"Всегда есть завтра": американский джазовый саксофонист Уэйн Эскофри в Киеве

Любой приезд американских джазовых музыкантов – сигнал для любителей джаза.

Джазмен из Нью-Йорка – это уже верительная грамота и повод к повышенным ожиданиям. И характеристика "восходящая звезда" в этом случае говорит, если и не о большом таланте, то о большом труде, упорном пути становления и поиска собственного лица в высококонкурентном музыкальном мире Мекки современного джаза.

Знакомство с Уэйном Эскоффри (Wayne Escoffery), тенор-саксофонистом из Нью-Йорка, вполне оправдывает и эту характеристику, и самые высокие ожидания.

Два концерта – 15 марта в культурно-образовательном центре "Мастер-класс" и 17 марта в Carribean Club в двух разных составах – отличная возможность составить впечатление о творческом диапазоне этого исполнителя из так называемого поколения "молодых львов" (впрочем, далеко не полное, судя по свежему альбому Уэйна, который можно было приобрести в Киеве и на котором он играет совсем другую музыку).

Концерт квартета Уэйна Эскоффри в "Мастер-классе". Тут и далее фото Алексея Карповича

Впрочем, Эскоффри – музыкант с уже длинным послужным списком и установившейся репутацией. В его активе девять довольно разноплановых – от мейнстрима до электронного джаза – альбомов, участие во множестве проектов музыкантов как своего, так и старшего поколения.

Концерт в "Мастер-классе" состоялся в серии совместных проектов Международного Джазового Абонемента и продюсерского центра Jazz in Kiev "Восходящие звезды джаза". Вместе с Уэйном Эскоффри на сцену вышли киевские музыканты Станислав Чумаков (ф-но) и Иван Рубанчук (барабаны), а также играющий менеджер МБА Аркадий Овруцкий (контрабас).

Исполнение Эскоффри сразу же покоряет своим звуком – мощным, глубоким, богатым оттенками, заставляющим вспомнить о Сонни Роллинсе, Джоне Колтрейне, Джо Хендерсоне. Иногда, где это уместно, как например, в балладе, саксофонист прибегает к вибрирующему звукоизвлечению в манере Колмана Хокинса.

Если же говорить о самой музыке американского саксофониста, то в ней, как мне кажется, доминирует мысль. Складывалось впечатление, что Эскоффри не стремится к самовыражению, к эмоциональной наполненности и заразительности, а в большей мере ставит перед собой технические и гармонические задачи.

В этом смысле он оставляет впечатление очень цельного музыканта в смысле глубокой сосредоточенности и чуждого всякой внешней эмоциональности. Его импровизации – скорее хорошо построенные высказывания, чем неконтролируемые выбросы чувств.

В темповых вещах он виртуозен, но сдержан. В балладах – элегантен, задумчив, при этом без сентиментальности и романтичности. Эскоффри любит длинные вступительные соло без сопровождения, в которых его умение последовательно развертывать музыкальную мысль и строить гармоничное высказывание проявляется с особым блеском.

Концерт состоял частично из композиций известных джазовых музыкантов (Джо Хендерсона, Дюка Эллингтона, Барри Харриса), частично из авторских вещей Аркадия Овруцкого и Уэйна Эскоффри. В целом все в рамках мейнстрима с отдельными заходами в фанк и соул-джаз.

Хотя главную интригу вечера составляло выступление "восходящей звезды", игра его партнеров меньше всего можно назвать фоновой. Как обычно, богаты ритмами и мелодизмом были импровизации Аркадия Овруцкого, особенно в его оригинальных композициях. Пара отличных соло в активе Стаса Чумакова. Особо стоит отметить игру на барабанах Ивана Рубанчука, которого раньше слышать не приходилось, – упругую, энергичную, с уместными обострениями, чуткую в отношении партнеров.

Между двумя концертами имела место еще одна встреча с главным действующим лицом, 17 марта перед вторым концертом в нашем городе – в стенах Киевского института музыки им. Глиера, где Уэйн Эскоффри дал мастер-класс. Надо сказать, что музыкант подтвердил сложившееся о нем впечатление по его игре на концерте.

Из множества музыкальных мастер-классов, которые приходилось видеть, этот отличался атмосферой конкретности и деловитости. Американец в своих ответах на вопросы присутствующих был предельно информативен и краток, без всякой заботы о производимом им впечатлении или, скажем, создании атмосферы непринужденного общения. Стратегия максимальной полезности в единицу времени.

Мастер-класс Уэйна Эскоффри в институте Глиера

Эскоффри легко переходит от вещей сугубо специальных, например, способа строить гаммы, до биографических – опыта нахождения своего места в джазовом мире Нью-Йорка. Основной посыл – настрой на работу, совершенствование и настойчивость. Как сам музыкант емко подводит итого своего опыта становления музыканта: Главное помнить, что всегда есть завтра.

Второй концерт в стенах Carribean Club существенно отличался от первого, что было неожиданно и одновременно логично, поскольку Уэйн Эскоффри играл в качестве солиста с киевским биг-бендом под управлением известного киевского трубача Дениса Аду. Биг-бенд – это максимальный звук, максимальное количество партнеров, которые при этом играют как одно целое. Поэтому ничего удивительного в том, что такой диалог провоцирует музыканта на максимальную открытость и самоотдачу.

мастер-класс Уэйна Эскоффри в институте Глиера

И если поначалу – в двух первых композициях авторства Херби Хэнкока – Эскоффри играл в своей привычной сосредоточенно-виртуозной манере, то дальше в его исполнении произошел прорыв. Оно прибавило в эмоциональности, изобретательности и даже в диапазоне выразительных средств.

Тенор-саксофон Эскоффри умеет звучать множеством голосов со множеством оттенков: от глубокого бархатного тона в низах – до неистового визга в верхних регистрах, от шепота и хрипа – до звука то ли охотничьего, то ли альпийского рога. Интересно, что это перемена совершилась именно тогда, когда оркестр перешел к исполнению авторских композиций наших музыкантов – Владимира Шабалтаса, Дмитрия Александрова и Дениса Аду.

Концерт Уэйна Эскоффри и биг-бенда п/у Дениса Аду в Сarribean Club

Возможно, дело здесь еще и в том, что эти композиции были новы для американца. Играть пришлось практически с листа, а это стимулирует к максимальной спонтанности. Наконец, не так часто приходится играть с биг-бендом – даже восходящей звезде.

В активе Эскоффри в этот вечер – три шедевра, три абсолютно пиковых соло, способных заставить забыть обо всем и, напротив, сделать незабываемой эту встречу с джазом.

В последние годы на разных фестивальных площадках нашей страны можно было услышать нескольких замечательных и даже выдающихся тенор-саксофонистов с родины джаза – Чарльза Ллойда, Джошуа Редмана, Маркуса Стрикленда. Выступление Уэйна Эскоффри в этот вечер можно смело поставить в этот ряд встреч с замечательными мастерами этого инструмента.

Неудивительно, что и для биг-бенда это музыкальное партнерство и общение было не менее вдохновляющим, о чем можно судить как по восторженной оценке Дениса Аду, который выполнял также роль конферансье в этот вечер, так и по замечательной игре самого биг-бенда, несмотря на ситуативную замену нескольких музыкантов игравшего как единый организм.

Остается добавить, что и два вечера недостаточны для полного знакомства с музыкой Уэйна Эскоффри, о чем можно судить, прослушав хотя бы его последний альбом 2014 года The Wayne Escoffery Quintet Live at Firehouse 12, на котором он исполняет музыку совсем иную и по стилю, и по настроениям, даже неожиданную для тех, кто слышал его в Киеве. Хочется думать, что у этого сотрудничества тоже есть завтра.

Реклама:

Головне сьогодні