Тест

Онлайн-пролог Docudays UA: Четыре фильма из прошлогодней программы фестиваля в открытом доступе. Видео

(Доступ к фильмам открыт до 12.00 20 марта)

В пятницу, 20-го марта в столичном Доме кино откроется XII Международный фестиваль документального кино о правах человека Docudays UA, который, с учётом ситуации в стране, можно назвать наиболее значимым отечественным кинофестивалем.

Чтобы помочь своим поклонникам войти в ритм в преддверии недельного смотра лучших документальных фильмов со всего мира, посвящённых наиболее животрепещущим событиям современности, организаторы любезно согласились выложить в открытый доступ для читателей "УП.Жизнь" несколько картин предшествующего фестивального сезона, созданных отечественными режиссёрами и также достаточно нашумевших - если и не за рубежом, то в наших палестинах.

К примеру, "Евромайдан. Черновой монтаж", ставший фильмом-открытием прошлогоднего фестиваля и представляющий собой часовую подборку из десятка новелл, снятых в гуще событий несколькими группами кинематографистов.

Со своим отсутствием чёткой структуры и нарратива это произведение рассчитано прежде всего не на постороннего зрителя, а на участников и свидетелей драматических событий зимы 2013-2014-го, оно призвано не рассказать, а напомнить о тех мучительных перипетиях, в ходе которых податливая человеческая масса превращалась в народ, готовый бороться за свои права.

Впрочем, фильм показывает не только восставшие массы, но и отдельных людей, выразительных, запоминающихся несмотря на непродолжительность появления на экране - представителей различных возрастов и социальных слоёв, по-разному смотрящих на способы борьбы и будущее Украины, но демонстрирующих в нужный момент сплочённость и взаимовыручку; показывает индивидуальный выбор, личное мужество тех, кто бросается с булыжниками и заправленными керосином бутылками на линию огня, кто уносит раненных с поля боя, кто защищает от разъярённых товарищей поверженного беркутовца.

Нужно отметить, что на нынешнем фестивале в конкурсной программе "Docu/Життя" состоится премьера ленты, также посвящённой бурным событиям украинской зимы - "Всё пылает" Александра Течинского, Алексея Солодунова и Дмитрия Стойкова.

Событиям, последовавшим за Евромайданом, посвящена короткометражка Сергея Лысенко "Южная граница", рассказывающая о путешествии, проделанном режиссёром вместе девушкой-волонтёром, которая везёт продовольствие и снаряжение украинским солдатам на юге Херсонской области, чья граница после оккупации Крыма превратилась в настоящий военный рубеж.

Новые фильмы Сергея Лысенко, посвящённые волонтёрскому движению, будут показаны и на Двенадцатых "Докудейзах" в рамках специального проекта "Евромайдан. Энциклопедия гражданских инициатив по самоорганизации".

Ещё две картины, размещаемые в онлайн-доступе, посвящены маленьким драмам, происходящим вдали от социально-политических потрясений.

"Сумерки" Валентина Васяновича, отмеченные на прошлогоднем фестивале "Докудейз" специальным упоминанием жюри и названные лучшим фильмом национального конкурса на МКФ в Одессе, представляют собой камерную, неброскую документальную картину о затерянной где-то на просторах Украины деревеньке, где доживают свой трудный, несчастливый век старушка за восемьдесят и её ослепший сын.

Они поддерживают друг друга с грехом пополам, и трудно представить, как сможет заботиться о себе тот, кто, не дай Бог, останется один.

Главным же свидетельством способности украинских кинематографистов отражать на экране интимные, потаённые переживания многие отечественные киноманы считают ленту Екатерины Горностай, носящую соответствующее название "Между нами".

Эта картина, созданная в качестве курсовой работы в знаменитой ныне школе Марины Разбежкиной и впервые представленная украинскому зрителю в рамках национального конкурса "Молодости", посвящена взаимоотношениям режиссёра и её супруга, которые кажутся идеальными, пока не омрачаются вторжением другого мужчины.

Стирая грань между героем документального фильма и автором, выставляющим напоказ его личные радости и терзания, эта лента оказывается радикальным примером душевного эксгибиционизма, качества, необходимого для художника

Новый фильм Екатерины Горностай, который можно будет увидеть в рамках Двенадцатого фестиваля, посвящён уже не личному, а общему, что также можно понять из названия картины- "Всюду Майдан".