Путеводитель по Шестому Одесскому международному кинофестивалю

ОМКФ можно назвать наиболее важным кинофестивалем для украинского кинопроцесса, ведь он не только предоставляет нашим зрителям возможность познакомиться с триумфаторами международных фестивальных площадок, но и является самым репрезентативным смотром отечественного кино.

Можно вспомнить, что в национальном конкурсе Одесского МКФ был представлен "Гамер" Олега Сенцова, практически проигнорированный другими отечественными фестивалями, а прошедший в рамках ОМКФ в 2013-м году показ восьми украинских полнометражных картин, охватывавших самый широкий спектр зрительских ожиданий и предпочтений, стал первым по-настоящему убедительным свидетельством пробуждения украинского кинематографа от затянувшейся спячки.

Поэтому из всех программ Шестого Одесского МКФ, столь примечательных и разнообразных, что организаторы и отборщики не нуждаются в оправданиях неблагоприятным культурным климатом, в первую очередь хочется отметить национальный конкурс, позволяющий судить о положении дел в украинском кино.

Вопреки резкому сокращению бюджетного финансирования, приведшего к длительным простоям в съёмочном процессе дюжины полнометражных лент, перечисление участников конкурса настраивает на позитивный лад.

Главной удачей отборщиков стоит назвать включение в конкурсную программу ленты Евы Нейман "Песнь песней", отобранной в основной конкурс МКФ в Карловых Варах, проходящего почти одновременно с Одесским.

Нейман получила известность благодаря своей предшествующей картине "Дом с башенкой", с которой связана своеобразная репетиция прошлогоднего "оскаровского" скандала "Племя" vs. "Поводырь".

В 2012-м году проигнорированный международным киносообществом "ТойХтоПройшовКрізьВогонь" Михаила Ильенко был выдвинут Украинским Оскаровским комитетом на соискание награды Американской киноакадемии вместо фильма Нейман, победившего в конкурсе восточно-еврпейского кино на том же карловарском кинофестивале, получившего Гран-при таллинского МКФ, приз зрительских симпатий на МКФ в Стамбуле и ряд других наград.

Вне зависимости от кулуарных интриг "Дом с башенкой", экранизация автобиографического рассказа Фридриха Горенштейна, стала лучшим в кинематографе независимой Украины фильмом о войне, представленной здесь не в кровавой героике фронтовых будней, а в бесприютности, хаосе эвакуации. Повествование о ребёнке и его умирающей матери, практически никем не замечаемых, не нужных окружающим, озабоченным собственным выживанием, воспринимается и как парафраз истории гонимого Святого семейства.

Новая картина Нейман также пронизана ощущением неизбывного трагизма нашей истории.

"Песнь песней", экранизация повести Шолом-Алейхема, рассказывает о взаимоотношениях двух юных обитателей одного из тех еврейских местечек, что вскоре будут навсегда сметены с лица земли катастрофами двадцатого столетия.

О новых исторических драмах повествует "Сaptum" ("Плен") Анатолия Матешко. Вне зависимости от отношения к творчеству этого режиссёра, "Сaptum" весьма значим как явление, будучи первым полнометражным игровым фильмом, посвящённым событиям АТО, точнее - пребыванию наших сограждан в плену у террористов.

Эта лента, впрочем, обращается скорее не к злободневной конкретике, а к исследованию мрачных бездн человеческой души, нашей жестокости и эгоизма, только и ждущих крушения государственных структур, чтобы вырваться наружу.

Возможность отдохнуть от драматичных будней предоставляет фильм Ивана Кравчишина "Полёт золотой мушки", экранизация нескольких юмористических произведений львовского писателя Богдана Волошина о карпатском селе.

В этой ленте, воспевающей красоту Карпат и своеобразие галицких нравов, режиссёру удаётся создать особую атмосферу, очень близкую к эстетике сербских эксцентрических комедий. Заметим, впрочем, что, несмотря на прекрасную операторскую работу и монтаж, на яркие образы и обилие по-настоящему остроумных деталей, этот задуманный как непритязательная комедия фильм подчас столь утомителен, что кажется рассчитанным скорее на усидчивых и терпеливых поклонников артхаусного кино.

Документальная часть конкурса не менее примечательна. Прежде всего назовём одну из лучших украинских документальных картин последнего времени, "Живую ватру" Остапа Костюка. Картина была хорошо принята отечественными киноманами на киевских показах и получила специальный приз жюри престижного Канадского фестиваля документального кино HotDocs как лучший международный полнометражный фильм.

Герои ленты - представители трёх поколений карпатских пастухов, старший из которых застал последние десятилетия расцвета этого древнего ремесла, а самый младший оказывается свидетелем его упадка.

В отличие от заурядных - и столь многочисленных, - лент о традиционных промыслах, представляющих собой сентиментально-заунывное умиление фольклорной стариной, "Живая ватра", при всей своей созерцательности, отсутствии чёткого сюжета, раскрывает влияние профессии на человеческий характер с выразительностью классической литературы.

Социальная, культурная грань между персонажами фильма и его аудиторией стирается. Авторы помогают своему зрителю увидеть красоту и величие труда и самого образа жизни пастуха с его гармоничным существованием между природой и цивилизацией и осознать неизбежность его исчезновения.

Польско-украинско-шведская картина Кшиштофа Копчинского "Диббук. История странствующих душ" была названа лучшим документальным фильмом в национальном конкурсе Краковского МКФ, а те украинские фестивальные завсегдатаи, которые имели возможность её увидеть, называют эту картину потенциальной сенсацией одесского смотра.

Во всяком случае, сама тема фильма способна спровоцировать дискуссию на повышенных тонах.

"Диббук" посвящён взаимоотношениям хасидов, приезжающих в Умань поклониться могиле Ребе Нахмана, и местных жителей, многие из которых, несмотря на существенный вклад паломников в экономику города, склонны винить их во всех смертных грехах и даже готовы принимать меры, чтобы от них избавиться.

В этой ленте о драматическом столкновении культур и религий - приверженцы которых так часто имеют весьма смутное представление о религиозных догматах, провозглашающих любовь и уважение к своим ближним, - находят отражение и мрачные призраки устроенной гайдамаками Зализняка и Гонты резни, опустошившей Умань.

О переплетении эпох рассказывает и новая работа выдающегося документалиста Андрея Загданского, "Вагрич и чёрный квадрат".

Творчество культового художника и литератора Вагрича Бахчаняна предстаёт в этой ленте не просто ироническим осмыслением культурных штампов и бытовых реалий времён Застоя, но и отражением катаклизмов начала двадцатого столетия и предчувствием грядущих испытаний.

Наиболее стойким искателям талантов среди украинских кинематографистов рекомендуем также не пропустить национальный конкурс короткометражных фильмов, состоящий из 18-ти работ.

На ОМКФ будут показаны ещё две полнометражные украинские ленты. "Братья. Последняя исповедь" Виктории Трофименко, участвовавшие в конкурсе киевской "Молодости", будут представлены в рамках "Гала-премьер" (верный признак, что картина всё-таки будет выпущена в прокат). Состоится и специальный показ главного украинского фильма современности, "Племени" Мирослава Слабошпицкого.

Нужно отметить, что "Песнь песней" и "Сaptum" вошли также в программу международного конкурса, выглядящую весьма презентабельно. В первую очередь обращает на себя внимание лента хорвата Далибора Матанича "Зенит", получившая на Каннском МКФ приз жюри конкурса "Особый взгляд".

Матанич памятен синефилам лентой "Милые мёртвые девочки", безжалостной и ироничной драмой о нищете, экономической и духовной, о ксенофобии и невежестве, восторжествовавших на руинах постсоциалистического пространства (изображённых в фильме люмпенизированных обитателей неблагополучного загребского квартала сложно отличить от соответствующей категории наших соотечественников).

Новый фильм Матанича "Зенит", вошедший в одесский конкурс, подтверждает его готовность обращаться к "неудобным" темам, к ключевым проблемам хорватского общества (в связи с чем на родине его нередко обвиняют в отсутствии патриотизма).

Картина повествует о многолетней вражде двух балканских деревушек, замешанной на предрассудках и нетерпимости, и о любви представителей враждебных лагерей.

Ещё один каннский лауреат в конкурсе - получившие награду Международной конфедерации артхаусных кинотеатров "Объятия змеи" колумбийца Чиро Герры, фильмы которого отличаются особой меланхолической интонацией, пейзажной живописностью и колоритными персонажами.

"Объятия змеи" повествуют о путешествии представителей двух различных миров, индейского шамана и американского ботаника, по лесам Амазонки, где реальность сплетается с вымыслом, а прошлое - с будущим.

С лентой Герры перекликаются "Ангелы революции", фильм Алексея Федорченко. Этот российский режиссёр получил известность после дебютной картины "Первые на Луне", переосмысляющей советские пропагандистские штампы о подвиге и государственном величии, вскрывающей пренебрежение ценностью человеческой жизни, ставшей дешёвым расходным материалом для диктатуры большевиков и их наследников.

Его новая картина посвящена экспедиции деятелей культуры, представителей различных авангардных течений, отправившихся на север СССР, чтобы найти общий язык с местными шаманами, отказывающимися принимать советскую власть. Так, вдали от цивилизации, вступающей в эпоху Большого террора, возникает причудливая утопия общества, построенная на взаимодействии современного искусства и языческих верований.

В путешествие отправляются и персонажи картины иранца Али Ахмадзаде "Атомное сердце"- две девушки вместе со случайным знакомым колесят по ночному Тегерану, и родной город открывается для них с неожиданной стороны, захватывающей и пугающей.

Отметим в конкурсе ещё два фильма, посвящённые подросткам.

"Мустанг" Дениз Гамзе Эрюгвен (приз Label Europa Cinemas на Каннском МКФ) рассказывает о сёстрах-школьницах, пытающихся отстаивать своё право на образование и личную независимость в дремуче патриархальном турецком селе.

В "Бридженде" Йеппе Ронде (награды в категориях "Лучшая актриса", "Лучшая операторская работа" и "Лучший монтаж" нью-йоркской "Трайбеки") исследуется шокирующая история о серии из десятков самоубийств молодых уроженцев уэльского городка, совершённых в течение четырёх лет.

В программе "Фестиваль фестивалей", ОМКФ-версии наиболее интересных победителей авторитетных международных смотров, выделяются лауреаты Каннского МКФ, известность которых вышла за пределы круга поклонников фестивального кино.

* * *

...Светил ли сквозь туман и дым
Нам лик Господний с вышины
И был ли здесь Ерусалим
Меж тёмных фабрик сатаны?

Режиссёрский дебют венгра Ласло Немеша "Сын Саула", завоевавший четыре награды, включая Гран-при и приз ФИПРЕССИ, в одночасье приобрёл репутацию одного из самых талантливых и неординарных обращений к теме Холокоста.

Главный герой ленты - член группы евреев-коллаборационистов, обслуживающих концлагерный конвейер истребления. Обезумев от раскаяния или страха, он решает, что один из убитых мальчиков - его сын, и пытается отыскать раввина, который согласился бы устроить для ребёнка поминальный обряд.

Фильм грека Йоргоса Лантимоса (автора прославленного "Клыка", притчи о диктатуре и сопротивлении) "Лобстер", получивший в Каннах приз жюри, повествует о мире близкого будущего, власти которого достаточно радикально решают проблему отчуждённости и одиночества современного человека.

Закоренелых холостяков и старых дев отправляют в специальное заведение, где они должны в течение сорока пяти дней выбрать себе партнёра. Тех, кому это не удаётся, и тех, кто предпочитает существование лесного зверя необходимости связать себя с кем попало, обращают в животных и прогоняют из города.

Особый интерес представляет для наших зрителей американо-британская картина Чада Грасиа "Русский дятел", получившая приз как лучший иностранный документальный фильм на кинофестивале "Санденс". Он посвящён попыткам украинского художника Фёдора Александровича, человека с несколько эксцентричными представлениями об окружающей действительности, разобраться в причинах аварии на Чернобыльской АЭС.

Среди фильмов программы, которые было бы особенно обидно пропустить, отметим получившее "Золотого медведя" и приз ФИПРЕССИ на Берлинском МКФ "Такси" выдающегося иранского режиссёра Джафара Панахи (наиболее известной, наряду с Олегом Сенцовым, жертвы диктатуры среди современных кинематографистов).

В этой снятой в минималистской документальной манере ленте всё действие происходит в салоне тегеранского такси, за рулём которого сидит сам Панахи, очевидно, вынужденный, учитывая наложенный на него судом запрет снимать кино, освоить новое ремесло. Его пассажиры и их разговоры, их ссоры и разнообразные происшествия, в которые то и дело оказывается втянут сам водитель-режиссёр, оказываются своеобразным исследованием идеологического климата Исламской республики, надежд и страхов её граждан.

Другой фильм-лауреат Берлинале, "Тело", принёсшее Малгожате Шумовской "Серебряного медведя" за лучшую режиссуру, повествует о взаимоотношениях людей, каждый из которых пережил личную трагедию и пытается не сорваться в пропасть своего горя, хватаясь за ближних, не менее несчастных и одиноких.

В Берлине была отмечена и "Виктория" Себастиана Шиппера. Фильм получил приз за лучшую операторскую работу, что особенно примечательно, учитывая, что это повествование о похождениях нескольких юных шалопаев, чьё восприятие жизни как непрекращающейся вечеринки грозит обернуться преступлением, снято одним кадром.

"Серебряный медведь" за операторскую работу "Виктория" разделила с другой картиной, также представленной на ОМКФ, "Под облаками" Алексея Германа-младшего. Награда за фильм Германа досталась россиянину Евгению Привину и нашему соотечественнику, наиболее известному среди украинских операторов Сергею Михальчуку.

"Под облаками" стал последним - очевидно, на долгие годы, - примером ленты, в финансировании которой принимали участие государственные структуры России и Украины.

Независимые совместные проекты, впрочем, продолжают создаваться и сейчас. Их характерным примером является фильм Елены Хоревой "Киев/Москва. Часть вторая", вошедший в программу "Путь к свободе".

Как помнят зрители первой части, ставшей фильмом-закрытием прошлогодней "Молодости", это документальное полотно соткано из видеозаписей, посвящённых украинским событиям последних месяцев и её участникам- гражданам Украины и России, восставшим против тирании.

"Путь к свободе", программу фильмов о протестных движениях, проводящуюся на ОМКФ второй год подряд, вообще можно назвать одним из наиболее интересных смотров фестиваля. Отечественной современности посвящены ещё несколько вошедших в неё картин - "Украинский аргумент" известного театрального и кинорежиссёра и художника Сергея Маслобойщикова, повествующий о рядовых участниках Евромайдана, "Тыл" Егора Трояновского, рассказывающий о титанических усилиях, предпринимаемых волонтёрами для поддержания украинской армии в условиях коллапса, коррупции и безответственности государственных структур, "Къырым" Ксении Жорно, на примере представителей разных поколений крымских татар раскрывающий трагедию народа, пережившего подлинный национальный апокалипсис и так и не сумевшего вновь утвердиться на отобранной когда-то родной земле.

Весьма злободневной представляется и программа "Одесса в огне: Оккупация / Освобождение", хотя она и составлена из лент, снятых в большинстве своём более полувека назад. В эту ретроспективу, подготовленную директором Национального центра Довженко Иваном Козленко, вошли главным образом фильмы, посвящённые событиям Второй мировой. Быть может, пару лет назад многие из этих картин могли бы показаться интересными лишь в качестве музейных образчиков кинопропаганды.

Однако события наших дней позволяют увидеть в них покрытые идеологической пылью подлинные свидетельства трагедии, пережитой отдельными людьми и народами, чьё размеренное существование было сметено, уничтожено историческим катаклизмом.

Учитывая актуальность и оригинальность программы, культурную и художественную значимость вошедших в неё картин, хотелось бы поговорить о ней несколько подробнее.

Два короткометражных фильма, "Одесса" Жана Лодса и "Буковина - земля украинская" Александра Довженко, посвящены довоенной жизни региона, точнее, её парадному образу сталинской утопии.

"Одесса" рапортует об изгнании из Южной Пальмиры невежества, бесправия и рабского труда, безраздельно царивших в городе до Октябрьской революции, о рекордных темпах индустриализации (с характерным прославлением тяжёлой промышленности и выказыванием пренебрежения к лёгкой), о счастливом детстве школьников, единогласно принимающих решение выразить благодарность горсовету за чудесные детские площадки, о которых не могут и мечтать их заграничные сверстники.

Закадровый текст этого фильма, снятого увлечённым идеями Коминтерна французским режиссёром, бодро читает великий одесский прозаик Исаак Бабель, расстрелянный через пять лет после создания "Одессы".

"Буковина- земля украинская" была снята Довженко и его супругой Юлией Солнцевой через полгода после гибели Бабеля.

Фильм повествует о мрачном феодальном прошлом и о светлом коммунистическом будущем этого новоприсоединённого к Советской Украине региона. Вне зависимости от ценности осуществлённого авторами экскурса в историю края и их заключений относительно его перспектив, фильм представляет собой уникальный этнографический материал, по своему значению (а также несколько сомнительной достоверности) сопоставимый с "Лас-Урдес" Луиса Бунюэля.

На одном сеансе с работами Лодса и Довженко будет показан единственный современный фильм ретроспективы, "Одесса" румынского режиссёра Флорина Иепана. Эта картина оказалась крайне неудобной для современного румынского общества, где фашистский диктатор Румынии маршал Антонеску, толкнувший страну в объятия Третьего рейха, изображается национальным героем, мужественно боровшимся с коммунистической угрозой.

В "Одессе" исследуется массовое уничтожение еврейского населения, организованное румынскими военными в городе и его окрестностях, в ходе которого 22 тысячи человек были сожжены заживо.

В связи с этим особенно зловещим представляется название заглавного фильма ретроспективы, "Одесса в огне". Впрочем, эта игровая картина рассказывает вовсе не о расправе румынских оккупантов над гражданским населением, а об освобождении этого населения от гнёта советских властей и тому светлому будущему, которое, по мысли авторов, может ожидать Одессу и Буковину исключительно под сенью крыл фашистских орлов.

Этот итало-румынский фильм 1942-го года, снятый главным образом на римской "Чинечитта", но использующий и натуру улиц захваченной Одессы, изображает присоединение Буковины к УССР как кровавую оккупацию, а войну против Советского Союза- как освободительный поход.

Ужасы советского режима выглядят здесь довольно фантастично, достаточно упомянуть решение большевистских комиссаров забрать всех детей в трудовые лагеря, где из них, вынужденных откликаться на присвоенные вместо имён порядковые номера, будут воспитаны красные янычары. Но этой гиперболизацией выразительно показан ужас тех, кому довелось пережить неожиданное воцарение чуждых, враждебных порядков.

Лучше же всего трагедия конца света, "апокалипсиса сейчас", которым оказывается начало войны, передана в картине Юрия Петрова "Одесские каникулы".

Этот замечательный фильм, в котором стилистическое новаторство 60-х с его непринуждённой манерой повествования, полётами камеры и освободившимися от оков чопорной театральности монологами сочетается с прекрасно выписанными характерами, отражающими душевные порывы и рефлексии эпохи, прошёл в 1965-м году практически незамеченным.

Карьера его постановщика не сложилась - Юрий Петров снял впоследствии только одну картину, "От снега до снега", также весьма незаурядную.

Быть может, вкусам публики не соответствовал мрачный лиризм этого повествования о школьниках, которые провели последние в жизни каникулы на поле боя, решив (подобно столь многим из наших юных сограждан), что нет ничего легче, чем пожертвовать жизнью, защищая родную землю.

Или, что также вполне вероятно, фильм вызвал неудовольствие чиновников от кинематографии.

"Одесские каникулы" действительно слишком уж выбиваются из официального образа Великой отечественной войны пронзительными сценами эвакуации, бегства граждан, не верящих пропагандистским заявлениям, что город не будет сдан (аналогичные по эмоциональному накалу, смятению и горечи эпизоды можно найти в киноповести "Украина в огне", создание которой дорого обошлось Александру Довженко).

В картине Петрова словно опровергается постулат "Никто не забыт, ничто не забыто" (так напоминающий нынешнее "Герои не умирают") - эпилог картины с его безмятежными сценами отдыха на морском побережье, на первый взгляд воспевающий счастливую послевоенную жизнь, фактически воспроизводит вступительный эпизод с героями, предававшимися пляжным развлечениям с тою же беспечностью, как и показанные в финале современники зрителя.

Последние точно так же не подозревают, что привычная для них действительность может быть сметена в считанные дни, точно так же не задумываются о кровавых исторических драмах, пережитых соотечественниками в недавнем прошлом - или переживаемых ими в настоящий момент, на другом конце страны.

В отличие от "Одесских каникул", подлинную известность снискал другой фильм ретроспективы, "Жажда", одна из первых работ Евгения Ташкова. Картина посвящена героическому эпизоду из истории обороны Одессы, осуществлённому отрядом отправившихся на верную смерть моряков рейду в тыл противника, где, захватив насосную станцию, они смогли поставлять в изнывающий от жажды город воду в течение двух суток - пока станция не была отбита румынскими войсками.

Считалось, что все участники операции погибли, однако один из моряков, Григорий Поженян, сумел спастись и, вернувшись после войны в Одессу, обнаружил на одном из зданий по улице Пастера мемориальную доску, где после слов "Отсюда ушли, чтобы дать осаждённому городу воду, и погибли..." значилось и его имя.

Поженян, в то время уже популярный поэт-песенник, написал свой дебютный сценарий, посвящённый памяти погибших товарищей, которых он вывел под их собственными, украсившими мемориальную доску, именами - сценарий, ставший литературной основой "Жажды".

Фильм выделяется обаятельными характерами людей, которых готовность отправиться на смерть наделила подлинной внутренней свободой, пренебрегающих в отношениях с начальством требованиями дисциплины и субординации и подчинённых при этом неколебимому чувству долга- скорее нравственного, чем воинского.

Другая лента ретроспективы, созданная на основе реальных событий - "Мальчишку звали капитаном" Марка Толмачёва, которая посвящена Якову Гордиенко, ставшему трагическим примером мужества и самопожертвования подростку из одесского партизанского отряда.

Демонстрации ещё нескольких проверенных временем картин пройдут в рамках особых показов с участием их авторов и интерпретаторов.

Главный отечественный режиссёр-документалист Сергей Буковский представит свою ленту "Знак тире", своеобразное путешествие по волнам памяти автора, создающего киноизображение эпохи и собственный автопортрет.

Традиционным большим показом немой классики на Потёмкинской лестнице станет демонстрация легендарного "Человека с киноаппаратом" Дзиги Вертова с музыкальным сопровождением, написанным выдающимся британским композитором-минималистом Майклом Найманом, который лично исполнит своё произведение вместе со своим камерным оркестром.

Один из наиболее значительных и влиятельных деятелей современного кинофестивального процесса, директор Каннского МКФ Тьерри Фремо, представит программу "Люмьер!", уникальную подборку из 98-ми лент изобретателей кинематографа, и сопроводит её авторским комментарием.

Выдающийся сербский режиссёр Срджан Драгоевич выступит перед показом одной из главных своих лент, этапной для всего балканского кинематографа и столь трагически актуальной для украинского зрителя- "Красивые деревни красиво горят", остроумного, гротескного, безжалостного изображения войны, которую ведут друг с другом граждане некогда единого государства, бывшие соседи и друзья.

Даррен Аронофски выбрал для своего одесского показа "Реквием по мечте", не менее убедительно, чем "Голый завтрак" Уильяма Берроуза, свидетельствующий, что не существует таких унижений, которые человек, заражённый наркоманией, не согласится вытерпеть, не существует таких моральных запретов, которые не согласится нарушить в стремлении продолжить своё мучительное существование.

Джим Шеридан, одна из центральных фигур ирландского кинематографа, представит ретроспективу своих лент - "Моя левая нога", "Во имя отца", "Поле" и "В Америке", - отразивших своеобразие национальной культуры страны, столь схожей с Украиной своей драматической историей.

В программу "ОМКФ- детям", организованную совместно с фестивалем искусства кино для детей и подростков "Чилдрен кинофест", войдут ретроспектива лент великого Бастера Китона, подборка отечественной анимации и образцы современного кино, адресованного юным зрителям- отмеченный на множестве престижных фестивалей бразильский анимационный фильм "Мальчик и мир" Але Абреу и южноафриканский "Феликс" Роберты Дюрран, одержавший победу в конкурсе Второго "Чилдрен кинофеста". Вход на все показы этой программы организаторы сделали свободным.

Впервые будет представлена программа "Мьюзик докс", гвоздём которой станет нашумевшая картина Бретта Моргена "Курт Кобейн: Чёртов монтаж", печальное, пронзительное документальное повествование об одном из последних великих музыкантов двадцатого столетия.

Программа "Гала-премьеры", составленная из фильмов, обещанных к выпуску в отечественный прокат, украшена в этом году рядом участников престижных фестивальных смотров, которые призваны нести избавление посетителям украинских кинотеатров с их постыдно однообразным, бедным репертуаром.

Выделим здесь лучший фильм года по версии Американской киноакадемии, "Бёрдмен" Алехандро Гонсалеса Иньярриту, получившую приз экуменического жюри "Мою мать" Нанни Моретти, фильм Мариэлль Хеллер "Дневник девушки-подростка", обладатель наград Берлинского МКФ, Эдинбургского МКФ и "Санденса", и ещё одного призёра "Санденса", "Наркотик" Рика Фамуйива.

Необходимо упомянуть также творческие встречи с почётными гостями фестиваля. Лекции и мастер-классы, в числе прочих, проведут Майкл Найман, Джим Шеридан, Срджан Драгоевич, Тьерри Фремо, Даррен Аронофски, Алексей Федорченко, а также Марко Мюллер, необыкновенно успешный фестивальный топ-менеджер, известный в первую очередь как директор Венецианского МКФ и художественный руководитель Римского кинофестиваля.

Из влиятельных участников украинского кинопроцесса перед фестивальной публикой выступят режиссёр-документалист Сергей Буковский, кинокритик и драматург Сергей Васильев, директор кинотеатра "Жовтень" Людмила Горделадзе, глава компании "Архаус Трафик" и кинопродюсер Денис Иванов, директор Национального центра Довженко Иван Козленко, звукорежиссёр Сергей Степанский, киновед, председатель Союза кинематографистов Украины Сергей Трымбач.

Основными фестивальными площадками ОМКФ станут кинотеатр "Родина" и Театр музыкальной комедии им.М.Водяного. С подробным расписанием мероприятий можно ознакомиться на сайте кинофестиваля.

Реклама:

Головне сьогодні