Жутко дико и запредельно близко: луганский треш-дизайнер Михаил Коптев на киевской биеннале

В рамках Киевской биеннале современного искусства состоялось, пожалуй, самое неожиданное событие, – выступление Цирка провокационной моды "Дикая Орхидея", известного далеко за пределами Украины своими фрик-шоу.

Основатель "Дикой Орхидеи", открытый гей Михаил Коптев приехал в Киев прямиком из оккупированного Луганска. Катерина Сергацкова посетила единственный показ Цирка провокационной моды и пообщалась с Коптевым перед его отъездом обратно.

- Пошла нах**. И ты пошла нах**, и ты, и ты. Вы все - брудни лесбийки.

46-летний руководитель Цирка провокационной моды "Дикая Орхидея" Михаил Коптев пьян вдрабадан. От него разит красным сладким, на нем золотой пиджак с блестками на голую грудь и больше ничего.

Михаил Коптев, фото: Саша Курмаз

Русым кудрявым париком он прикрывает гениталии и обходит первые ряды публики, показывая всем средний палец.

Среди публики – известные украинские художники, арт-критики, руководители издательств и галерей – в общем, те, кого легко встретить на помпезных вечеринках, попадающих в светскую хронику, но никак не на треш-шоу модельера-самоучки из Луганска.

- Я немножко выпил, но это ничего, - лихо сообщает Коптев залу. Некоторые аплодируют. Те, кто знает его по Луганску – старые друзья и знакомые, которые не раз приходили на его шоу там, дома. Они смотрят на голого пьяного фрика в парике и красным крестом на лбу с какой-то удивительной теплотой.

Цирк провокационной моды "Дикая Орхидея" появился в Луганске более 20 лет назад. На нем побывали практически все жители ныне оккупированного города. Коптев там был настоящей звездой, пока власть не захватили пророссийские боевики.

Цирк провокационной моды "Дикая Орхидея", фото: Костянтин Стрілець

С тех пор, как началась война, Коптев свои провокационные показы на родине не проводит: для таких, как он, открытых геев, устраивать подобные шоу там просто опасно. Правда, основателя "Дикой Орхидеи" там не трогают.

"Наверное, им там есть чем заняться, кроме того, чтобы геев сажать", - предполагает он. Даже после того, как про него написали в российской прессе, реакции со стороны властей так называемой Луганской народной республики не последовало.

На импровизированную сцену Дома одежды по очереди выходят люди нестандартных пропорций: пышная женщина без трусов с нарисованными на спине церковными куполами, длинноволосый андрогин в леопардовом костюме на шпильках, женщина с голой грудью и собственно сам Коптев с париком, прикрывающим гениталии.

"Дикая орхидея", фото: Саша Курмаз

Все это как будто ожившие фотографии Бориса Михайлова, такой парад извращенной красоты, триумф инаковости.

- Тебе стыдно, шо я это я? – пристает он к зрительнице, с которой знаком, и подходит к ней близко-близко, но ее это не смущает. Она с улыбкой ему отвечает:

- Миша, мне не стыдно. Мы пришли на тебя посмотреть. На звезду!

Миша улыбается и пьяной походкой идет дальше.

- Ты – брудна лесбийка. Да вы все – брудни лесбийки, - сообщает он залу и показывает средний палец.

Миша Коптев, фото: Саша Курмаз

Луганское эротическое шоу моды "Дикая Орхидея" проводит всего один-единственный показ в Киеве по приглашению Киевской биеннале современного искусства.

Михаилу Коптеву приходится ехать из Луганска через Ростовскую область и проходить границу в Харькове, потому что иного пути, чтобы выбраться с оккупированной территории, просто нет.

Для выезда через свободную территорию Луганской области у него нет пропуска, а фотографию в паспорт он должен был вклеить еще полтора года назад.

- Я вас люблю больше, чем вы меня, - продолжает Коптев показ. – Вы отвратительные дряни.

Коптева знают не только в родном Луганске, но и в Америке, Бразилии, Германии и России, интервью с ним публиковали западные гей-издания, его приглашали на шоу "Говорит Украина".

"Дикая Орхидея", фото: Костянтин Стрілець

Репутация у основателя "Цирка провокационной моды "Дикая Орхидея" не очень: его называют сумасшедшим, фриком, дураком, чудовищем. Первое впечатление от него, пьяного и голого, с париком на гениталиях, именно такое. Но стоит заглянуть чуть дальше, и то, что он делает, приобретает совсем другой смысл.

- Я хочу сделать мир добрее, понимаешь? Это все - для доброты.

На вопрос, почему он показывает в своих шоу людей с необычными пропорциями и физическими и психическими отклонениями (карлиц, людей с синдромом Дауна), Коптев искренне отвечает:

- Я хочу показать людям то, чего они еще не видели. "Фешн вик" – х*ик, все это видели, это неинтересно. Я хочу, чтобы было весело и грустно, хочу показать настоящую драматургию жизни!

Во время интервью, за которое Коптев берет 20 долларов (это обязательный минимальный взнос с журналистов), он сообщает, что его образ жизни "предполагает бесконечный стресс".

- Каждый день выслушиваю, как люди дают оценку моей жизни, - говорит он. - Про мой театр моды же считают, что там все наркоманы и проститутки, а я идиот и то-се. Хотя я просто художник, живу и наслаждаюсь жизнью, дарю образы и свою любовь людям, несу свет.

"Дикая Орхидея", фото: Саша Курмаз

Показ "Дикой Орхидеи" в Киеве производит смешанное впечатление: это, конечно, никакой не цирк моды и даже не фрик-шоу, а скорее живая экранизация сказок Гауфа, в которых главными героями становились жутковатые существа, представляющие неуклюжий компромисс между человеком и животным. Только у Коптева этот компромисс демонстрирует инаковость в чистом виде.

Зритель же – непосредственный участник процесса, желудок, в котором с большим трудом переваривается эта самая инаковость.

Когда Коптев повторяет фразу "я люблю вас больше, чем вы меня", он как бы напоминает, что декларируемая обществом толерантность все еще требует проверки. Если общество утверждает, что принимает всех как есть, способно ли оно также принять и понять "Дикую Орхидею"?

У Коптева непростая история жизни. Родился в многодетной не самой благополучной семье в Луганске. Когда ему было восемь, мать отдала его и еще троих детей в монастырь в Ростовской области, потому что после развода с отцом денег на прокорм семьи у нее не было, а в монастыре кормили и давали образование.

В 14 Миша закончил школу и вернулся в Луганск, чтобы продолжать учиться.

Туфли Миши Коптева, фото: Саша Курмаз

- У моей мамы по-прежнему не завелись деньги, чтобы оплачивать мне рубашки, квартиру и штаны, - деланно иронично пересказывает свою историю Коптев.

Поэтому я нашел училище максимально близко к дому и закончил там какие-то страшные курсы. Считаюсь обувщиком. Ты представляешь, как это страшно? Это бесконечная вонь, лаки, краски, грохот машин, клещи, гвозди, одежда черти в чем и руки все время грязные.

Это был первый и последний раз, когда я в своей жизни работал по профилю. Потом пошел моделью в один страшный театр, а после этого создал свой театр.

После показа Коптева обступают его старые знакомые – переселенцы из Луганска.

- Миша, я на подвале был! В плену был, телефон там остался! – оправдывается перед пьяным полуголым Коптевым луганский волонтер Слава. - Я те писал в контакте, что вывезу тебя оттуда… Ты мне хоть раз ответил?..

- Славик, свинья ты поганая, пойдем выпьем, - отвечает Коптев. Слава смеется. Кажется, он просто счастлив видеть земляка живым и здоровым.

Миша Коптев, фото: Анна Грабарская

Сразу после показа Коптев спешит купить билет обратно в Луганск. Там у него домик, который он приобрел в самом начале войны, и 80-летняя мама, за которой нужен уход.

Последние полтора Коптев прожил готовя еду на костре и набирая воду в ручье за три километра от дома. Он понимает, что жить так дальше – это тупик, нужно что-то менять. Но это страшит его не меньше, чем вооруженные люди по городу.

Перед тем, как уехать домой, Коптев всерьез и на трезвую голову рассуждает о том, что Киев, кажется, прошел испытание на толерантность.

- Двадцать человек сказали, чтобы я выбирался оттуда, что будут помогать мне во всем, - говорит он с трепетом и каким-то буквально детским удивлением.

- Будут красить ресницы моим моделям, будут чесать волосы, вешать блестки, клеить афиши… Будут все делать, лишь бы я переехал!

Мне очень необычно это, я же знаю, что все меня считают чудовищем. А я почему-то вижу, что добрые люди в Киеве относятся ко мне лучше и знают меня лучше, чем дома. И тоньше меня чувствуют. Хотя я могу всякие слова сказать в их адрес. Ну, ты слышала. И кстати, иди на х**.

Реклама:

Головне сьогодні