Неделя в утопии: 24-й фестиваль Sziget в Будапеште

2030
23 серпня 2016

Семидневный фестиваль Sziget уже в 24-й раз отгремел в столице Венгрии.

Sziget популярен среди украинцев благодаря мощному списку выступающих музыкантов и географической доступности.

Мы прожили неделю на Острове Свободы и можем рассказать, как это было.

ЗА ОСТРОВОМ

Фестиваль проходит на острове, неподалеку от центра Будапешта. Собственно, Sziget по-венгерски означает "остров". Но инфраструктура фестиваля начинается далеко за пределами самой локации.

Sziget – мощнейший магнит для туристов. В этом году фестиваль посетили 500 тысяч человек, из которых около 250 тысяч – не из Венгрии. Больше всего иностранцев приехало из Голландии, Франции и Англии. Украинская делегация не столь многочисленна, но тоже заметна.

Фото: Rockstars Photographers

Венгерское посольство старается способствовать в получении визы людям, которые собираются на Sziget. В Украине оно очень щедро (по европейским меркам) подошло к вопросу длительности шенгенской визы. Многим украинцам, собравшимся на Sziget, повезло получить визу более чем на год.

Попав в Будапешт, заблудиться по дороге на остров будет очень сложно. На все время фестиваля город живет Sziget’ом. В электричках развешивают дополнительные карты, из аэропорта ездят бесплатные шаттлы и, при наличии билета на Sziget, есть возможность купить City Pass – проездной на все виды транспорта в городе со скидкой.

НА ОСТРОВЕ

Sziget считается одним из эталонных фестивалей с точки зрения организации. На то, чтобы полностью выстроить процессы и стандартизировать инфраструктуру потребовалось около 20 лет.

Сегодня Sziget – это событие длинной в неделю, с бюджетом в 25 млн евро и ежедневным населением под 90 тысяч человек.

Фото: Rockstars Photographers

При входе на остров нужно предъявить паспорт, который отсканируют и вручат браслет с QR-кодом. В код вшита ваша паспортная фотография, которую проверят, если вы будете уходить и возвращаться на остров. И это не считая того, что сам браслет закрепляется плоскогубцами. В общем, прорваться на фестиваль "зайцем" крайне тяжело.

Организаторы не без гордости рассказывают, что делают все для того, чтобы szitizens (так они называют посетителей фестиваля) были в полной безопасности, а мер безопасности при этом не замечали. Например, в этом году многое было сделано для того, чтобы очистить подступы к фестивалю от попрошаек, которые в прошлом году часто пытались нажиться на иностранцах.

Оплата на фестивале происходит при помощи специальной карты Festipay или же карточки MasterCard с функцией PayPass. Деньги на карточку можно положить в специальных пунктах на территории фестиваля. 

На самом острове работает огромное количество охранников, волонтеров, торговцев, медиков и других сотрудников фестиваля. В целом, коллектив Sziget насчитывает около 16 000 человек, но их работу начинаешь замечать только в случае острой необходимости или экстренной ситуации.

Фото: Rockstars Photographers

Отдельно стоит отметить заботу об окружающей среде. Организаторы Sziget очень переживают за остров, который после фестиваля практически стирается в порошок. Поэтому на фестивале работает армия уборщиков, которая круглосуточно убирает тонны мусора. К этому процессу подключают и посетителей. В этом году стояли палатки "Wi-Fi за мусор". За две пластиковых бутылки можно было получить доступ к интернету на 15 минут.

После фестиваля остров обычно завален брошенными палатками, спальниками и прочими туристическими бытовыми предметами. Организаторы собирают их и передают в помощь беженцам.

ФЕСТИВАЛЬНАЯ ЖИЗНЬ

Музыка начинает играть около двух часов дня, и вечеринки ежедневно продолжаются до 6 утра. На острове почти нет мест, где по ушам не бьют басы с соседней сцены.

Еда и алкоголь на Sziget достаточно дорогие как по украинским, так и по венгерским меркам: банка пива – около 60 грн, средний обед – около 200 грн. Готовить, разводить костры и даже проносить газовые горелки и острые предметы – запрещено. Плотность расстановки палаток такова, что любой костер может оказаться смертельно опасным.

Фото: Rockstars Photographers

Зато в 10 минутах ходьбы от острова есть гипермаркет Ашан, в котором посетители фестиваля закупаются продуктами, спальниками, подушками и даже палатками. А вот алкоголь на территорию фестиваля проносить нельзя (хотя многим удается).

Что касается гигиены – по всему острову разбросаны вполне приличные биотуалеты, которые часто убирают. Есть и биотуалеты с керамическими унитазами, ближе к главной сцене.

С душами ситуация более напряженная, но на третий-четвертый день к этому привыкаешь и учишься выкручиваться. Самые большие очереди в душ выстраиваются утром: с 10 до 13 часов на то, чтобы помыться, может уйти более часа. Зато всегда можно выбрать менее "загруженное" время, например, вечером, когда уже начинаются выступления на главной сцене.

"Sziget – не фестиваль лайнапа, а фестиваль атмосферы" – не устают из года в год повторять организаторы. Это территория счастливых людей. Чем более безумный у тебя костюм – тем лучше. Чем больше ты отрываешься на концертах – тем круче. Тут можно за день познакомиться с огромным количеством людей из самых разных стран, а потом продолжить с ними общение после фестиваля или же больше никогда не встретить.

Sziget активно поддерживает ЛГБТ-движение. На фестивале даже есть специальная площадка – Magic Mirror – для представителей ЛГБТ-сообщества.

Фото: Rockstars Photographers

Вообще, разнообразие площадок – одна из главных "фишек" Sziget. Помимо двух основных сцен на фестивале огромное количество локаций. Цирк, опера, театр, сцена классической музыки, сцена блюза, гигантский надувной люминариум, чиллаут-зона на пляже, спортивная зона – это далеко не полный перечень развлечений, доступных посетителям.

Значительная часть иностранцев, едущих на Sziget, едут именно за этим. Мне доводилось встречать людей, которые даже не знали основных хедлайнеров, но заплатили за билет ради ощущения фестивальной атмосферы.

МУЗЫКА

Лайнап этого года получился заметно слабее прошлогоднего. Организаторы объясняют это тем, что пытаются все активнее отходить от того, чтобы завлекать людей главной сценой и не справляются с конкуренцией с другими европейскими фестивалями. Посетители предполагают, что на самом деле Sziget аккумулирует средства, чтобы впечатлить в следующем году, когда фестивалю исполнится 25 лет.

В любом случае, даже то, что можно назвать "слабеньким лайнапом" для Sziget – это запредельный уровень исполнителей, недоступный большинству фестивалей не только в Украине, но и в Европе.

Фото: Rockstars Photographers

Главными именами этого года стали Rihanna, Muse, SIA и Chemical Brothers. Причем приезд двух главных артистов в сумме стоил, по словам организаторов, около 2 млн евро. Предложить больший гонорар фестиваль не может себе позволить.

Несмотря на большое количество людей старше 30 лет, Sziget остается преимущественно молодежным фестивалем. И это очень чувствуется в реакции на артистов.

Безумные Die Antwoord, стадионные электронщики Chemical Brothers, мощнейшие Muse, модная и актуальная SIA с минималистичным танцевальным представлением, пафосные и утонченные The Last Shadow Puppets – все они произвели прекрасное впечатление на главной сцене. В то же время маститый Ноэль Галлахер с песнями Oasis показался старичком на молодежной вечеринке.

Катастрофически расслабленный David Guetta и Rihanna – единственная, кто позволил себе задержаться на 30 минут, – отыграли откровенно слабые сеты. Двое хедлайнеров стали главными разочарованиями фестиваля, хоть и собрали огромное количество слушателей.

Выступление Sigur Ros. Фото: Евгения Люлько

Но помимо главной сцены, Sziget славен сценой А38 – гигантским шатром, по вместимости сравнимый с киевским Дворцом спорта. На А38 самыми яркими шоу запомнились французы M83, датчанка , британцы Editors, живое шоу диджея UNKLE, снова британцы Bloc Party и CHVRCHES, американские панки Fidlar. Список можно продолжать долго, вот только попасть на все интересующие концерты фестиваля физически невозможно.

УКРАИНЦЫ НА SZIGET

Если в прошлом году главным амбассадором Украины на сцене венгерского фестиваля была ONUKA, в этом году эта роль досталась инди-рокерам Brunettes Shoot Blondes, выступившим на Europe Stage. Как и в прошлом году, концерт украинской группы стал своеобразной перекличкой украинцев на фестивале. В течение всего выступления к сцене подтягивались люди с украинскими флагами, а за ними и иностранцы, которых заинтересовала собирающаяся толпа.

Выступление Brunettes Shoot Blondes. Фото: Евгения Люлько

Для самой группы это, не первое уже, выступление на европейском фестивале стало важным шагом в сторону признания в Европе. Sziget – это мощный бренд, и возможность использовать этот бренд в своем промо дорого стоит.

На электронной сцене от Украины выступили Woo York и Nastia, на которых собрались заполненные залы любителей потанцевать до утра. На акустической сцене у костра сыграли Stas Derkach & Bohdan Matviychuk, который сумели победить в международном отборе. Кроме того, арт-группа SCAFFOLD приняла участие в украшении острова к фестивалю.

УТОПИЯ

Sziget – своего рода идеальное государство. Население острова сопоставимо с населением среднего украинского городка. В рамках фестиваля аудитория и организаторы пытаются создать идеальный мир, в котором можно постоянно веселиться, слушать хорошую музыку, выпивать и ни о чем не заботиться. Им это удается, поэтому из года в год аудитория венгерского фестиваля бьет рекорды посещаемости.

Сцена Europe Stage. Фото: Евгения Люлько

Семь дней фестиваля плюс афтепати, на котором сыграли Foals, Slaves и Crystal Fighters, – это непростое испытание даже для завсегдатаев клубов и концертов. На Sziget все время находишься на ногах, почти не спишь и танцуешь. Но это тот фестиваль, впечатлений от которого потом хватает на целый год.

А еще Sziget колоссально расширяет музыкальный кругозор, поскольку даже в рамках одного фестивального дня можно услышать лучшие группы в жанрах от гитарного хардкора до мейнстримной поп-музыки.

Sziget уже сформировался как фестиваль и из года в год лишь дорабатывает мелкие детали. Это страна, которая возникает на карте Европы в середине августа и бесследно исчезает спустя неделю, чтобы год спустя вновь привлечь полмиллиона человек, которые хотят почувствовать себя в сказке.

Алексей Бондаренко, специально для УП.Культура

powered by lun.ua

Головне на сайті