере" и встреча с Марио Варгасом Льосой.

Обитель проклятых / Eliza Graves

Режиссёр: Брэд Андерсон
В ролях: Кейт Бэкинсейл, Джим Стёрджесс, Бен Кингсли, Дэйвид Тьюлис, Майкл Кейн, Брендан Глисон, Джейсон Флеминг, Софи Кеннеди Кларк, Шинед Кьюсак, Эдмунд Кингсли
Жанр: триллер
Страна: США

Фильм Брэда Андресона, поставленный по рассказу Эдгара Алана По "Система доктора Смоля и профессора Перро", можно назвать образчиком удачной киноадаптации. События, которым посвящена "Система" (её можно отнести скорее к юмористическим произведениям писателя, чем к его мрачным "историям, исполненным неизъяснимого ужаса"), служат только завязкой сюжета для киноленты.

В новелле молодой человек, от лица которого ведётся повествование, прибывает в психиатрическую лечебницу, власть в которой захватили сумасшедшие, заключившие своих врачей и медсестёр в палаты для буйных. Главарь бунта безумцев, вступивший в должность главного врача, шутки ради сам рассказывает об этом герою как о некогда произошедшем случае, и юноша, человек весьма недалёкий, никак не может взять в толк, кем на самом деле являются те, кого он принял за медперсонал.

Тут и далее фото Кino-teatr.ua

Герой "Обители проклятых" оказывается не так прост. Этот молодой психиатр с дипломом Оксфорда быстро обнаруживает, что главный врач, его сотрудники и смахивающие на головорезов с большой дороги охранники приюта- умалишённые, упрятавшие настоящих докторов в подвалы.

При этом большая часть обитателей лечебницы так и остались на положении пациентов, однако новое руководство обходится с ними совсем не так, как прежнее, заменив наркотические препараты, клетки, ледяные ванны и физические манипуляции, которым не позавидовали бы и жертвы средневековых инквизиторов, заботливым вниманием, лаской и потаканием самым вздорным причудам.

Новый подход оказывает на больных самое благотворное воздействие, тем более, что, помимо по-настоящему буйных и опасных субъектов, многие из них- совершенно безобидные меланхолики, чудаки или люди, страдающие "неизлечимым гомосексуализмом". Многие пациенты оказались здесь по настоянию родни, влиятельных представителей высшего общества, решивших упрятать подальше тех, кто мог бы запятнать честь благородных семейств.

Между тем, новая администрация всё же не способна эффективно управлять лечебницей- к концу подходит и провизия, и уголь, -а незадачливым докторам, сидящим в застенках, где прежде томились их пациенты, уготована, по всей видимости, участь пострашнее смерти от голода и холода.

Однако герой не торопится спастись бегством, беспокоясь о судьбе одной из пациенток заведения, прекрасной Элизы Грейвз, чьё душевное расстройство усилил травматический брак с лордом-психопатом и варварские методы лечения. Делая вид, что он ни о чём не подозревает, юноша становится помощником предводителя безумцев, возглавившего заведение.

Андресону прекрасно удаётся жанр викторианской готики (хотя из-за цифровой съёмки и возникает некоторый стилистический диссонанс), при этом сама викторианская эпоха подвергается ревизии в этой картине, вполне убедительно показывающей лицемерие, жестокость и пренебрежение к правам личности, царящие под прикрытием добропорядочности, хороших манер и незыблемости нравственных ориентиров.

Главное же достоинство фильма заключается в том, что в нём усилена и переосмыслена (тут следует отметить превосходный сценарий Джо Ганджеми) метафоричность первоисточника.

Если у По бунт пациентов стал возможен благодаря тому, что медики практически ничем не ограничивали их свободу, то в ленте Андерсона, напротив, он обусловлен стремлением больных избавиться от невыносимых страданий и защитить поруганное чувство собственного достоинства. Эта история о психиатрической лечебнице, в которой даже сумасшедшие оказываются лучшими руководителями, чем доктора, предстаёт символом революционных катаклизмов XX века, чьё наступление в фильме победившие безумцы приветствуют, устроив символическое сожжение обломков свергнутой власти.

Сюжет о законных правителях, не способных эффективно и справедливо управлять своим народом, угнетающих своих подданных и при этом вынуждающих их проявлять худшие пороки человеческой природы весьма актуален и для нашего времени, для наших сограждан, продолжающих борьбу за то, чтобы среди власть предержащих наконец прервалось чередование здравомыслящих негодяев и искренних безумцев.

Оценка фильма 4 из 5

Интерстеллар / Interstellar

Режиссёр: Кристофер Нолан
В ролях: Мэттью МакКонахи, Энн Хэтэуэй, Джессика Честейн, Маккензи Фой, Майкл Кейн, Дэвид Гяси, Уэс Бентли, Кейси Аффлек, Джон Литгоу, Эллен Бёрстин
Жанр: фантастика
Страна: США-Великобритания

Фильм Кристофера Нолана, в котором режиссёр обращается со временем и пространством с привычным самоволием, кажется вариацией на темы "Космической одиссеи" и "Волшебника страны Оз". В отличие от сказки Баума, главный герой ленты- не маленькая девочка, живущая на ферме, затерянной среди пыльной равнины, а её отец, который так же тоскует в блеклой повседневности, где не может найти должного применения своим талантам и склонностям.

Ведь он- космический пилот, а цивилизация давно отказалось от покорения космоса, сосредоточив усилия на выживании: мир постигла напасть, грозящая превратить его в безжизненную пустыню, некий вредоносный грибок, который уничтожил пшеницу и другие сельскохозяйственные культуры, оставив людям одну кукурузу.

Однако, когда паразит, погубивший сельское хозяйство, начинает потреблять кислород в количестве, которое трудно было ожидать от его скромных размеров, близкий конец человечества и вообще всего живого на планете становится очевидным, как и то, что избавление можно найти только среди звёзд. Уцелевшие ветераны НАСА занимаются подготовкой Исхода, планом эвакуации с Земли.

Основная трудность мероприятия заключается в том, что планеты, теоретически пригодные для жизни, находятся на расстоянии миллионов световых лет от нас. Но у человеческого рода есть незримые друзья, "Другие", очевидно, дружелюбно настроенные пришельцы, которые, в числе прочих благодеяний, создают "червоточину", межзвёздный портал, ведущий в другую галактику, куда отправляются первые исследователи на поиски подходящих планет.

Эти же Другие настойчивыми сигналами приводят главного героя к засекреченной лаборатории НАСА, чтобы её сотрудники сделали ему предложение, от которого он не сможет отказаться- возглавить команду, отправленную выбрать лучший вариант нового дома для homo sapiens.

Спасение миллионов теперь зависит от действий нескольких человек, но эти несколько- выдающиеся учёные и бесстрашные астронавты. Увы, и этим высоким умам и благородным душам не чуждо человеческое, подчас- слишком человеческое. В первую очередь это касается главного героя, который счастлив возможности вырваться из деревенского захолустья в открытый космос, и, вместе с тем, страдает из-за разлуки с детьми, чьим спасением озабочен сильнее, чем принципиальным выживанием нашего вида.

Собственно, главной темой фильма Кристофера Нолана и является вмешательство в холодный расчёт и отлаженное действие технологий человеческого фактора, взаимодействие созидательных и разрушительных свойств нашей натуры, нашего необоримого эгоизма и героической способности к самопожертвованию.

Но этот конфликт раскрыт не лучшим образом. Персонажи раз за разом проявляют малодушие и глупость, которых трудно ожидать не только от учёных мужей, чьей подготовке могли бы позавидовать бойцы морской пехоты, но и от просто здравомыслящих людей, способных осознавать возложенную на них ответственность.

К сожалению, на таких ошибочных или преступных действиях и нелепых суждениях, в естественность которых сложно поверить, основана большая часть сюжетных перипетий фильма, а также трения между героями.

Тематика картины предполагает космические приключения и прелести конца света и жестокости постапокалиптического режима, удерживающего в узде вымирающее человечество, но всё это представлено не более выразительно, чем характеры.

Государственное устройство Земли остаётся для зрителя загадкой, но, очевидно, весьма противоречиво- несмотря на упоминание о планах правительства подвергнуть истреблению голодающие области, в целом политическая доктрина носит, вероятно, вполне мирный характер: вооружённые силы распущены вовсе, а борьба с инакомыслием ограничивается мягкой цензурой школьного образования. Земные катаклизмы и буйство инопланетных стихий не слишком примечательны- дело практически сводится к песчаным бурям и разрушительным похождениям гульливой и вольной волны.

К тому же, некоторую досаду вызывает участие таинственных братьев по разуму, которые, подобно богам из машины античных трагедий, в нужную минуту оказывают человечеству поддержку, появляясь неизвестно откуда и неизвестно зачем. Впрочем, в конце концов их помощь и сама их природа получает объяснение, однако слишком нелепое, чтобы им можно было удовлетвориться.

Главная же проблема фильма заключается в чрезмерной наукообразности. Обстоятельные рассуждения и споры об итерации и гравитационной сингулярности не служат формальным приёмом для придания действию научной обоснованности, а сопровождают всё повествование, не позволяя публике расслабиться- весь фильм зрителю остаётся сожалеть, что с соседнем кресле не сидит специалист по квантовой физике.

Дремучие гуманитарии могут только принимать всё это на веру, но как раз доверия происходящее и не вызывает, слишком много в фильме нестыковок и пробелов, заметных глазу, даже невооружённому академическими познаниями.

К примеру, с самого начала обращаешь внимание, что в доме, так страдающем от пыли, что тарелки, которыми пользуются три раза в день, приходится класть дном вверх, книжные полки- весьма важные в сюжете фильма, -даже не застеклены (хотя живут здесь фермеры и пилоты, а не косорукие кинокритики), и при этом выглядят совершенно не запылёнными.

Вопросы множатся от одного сюжетного поворота к другому- почему главного героя к воротам НАСА пришлось привести Другим, хотя сами специалисты космического агентства давно должны были обратиться к этому человеку, наиболее опытному космическому пилоту из ныне живущих? Почему герои, проведя около пятидесяти минут на планете, час пребывания на которой равняется семи земным годам, решают, что потратили на этот рейд 23 земных года?..

Ближе к концу оставшиеся без ответа вопросы и откровенные ляпы принимают такой оборот, что вынуждают сомневаться в существовании какой бы то ни было причинно-следственной связи в фильме Нолана, уверявшего публику, что "Интерстеллар" строится на строгой научной базе.

Само по себе это, быть может, и не слишком важно, но раздражение, вызванное недочётами, свидетельствует, что Нолану, при всём размахе его замысла, не удалось сделать свою картину достаточно захватывающей, чтобы зритель не обращал внимания на белые нитки, которыми сшито его масштабное кинополотно.

Оценка фильма 3 из 5

Также в прокат выходит обладатель Гран-при Одесского кинофестиваля, вручённого по результатам зрительского голосования, "Мотивации ноль" израильтянки Тальи Лави, который является блестящим примером фильма, адресованного самой широкой аудитории и обладающего при этом значительными художественными достоинствами. Комический эффект в этой необыкновенно смешной картине строится на глубоком понимании психологии, на выразительном отражении конфликта личности и бюрократической машины.

центре сюжета- девушки, проходящие службу в штабе затерянной в пустыне артиллерийской базы. Герои ведут борьбу с изматывающей рутиной, сплетничая, ссорясь, придумывая себе должности вроде "Специалиста по утилизации документации" и устанавливая рекорды в "Сапёре", а начальница отдела пытается воодушевить их, приводя в качестве свидетельства значимости их занятий цитату из Франца Кафки: "Узы, связывающие человечество, сделаны из канцелярских скрепок".

У Тальи Лави коробка для скрепок оказывается наполнена пиротехническими ракетами – томительная скука штабной жизни выражена через настоящий фейерверк трагикомических ситуаций, нелепых и при этом совершенно убедительно разыгранных выходок, на которые идут героини, сходящие с ума от тоски, блестящих словесных перепалок, которые сделали бы честь любой интеллектуальной пьесе.

Благодаря безукоризненному чувству смешного, которое демонстрирует Талья Лави в своём режиссёрском и драматургическом дебюте, "Мотивации ноль" является полуторачасовым кинематографическим праздником для самой широкой аудитории. При этом фильм нельзя назвать чистым развлечением. "Мотивации ноль" не только предупреждает, какие опасности для душевного равновесия людей сугубо гражданского склада таит столкновение с требованиями армейской дисциплины, но и показывает, что случается, когда мы по принуждению или из карьерных соображений занимаемся нелюбимым делом.

И особенно остро украинские зрители могут ощутить чувство вины, подспудно довлеющее над персонажами картины, находящими обременительным отвечать на телефонные звонки и носить кофе на офицерские собрания, посвящённые той войне, что никогда не стихает вдали от наших повседневных радостей и огорчений.

13-го ноября начнётся одно из интереснейших кинособытий осени, фестиваль "Новое британское кино", который в 14-й раз организовывает компания "Артхаус трафик". Программа состоит из шести художественных фильмов, а также подборки короткометражек и специальной программы "Семейный уик-энд".

В первую очередь в программе фестиваля привлекает новая работа одного из главных европейских режиссёров современности Майка Ли "Уильям Тёрнер", кинобиография великого английского художника, за роль которого замечательный актёр Тимоти Сполл получил награду Каннского МКФ.

Среди наиболее примечательных лент фестиваля следует также отметить биографию выдающегося музыканта "Джимми Хендрикс" Джона Ридли, музыкальную комедию "Фрэнк" Леонарда Абрахамсона, примечательную необычной ролью Майкла Фассбендера, удостоившегося похвал критиков за выразительное исполнение роли персонажа, не снимающего с головы маску, и жёсткую тюремную драму "Малолетка" Дэйвида Маккэнзи.

Фестиваль "Британский театр в кино" в кинотеатре "Киев" продолжится 11-го ноября осуществлённой Королевской шекспировской компанией постановкой "Двух веронцев", ранней комедии Шекспира, которую многие исследователи считают одним из ключевых произведений для понимания его творчества, усматривая в её персонажах прообразы героев более зрелых произведений великого драматурга. Как заметил выдающийся литературовед Александр Аникст, "это ещё не до конца отделанное полотно, а скорее этюд, но этюд гения".

Также в кинотеатре "Киев" в этот уик-энд при поддержке Французского культурного центра и Австрийского культурного форума стартует фестиваль "Опера на выходных", часть международного проекта "OPERA HD", показы которого прошли в 2800-х кинотеатрах по всему миру.

На этой неделе поклонники классической музыки смогут посетить киноверсии балета "Щелкунчик" Петра Чайковского в постановке Рудольфа Нуриева в исполнении венского Staatsballett, "Кармен" Жоржа Бизе на сцене Парижской оперы и нашумевшей постановки "Волшебной флейты" Вольфганга Амадея Моцарта, осуществлённой в рамках оперного фестиваля в Брегенце.

Мы не можем не обратить внимания и на приезд в Киев одного из лучших писателей современности, перуанца Марио Варгаса Льосы, в 2010-м году удостоенного Нобелевской премии по литературе. Этот выдающийся автор таких произведений, как "Тётушка Хулия и писака", "Война конца света", "Разговор в "Соборе"" и "Сон кельта" внёс определённый вклад и в киноискусство- его произведения экранизировались во всех уголках земного шара, к примеру, его дебютный роман "Город и псы" получил своё киновоплощение в Перу, Соединённых Штатах и Советском Союзе.

Среди лент, поставленных по его книгам, мы бы выделили экранизацию "Капитана Панталеона и Роты добрых услуг" перуанского режиссёра Франсиско Ломбарди (в наших краях фильм, в своё время шедший в прокате в кинотеатре "Жовтень", известен под душераздирающим названием "Сексназ капитана Пантохи").

Творческая встреча с писателем состоится 11-го ноября в 12:00, в актовом зале Красного корпуса Киевского национального университета им. Шевченко (ул. Владимирская, 60). Вход на мероприятие свободный.

Реклама:

Головне сьогодні