5 новых лиц украинского балета, за которыми стоит следить

10706
13 січня 2017

В Украине семь академических театров оперы и балета и шесть профессиональных хореографических училищ, каждое из которых ежегодно выпускает около 20 артистов.

Попасть на вершины балетных трупп удается единицам: чтобы дослужиться до звания примы-балерины или премьера, требуется в среднем 10 лет.

Бывают и исключения: получить право вести спектакль может и свежеиспеченный выпускник. Другой вопрос – останется ли подающий надежды танцовщик и дальше строить карьеру в украинском театре.

Сегодня самые яркие выпускники национальных хореографических школ успешно реализовывают себя в европейских, американских и российских труппах, а в Украину приезжают с гастролями.

Так что нашему зрителю остается пристально следить за новыми лицами и рассчитывать застать их на родной сцене на пике мастерства.

УП.Культура представляет пятерку ярких молодых танцовщиков и танцовщиц, на которых стоит обратить внимание.

Тимофей Быковец

 Тимофей Быковец. Фото Ксения Орлова

20-летний Тимофей Быковец за 2,5 сезона работы в Национальной опере Украины успел дослужиться до позиции первого солиста.

Балетное образование Тимофей преимущественно получил в родном Харькове, и только три последних курса окончил в Киевском государственном хореографическом училище.

Танцовщик признается, что поначалу балет не слишком его увлекал. В хореографию попал через спорт: способности к танцу у Тимофея разглядел тренер из секции по спортивной гимнастике.

Несмотря на смену ориентиров, Быковец сумел сохранить спортивную закалку: "Бывали моменты, когда хотелось все бросить, но я стараюсь доводить все начатое до конца. Образования, которое дало училище, мне не совсем достаточно, доучиваюсь уже в процессе работы в театре".

 Тимофей Быковец. Фото Ксения Орлова

Судя по всему, обучение проходит успешно. Сегодня Тимофей солирует в "Спящей красавице", "Ромео и Джульетте", "Лесной песне", "Щелкунчике", "Снежной королеве", "Пахите", "Венском вальсе".

Своими партиями мечты Быковец называет Джеймса из балета "Сильфида" и Альберта из "Жизели" - танцовщик ориентирован на классический репертуар и хочет максимально реализоваться в нем в Национальной опере Украины.

"От того, как долго артист работает в театре, не зависит – дадут ему выступать соло или нет, все решает подготовка", - говорит Тимофей.

Его педагог-репетитор в Национальной опере Сергей Бондур, отмечает: "В труппе Тимофей выделяется головой – вдумчивый, дисциплинированный, любит порядок во всем. Сейчас мы работаем над ролью принца Зигфрида из "Лебединого озера", и если говорить о будущем, у Тимофея есть все шансы дорасти до позиции премьера".

Олег Лигай

 Олег Лигай

Коллега Тимофея Быковца, 20-летний уроженец Днепра Олег Лигай работает в театре второй сезон. И, несмотря на официальную должность артиста-стажера, также танцует соло.

Своему раннему успеху Лигай, по его словам, обязан педагогам: легендарному Владимиру Денисенко, с 1964 года воспитавшего несколько поколений звездных танцовщиков, среди которых Вадим Писарев, Максим Белоцерковский и Леонид Сарафанов. А также народной артистке УРСР, педагогу-балетмейстеру труппы Национальной оперы Алле Лагоде.

"Это большая редкость для артиста – вести спектакли в первые годы работы в театре", - говорит Олег.

Действительно, в репертуаре танцовщика – одни из самых сложных классических партий: Принца Дезире и Голубой птицы в "Спящей красавице", Джеймса в "Сильфиде", Люсьена в гран-па из "Пахиты", Принца из "Щелкунчика".

"Олег очень красив по балетным меркам, трудолюбив и обладает хорошими физическими данными. У него есть все: и шаг, и прыжок, и вращение. И, что немаловажно, он хороший партнер", - отзывается о своем подопечном педагог Алла Лагода.

Свою карьеру Лигай планирует продолжать строить в Киеве – привлекает приверженность национального театра классической традиции.

"Я хотел бы сохранить зрителя, который любит балет", - объясняет свой выбор артист.

Екатерина Чупина

Не исключено, что совсем скоро среди солисток Национальной оперы Украины окажется 18-летняя Екатерина Чупина.

 Екатерина Чупина

На работу в театр юная артистка пришла через месяц после выпускного в КГХУ, где ее высокие способности отметил сам Владимир Малахов – прославленный танцовщик и хореограф, который ежегодно помогает ставить училищу выпускные и отчетные концерты.

В балет Чупина пошла по стопам старшей сестры. Первые годы учебы прошли в родном Днепре, но, окончательно определившись с будущей профессией, девушка перебралась в Киев.

"Из КГХУ выпустились многие звезды, и я решила, что нужно отправляться в столицу. Уже на последнем курсе всерьез задумалась о работе в Национальной опере Украины – очень хотелось начать свою карьеру именно в Киеве", - признается Екатерина.

Спустя 3 месяца работы в труппе Чупина получила небольшую, но сложную и сольную партию Амура в балете "Дон Кихот": дебют состоялся в рамках гастролей в Киев Леонида Сарафанова, также выпускника КГХУ, а ныне – премьера Михайловского театра в Санкт-Петербурге.

В декабре Чупина вышла на сцену в премьере "Ночи в садах Испании" в роли эльфа.  По мнению артистки, быстрому развитию в карьере способствуют здоровая конкуренция в театре, высокая трудоспособность и непрерывные творческие поиски:

"Только от того, как ты проявишь себя в работе изначально, зависит, как скоро тебе доверят сольные партии. При этом важно найти свою индивидуальность, а не копировать кого-то".

Карина Тельвар

19-летняя артистка Львовской оперы Карина Тельвар также делает стремительные успехи в карьере.

 Карина Тельвар

Свой путь в профессию она начала в 4 года. Сегодня за ее плечами диплом с отличием Киевского хореографического колледжа, призовые места на конкурсах "Хрустальная туфелька", "Grand Prix Kyiv", "MYSL-POTOK", а также гран-при и специальный приз итальянского конкурса "Grand Prix Danzacsi".

Помимо работы во Львове, Карина солирует в театре "Молодой балет Киева" при Киевском хореографическом колледже и не исключает для себя возможности поработать заграницей:

"На сегодняшний момент я хочу развиваться во Львовском театре и мечтаю станцевать все партии из его репертуара. А что касается мировых сцен – это естественная мечта любого профессионального артиста".

Карина решилась на переезд даже несмотря на предложение от Национальной оперы Украины и не жалеет о выборе.

Хотя профессия не позволяет расслабиться ни на минуту. По мнению артистки, отведенного расписанием в театре времени недостаточно для того, чтобы добиться настоящего успеха.

"Заниматься необходимо постоянно, в любое свободное время. И учить вариации не только по необходимости, а и те, которые интересны, которые действительно хотелось бы станцевать на сцене.

 Карина Тельвар. Фото: Андрей Станко

Главное не останавливаться и помнить, что эта профессия требует огромной самоотдачи", - считает Тельвар.

И добавляет: "Украинским театрам стоило бы дать молодым артистам больше шансов показать себя. Проще дать ведущие партии заслуженным или народным, и в итоге многие талантливые танцовщики годами остаются в кордебалете".

Виктория Бережная

С мнением Карины соглашается и Виктория Бережная, 20-летняя артистка из Одесского национального академического театра оперы и балета.

 Виктория Бережная. Фото: Кирилл Стоянов

"В театре очень большая конкуренция, и пробиться в солистки тяжело, - говорит Виктория. - Но если начальство видит, что ты много работаешь, стойко выносишь нагрузки и обладаешь необходимыми внешними данными, то может практически сразу поставить в сольную партию".

Своей карьерой танцовщица добровольно продолжает балетную династию: дедушка Виктории – Сергей Бережной, народный артист СССР, танцовщик и педагог Мариинского театра, партнер Ирины Колпаковой, Ульяны Лопаткиной. Бабушка – балерина Мариинского театра Татьяна Терехова.

Свои первые успехи Бережная сделала еще во время учебы в хореографической школе, выиграв гран-при конкурса "Одесские жемчужинки", а следом  получив специальную стипендию от губернатора города.

Сегодня в театре на счету у Виктории партии Графини Вишни в спектакле "Чиполлино", невесты в "Лебедином озере", "Вальс цветов" в "Щелкунчике", а в мечтах – роль Кармен в "Кармен-сюите".

Что касается карьерных амбиций, танцовщица настроена продолжать работу в Одессе, но была бы рада большему разнообразию в репертуаре:

"Мне очень хочется, чтобы украинский балет шел в ногу со временем – в зарубежных театрах нет ограничений, там постоянно пробуют новое, совершенствуют хореографию".

 Виктория Бережная. Фото: Кирилл Стоянов

По словам художественного руководителя Национальной оперы Украины Анико Рехвиашвили, в театр новички приходят недостаточно подготовленными и продолжают учиться в процессе работы:

"Необходимо дать стажеру шанс вытанцеваться, показать себя на сцене, и только потом делать выводы о его будущем".

Также художественный руководитель отмечает, что сегодня для артиста важна разноплановость, и сольные выступления – это своего рода экзамен, по результатам которого становятся видны перспективы молодого танцовщика в театре.

На успех артисты могут рассчитывать только в случае абсолютной преданности и страсти к профессии: физические данные – дело второстепенное, а подготовка, которая ограничивается работой в зале – неэффективна.

"Меня интересуют читающие люди, которые любят искусство, музыку, с которыми, есть, о чем говорить. Прежде всего, я стараюсь провоцировать танцовщиков на личностное развитие, которое впоследствии проявится и на сцене",  – говорит Рехвиашвили.

Полина Булат, специально для УП.Культура

powered by lun.ua

Головне на сайті