Українська правда
Життя

Анатомия резиденций: как изменить маленький город за 9 лет

21.09.2015
Ольга Балашова
Винница, Музычи, Иршанск, Бирючий – места, которые обозначились на культурной карте Украины благодаря художественным резиденциям. Что такое резиденция, как они работают и что нужно делать для достижения ощутимого эффекта?

Что может быть общего у города областного значения Винницы и маленького поселка Иршанск в житомирской области?

Этим летом, совершенно отдельно друг от друга, там случились художественные резиденции. Они прошли почти незамеченными местными жителями, но по факту имеют историческое значение, поскольку положили начало процессу децентрализации в украинской культуре.

Опыт подобных резиденций, когда отдельные художники и кураторы мигрируют в рамках страны, привнося в локальную среду новый культурный опыт  – далеко не первый Украине. Но на этот раз произошло нечто небывалое: обе резиденции – дело рук пассионариев от искусства – происходили при поддержке городских властей и муниципалитетов.

А это значит, что городские власти оказались настолько прогрессивными, что не только не мешали работе художников, но и оказали им поддержку, в том числе и финансовую. Первый опыт, тем не менее, выявил множество проблем, попутно обозначив и способ их решения.

Процес монтажу роботи Назара Білика в Іршанську, фото з фб-сторінки BIRUCHIY contemporary art project

Винница. Модель Украины.

"Значит вы первый раз в Виннице? Обязательно сходите посмотреть на наш фонтан. Это такая красота!" - с ликующей торжественностью порекомендовала нам кондуктор троллейбуса, предварительно ответив на наш вопрос о том, как попасть в кинотеатр "Россия".

В этот день там открывалась итоговая выставка художественной резиденции "Над Богом", ради которой мы и приехали. Но она была права, самое поразительное в Виннице – фонтан. 

Даже если вы его не увидите, вы обязательно много раз о нем услышите. Факт, что в городе с почти семисотлетней историей, горожане более всего гордятся открытым четыре года назад фонтаном Roshen (крупнейшим в Европе, конечно) – действительно поражает

Робота Жанни Кадирової на фінальній виставці художників-резидентів у Вінниці, фото з фб-сторінки резиденції "Над Богом"

Винница - маленькая модель большой Украины, где постсоветское бессознательное часто побеждает осознанный выбор европейского вектора развития.

Тут действительно есть уютная чопорность провинциальной Европы: педантично чистые тротуары и общественный транспорт, который точно по расписанию курсирует по советским улицам и проспектам, широту и масштаб которых все еще можно разглядеть за обилием рекламных поверхностей. Но как это обычно и бывает в провинции, декларируемая открытость всему новому чаще всего существует тут лишь на словах.

Потому приехавшим со всей Украины художникам и кураторам пришлось столкнуться не только с равнодушной незаинтересованностью, но иногда даже с агрессией местных жителей в отношении своих произведений.

Винницкая резиденция, которую придумали Леонид Марущак и команда кураторов, имела провокативное название "Над Богом".

 

На самом деле, никаких оскорблений чувств верующих - просто древнее название реки Буг. Она представляла собой десятидневную и почти круглосуточную работу более пяти десятков людей – художников, кураторов, теоретиков и активистов.

Они работали над изучением городской среды и превращением здания заброшенного и полуразрушенного кинотеатра "Россия" в модель современного культурного центра, где обсуждаются проблемы актуальные для всей страны.

Темой и основным предметом обсуждения в резиденции стала лихорадка огульной декомунизации, охватившая Украину.

Виставка художників-резидентів, фото з фб-сторінки проекту "Над Богом"

Нужно сказать, что эта инициатива вызвала заметный резонанс в околохудожественной среде. Все четко разделились на три категории: тех, кто уже побывал в Виннице, тех, кто был там и работал над проектом, и тех, кто только собирался туда поехать. 

Внезапно для меня и еще нескольких десятков людей ничем до того особо не примечательный город Винница стал местом, куда непременно стоило отправиться этим летом, чтобы не пропустить нечто очень важное. 

Иршанск. Конфликт патриотов.

За несколько месяцев до Винницы подобная история внезапной популярности случилась с маленьким промышленным поселком Иршанск на Житомирщине. Геннадий Козуб – меценат и организатор проекта BIRUCHIY – устроил там художественную резиденцию для современных украинских художников.

До этого Иршанск был известен только своими богатыми (но вполне исчерпаемыми) природными ресурсами: янтарем, гранитом, титановыми рудниками и знаменитым советским гигантом - Горнообогатительным комбинатом.

Художник Назар Билык в Иршанске, фото с фб-странички проекта

Теперь этот город появился и на культурной карте Украины, а значит у него появился еще один ресурс - уже неисчерпаемый, при правильном обращении.

Поселок Иршанск появится строчкой в биографии знаменитых художников - Жанны Кадыровой, Сергея Браткова, Олега Тистола и других. Теперь их произведения будут рассказывать об Иршанске разным другим городам и странам, нынешним и будущим поколениям любителей искусства.

И даже при всех очевидных выгодах, не все жесты художников пришлись по душе местным патриотам. Приглашенные к диалогу жители не вполне понимают язык, на котором к ним обращались художники и кураторы. 

Фото с фб-странички BIRUCHIY contemporary art project

Язык современного искусства, часто провокационный и неоднозначный, требует подготовки и знаний, которых пока нет у большей части населения Украины.

Довольно показательна в этом отношении история, случившаяся в Иршанске с Сергеем Братковым.

В одной из зон отдыха профилактория, где расселили художников, он заприметил уголок, напомнивший о недавнем коммунистическом прошлом, которое слилось с современной Россией, где большую часть времени живет художник. И тогда он решил оставить в этом месте свой иронический комментарий, превратив зону отдыха  профилактория Иршанск в несуществующий (на Венецианской биеннале) "Павильон Северной Кореи"  .

Сергей Братков, павильон Северной Кореи, фото с фб-странички проекта

Не сложно догадаться, что местные патриоты, не поняв иронии, хотели учинить легкую физическую расправу над художником,  якобы "пропагандировавшим" коммунистическую символику.

Эта история моментально превратилась в легенду, по одной из версий которой художник и человек с оскорбленными патриотическими чувствами таки встретились, поговорили и мирно разошлись, каждый с новым жизненным опытом.

Произошла ли эта встреча на самом деле не так уж важно: показателен сам факт агрессивного неприятия формы при неспособности понять содержания.

Художник Мирослав Вайда під час резиденції в Іршанську, фото з фб-сторінки проекту

Нечто подобное имело место и в Виннице, где обсуждения коммунистического наследия стали лейтмотивом всей резиденции, а отдельные работы подверглись таким же агрессивным нападкам со стороны возмущенных зрителей.

Резиденции стали лакмусовой бумажкой, проявившей готовность общества к конструктивному диалогу.

Мечтая о Европе, мы забываем о том, что один из главных европейских принципов – стремление к балансу интересов, невозможного без умения слушать и понимать оппонента.

Практика показывает, что привыкнуть балансировать, слушать и понимать проще всего на территории искусства. И лучше всего это видно из опыта предыдущих резиденций.

"Иршанск. Рекреация", фото с фб-странички проекта

Краткая история резиденций в Украине

По большому счету практика временных резиденций выросла из советской традиции пленэров и своеобразных симпозиумов. Тогда на несколько недель художники выезжали из привычного для себя пространства мастерских на природу в поисках вдохновения.

В таких проектах, как правило, художники были равнодушны к контексту и среде, в которой оказывались. После развала СССР эта практика продолжилась на коммерческих основаниях, превратившись в "кураторские проекты": куратор собирает художников, меценат вывозит их продуктивно отдохнуть, а художники расплачиваются за отдых сделанными картинами.

Резиденция же от пленэра отличается прежде всего тем, что она начинается с заинтересованности художников, кураторов и организаторов в самом месте ее проведения.

Это постоянное исследование контекста и то, что называется словом нетворкинг – создание пространства интенсивного общения людей, имеющих отношение к этому месту. 

Первая такая резиденция в Украине появилась 9 лет назад. Ее основала художница Алевтина Кахидзе в своем доме в небольшом селе Музычи под Киевом.

"Місія резиденції", рисунок Алевтины Кахидзе, фото с фб-страничци художницы

Проект Алевтины - международный, тут бывают художники не только из Украины, но со всего мира. Ее резиденты становятся носителями уникального знания о контексте. Они превращаются в медиаторов, работающих лучше любой пропаганды, потому что их истории всегда живые и неравнодушные. Их работы из Музычей попадают в музеи и на международные выставки.

Еще одна международная резиденция, о которой нельзя не упомянуть, говоря о важности подобных проектов, существовала в донецкой "Изоляции". В каком то смысле сама Платформа культурных инициатив была такой резиденцией, приглашая в Донецк самых разных художников, предлагая им погрузится в новую для себя среду, а затем рассказать о том, что они увидели и поняли, в своем проекте.

Результат работы одной из таких резиденций для фотографов под руководством Бориса Михайлова, проходившей в 2012 году, сегодня имеет особое историческое значение. Ее участники создали художественный архив-описание города Донецка накануне катастрофы, к которому мы еще не раз будем обращаться в будущем, в поисках ответов на сложные вопросы.

Программа художественных резиденций Изоляции, фото Дима Сергеев

И все же, какими бы воодушевляющими не были бы примеры предыдущих резиденций,  у них не было того, что есть у проектов в Виннице и в Иршанске – заинтересованности муниципалитета и местных властей.

С одной стороны, сегодня это может больше мешать, поскольку дают о себе знать политические коннотации или, хуже того, вкусовщина, доходящая до цензуры или провоцирующая самоцензуру организаторов.

Но, с другой, - если иршанский и винницкий опыт будет усвоен и внедрен и другими украинскими городами, то совсем скоро современная культура вполне может стать фактором социальной мобилизации и динамики в экономической жизни городов

Бразильские художники в гостях у Изоляции, фото с фб-странички IZOLYATSIA. Platform for Cultural Initiatives.

Как изменить город за 9 лет

Такой крохотный и малозаметный шаг, как поддержка резиденции муниципалитетом отдельного города, означает изменение масштаба мышления.

Город и его культура мыслится частью чего-то большего, о чем необходимо знать и чем хочется делиться. Это своего рода офф-лайновое проявление философии like&share, процветающей в социальных сетях.

Резиденции – это один из способов путешествовать, получать новый опыт и знания, не покидая пределов родного города.

Закрытые локальные сообщества посредством гостеприимства и общения меняются, превращаются в более открытые, желающие большего и способные на большее. И в маленьких городах этот эффект всегда более заметен, чем в больших. 

Художник Виталий Кохан во время резиденции в Иршанске, фото с фб-странички BIRUCHIY contemporary art project

Работает это медленно, но верно. Спросите как изменился маленький поселок Музычи за последние 9 лет. На вид он остается прежним. Но уроки рисования в местной школе ведет одна из лучших украинских художниц. Британцы, купившие тут недвижимость, пребывают в абсолютном восторге, - они уверенны, что регулярные вернисажи современного искусства происходят в любом украинском селе.

Местная библиотекарь, решая как провести выходные, может выбрать между знакомством с новым сингапурским/немецким/польским художником и уборкой урожая на собственном огороде, а продавщица музычанского магазина не так давно стала учить английский, чтобы понимать, что же ей рассказывают удивительные покупатели.

Художники Никита Кравцов, Жанна Кадырова, Денис Рубан в Иршанске, фото с фб-странички BIRUCHIY contemporary art project

C другой стороны, биографии всех приехавших сюда однажды художников навсегда вписываются в историю Музычей (резиденция Алевтины так и называется - "Расширенная история Музычей"). Кто знает, возможно, некоторые из них станут легендарными и тогда, при умелом обращении, даже у самого небольшого поселка однажды появится неисчерпаемый туристический ресурс.

Ведь если подумать, вряд ли многие из нас мечтали бы попасть в маленький городок Арль на юго-востоке Франции, если бы не Винсент Ван Гог, который его прославил, обеспечив туристами на столетия вперед.

Так что для достижения искомого эффекта нужно совсем немного: горизонт планирования и стратегия развития города, как минимум на девять лет вперед.

© 2007-2017, Українська правда.
Використання матеріалів сайту дозволено лише з посиланням (для інтернет-видань - гіперпосиланням) на "Українську правду. Життя" Матеріали з позначеннями СПЕЦПРОЕКТ, PROMOTED, ЗА ПІДТРИМКИ - публікуються на правах реклами