Музей Луганска: создать, чтобы не забыть

В подвале хаба общественных организаций, которые занимаются помощью переселенцам из Крыма и Донбасса, среди вещей и книг, на вырезанной из картонного ящика рамке прикреплен паспорт луганского журналиста Вячеслава Бондаренко. Вместе со своей семьей он выехал из Луганска в 2014 году. До переезда в Киев Вячеслав был в плену так называемой ЛНР. Держали в подвале здания СБУ.

"Толком ничего и не помнил оттуда. Били, прижигали сигареты о тело, – рассказывает Вячеслав. – Занимался зарядкой, потому что каждый день делал зарядку дома."

Паспорт луганского журналиста Вячеслава Бондаренко - один из экспонатов на открытии выставки. Фото Luhansk’s ART & FACTS

После выхода из плена он начал забывать, здоровался ли со своими коллегами утром. С улыбкой на лице переспрашивает и здоровается еще раз.

Паспорт луганчанина – один из элементов выставки, приуроченной к открытию виртуального Луганского музея ART&Facts. Он был создан в рамках проекта "Луганский музей ART & Facts Сохранение культурного наследияа Донбасса" про культуру, активизм, литературу и сам город Луганск.

В подвале находятся работы луганских художников. В зале, он же и место проведения уроков английского и получения гуманитарной помощи для переселенцев, собрались друзья и знакомые.

Музей представляет собой онлайн площадку с воспоминаниями, рассказами и артефактами жителей города. Работа над его созданием началась в мае 2015 и закончилась в ноябре 2016-го.

Идея создания появилась у луганских переселенцев из организации "СТАН". После начала конфликта кто-то переехал в Киев, кто-то в Ивано-Франковск. Позже к активистам присоединились местные жители.

Комната, где была представлена экспозиция, служит также местом проведения уроков английского и получения гуманитарной помощи. Фото Luhansk’s ART & FACTS

Консультировал и помогал в работе Friedrichshain-Kreuzberg Museum в Берлине, что уже достаточно символично, учитывая опыт Германии после падения берлинской стены.

Мартин Дюспол, директор Friedrichshain-Kreuzberg Museum, с европейской скромностью в одежде, приехал на открытие в Киев. До этого часть команды была в Берлине, где изучала опыт немецких коллег.

"Мы выбрали музей Кройцберга, потому что это наиболее близкий опыт для нас. Это районный музей Берлина, который посвящен миграции. Это пример для Луганского музея, который создали тут. Подобный пример есть в Польше, но нам не удалось полноценно изучить опыт этой страны", – говорит Ярослав Минкин, координатор проекта по созданию музея.

Он тоже переехал из оккупированного Луганска. До того был активным участником луганского Евромайдана.

За несколько лет до военного конфликта Ярослав вместе с другими активистами создали "Культурную карту Луганска" – проект о всех культурных местах и инициативах в городе.

Ярослав Минкин - координатор проекта по созданию музея. Фото Luhansk’s ART & FACTS

В словах Ярослава нет пафоса, а в его действиях бюрократического подхода к созданию музея. Он не типичный директор, который скажет как должно выглядеть и когда будет достаточно экспонатов.

Работа построена в первую очередь для максимального привлечения выехавших из-за войны людей. Цель – помочь им рассказать о себе и о том, что писали, рисовали выставляли в городе.

Как говорят организаторы, для некоторых писателей или художников это, возможно, первое публичное представление их работ.

В музее собрано около 500 экспонатов: книги, картины, изображения разных мест Луганска более 90% из них прекратили существование после начала боевых действий.

Одно из них – арт-кафе "Донбасс", которое в последний раз располагалось на ул. Ленина.

Вячеслав Бондаренко курировал в Луганске арт-проекты и создавал инсталляции и коллажи. Фото Luhansk’s ART & FACTS

Все экспонаты оцифровываются и хранятся в архиве. Книги есть как в офисе организации, так и у самих коллекционеров. То же самое с картинами, которые есть в личных коллекциях и у самих художников.

Не все откликнулись и решились поделиться чем-то из того, что могло бы остаться в музее. Люди, которые остались на оккупированных территориях передавали свои вещи неофициально.

Организаторы музея говорят, что они будто бы консервируют время до войны. Это будто Помпея, которую засыпало пеплом. Каждая книга или работа это история, которая возвращает в довоенное время, рассказывает о людях и событиях.

Среди таких историй могут быть комиксы, нарисованные луганской художницей и общественным деятелем Анастасией Рожковой. Она принимала участие в нанесении рисунков на Луганскую эстакаду – серый мост, который ведет от железнодорожного вокзала в город. В основе рисунков – сюжеты из книги Сергея Жадана "Ворошиловград".

Создание тех рисунков происходило в рамках международного фестиваля "Артодром" в 2012-м. Присутствовали участники из Польши и других стран, а сам проект финансировался в том числе и Европейским Союзом.

Тогда европейские художники, которые до того никогда не были в Луганске, нарисовали комикс по "Ворошиловграду", а сам город увидели только когда приехали на фестиваль.

Фотографии луганской барахолки из коллекции Анастасии Лелюк - среди артефактов музея

Афиши с концертов Сергея Жадана развешаны в зале вместе с другими плакатами и лозунгами "Только реальность, только хардкор" или же "Сила в єдності".

Сам Жадан занимает весомое место в культуре Луганска, важен для поэтов и активистов этого города. Ведь через свои стихи и прозу он знакомил читателей всей Украины, а также Европы с Луганском. Поэтому для, тех кто пришел на открытие музея, "Ворошиловрад", к примеру, не только текст на страницах книг.

Зал забит людьми, стульев не хватает, кто-то стоит на пороге возле двери, другие облокачиваются о стены. Но даже в таком тесном кругу кто-то может прокричать "Привет!" и направиться мимо рядов со зрителями к знакомому или знакомой, которую давно не видел.

Это больше, чем презентация, и больше, чем музей. Это встреча тех, кто жил в одном городе, читал вместе стихи, пел песни, а потом случилась война.

Возле фотографий на стене собрались люди, они всматриваются в загорелые на море, замершие в куртках на луганском Майдане, просто запечатленные где-то на улице лица тех, кто собрался в зале.

Наверное происходящее можно сравнить с рассматриванием альбома старых фотографий. Найти друга, удивиться, как давно это было, но как хорошо отпечаталось в памяти.

За каждой фотографией есть история. Те, кто рассматривает, дополняют что-то свое.

Осенью 2013 - зимой 2014 в Луганске проходили фотосушки на темы "Жихнь в Луганске" и "Украине с любовью". Фото Luhansk’s ART & FACTS

На столе с книгами, которые организаторы принесли в музей, лежат и сборники стихов Елены Заславской. Поэтесса принадлежала к "креативному классу", как это называет Ярослав Минкин, но с началом боевых действий в Луганске взгляды активистов и Заславской разошлись. Тем не менее, ее книги такая же часть истории для луганчан, как и книги других авторов.

Юлия Красильникова, правозащитница, которая сейчас занимается документированием военных преступлений на Донбассе, смотрит на ее книгу с улыбкой:

"Это же Заславская. Ее фотография даже есть в "Культурной карте Луганска", шапка у нее там такая смешная", – Юля берет в руки книгу и, перелистывая, прочитывает ее.

После презентации музея и обмена воспоминаниями все поедут в новые дома съемные. Вячеслав Бондаренко снимет паспорт с картонной рамки, сядет за новый номер газеты, которую раздают в прифронтовых городах и селах.

Презентация музея стала поводом для встречи тех кто жил в одном городе до того, как случилась война. Фото Luhansk’s ART & FACTS

А сама презентация станет еще одним культурным мероприятием, на котором собрались все, кто наверное никогда и не думал, что придется делать музей города, чтобы потом самому рассматривать его на экране монитора или проектора.

Татьяна Безрук, специально для УП.Культура

Текст опубликован в рамках партнерского проекта Goethe-Institut Ukraine и УП.Культура

Реклама:

Головне сьогодні