6 кинопремьер февраля: "Патерсон", "Горький урожай" и "Родные"

6 кинопремьер февраля: Патерсон, Горький урожай и Родные

Февральский кинорепертуар составили универсальные притчи и исторические драмы.

В последних, при всей конкретике места и времени, также раскрываются неизбывные и всеобщие трагедии человеческой жизни.

При этом фильмы, подобные "Патерсону" Джима Джармуша, свидетельствуют, что спокойное и благополучное существование столь же достойно художественного осмысления, как и социально-политические катастрофы.

СО 2 ФЕВРАЛЯ

"Родные", режиссёр Виталий Манский

В прокат выходит фильм выдающегося российского документалиста, уроженца Львова, о ментальных баррикадах, которые прошли через семейные и дружеские отношения большинства наших сограждан.

Драму он раскрывает на примере собственных родственников, разделенных драматическими событиями украинской современности.

Более подробно о фильме Манского мы писали в материале об украинских фильмах Седьмого Одесского кинофестиваля, в кулуарах которого "Родные" стали едва ли не самой обсуждаемой картиной.

"Великая стена", режиссёр Чжан Имоу

Главный китайский режиссер современности, прославленный мастер масштабных кинополотен выступил постановщиком крупного международного проекта – самого дорогостоящего фильма, когда-либо снятого в Поднебесной. Его бюджет составил 135 миллионов долларов.

Картина является амбициозной попыткой адаптировать под представления западных поклонников фэнтези традиционный жанр китайской литературы и кино "уся", в котором национальная старина предстает заповедным царством приключений и волшебства.

Действие разворачивается в условном Средневековье, в Китае, куда прибывает компания европейских наемных искателей приключений, рассчитывающих раздобыть новейшее изобретение восточных мудрецов, которое вскоре навсегда изменит военную науку – порох.

Однако, преодолев кишащие дикими зверями и не менее свирепыми разбойниками земли, проникнув за Великую стену, герои сталкиваются с чем-то настолько невероятным и чудовищным, что оно заставляет их забыть о меркантильных интересах.

Оказывается, грандиозное крепостное сооружение было воздвигнуто для защиты вовсе не от кочевых орд, а от созданий, не похожих ни на что, известное зоологии. Европейцы решают присоединиться к китайским воинам, чтобы помочь им справиться с полчищами монстров, угрожающих человечеству.

С 16 ФЕВРАЛЯ

"Патерсон", режиссёр Джим Джармуш

Свой новый фильм Джармуш снимал параллельно с документальной картиной "Gimme Danger: История Игги и The Stooges", которая ещё идёт в отечественных кинотеатрах. Художественная же лента, участвовавшая в конкурсной программе Каннского МКФ, повествует о жизни водителя автобуса по имени Патерсон, который и живёт в Патерсоне, штат Нью-Джерси.

На первый взгляд, город столь же непримечателен, как и профессия главного героя. Но искушенному ценителю американской культуры он напомнит об Аллене Гинзберге, который вырос в его предместье, и, конечно, о вдохновенных строках поэмы Уильяма Карлоса Уильямса "Патерсон" – ее некоторые критики называют поэтическим вариантом джойсовского "Уллиса".

Соответствующим образом и в существовании центрального персонажа прозаические будни обитателя провинциального городка сплетаются с поэзией.

Его взаимоотношения с женой и друзьями, происшествия на вверенном его водительскому искусству маршруте, походы в кино и встречи в барах наполнены неожиданными смысловыми рифмами и ассонансами. Не говоря уже о собственном поэтическом творчестве Патерсона, которое он таит от окружающих.

Джармуш создает своеобразную утопию, городскую идиллию, не ведающую серьезных конфликтов и при этом насыщенную эмоционально и духовно.

Диалоги персонажей (как главных, так и эпизодических, в которых трудно угадать поклонников искусства) изобилуют цитатами из произведений классиков наподобие Эмили Дикинсон, Уильямса, Гинзберга и Фрэнка О’Хары. А также современников вроде Рона Патгетта, любимого современного поэта Джармуша, чьи стихотворения были использованы в качестве сочинений главного героя.

"Голос монстра", режиссёр Хуан Антонио Байона

Видный испанский режиссёр, известный в первую очередь по мрачной сказке "Приют" и фильму-катастрофе "Невозможное", экранизировал нашумевший детский роман британского писателя Патрика Нессе, призванный научить юных читателей смиряться с тяжелыми утратами.

Вслед за литературным первоисточником, лента повествует о мальчике, мать которого неизлечимо больна раком. В постоянных переживаниях скорой разлуки с наиболее дорогим для него человеком, в будничных огорчениях ребёнка, у которого не складываются отношения со школьным окружением героя утешает необычный товарищ.

По ночам к нему является чудище, которое сыграл преображенный компьютерными спецэффектами Лайам Нисон. Создание наводит ужас своим видом, но настроено оно, кажется, вполне дружелюбно и развлекает мальчика занимательными и поучительными историями.

Примечательно, что автор оригинальной идеи книги, писательница Шиван Дауд описала свой собственный опыт борьбы с онкологическим заболеванием, однако умерла прежде, чем сумела закончить произведение.

С 23 ФЕВРАЛЯ

"Горький урожай", режиссёр Джордж Менделюк

В ленте канадского режиссёра, чьи родители когда-то бежали из Западной Украины, сделана попытка раскрыть трагедию украинского народа, пережившего опустошительный Голодомор и репрессии.

Герои ленты, представители древнего казацкого рода, не собираются покорно ложиться под топор сталинского режима, а стремятся организовать сопротивление и спасти своих близких, свое село и свою родину.

Первый крупный международный проект, посвященный Голодомору, вызывает смешанные чувства. Нельзя не приветствовать появление картины, призванной рассказать иностранной аудитории об одном из наиболее масштабных и при этом наименее известных исторических катаклизмов прошлого столетия.

[L]При этом приходится признать, что трейлер фильма напоминает о худших образчиках отечественных исторических мелодрам своей слезоточивой патетикой и опереточностью. А заполнившие экранное пространство толпы ряженых (ряженые украинские крестьяне, ряженые красноармейцы, ряженый Сталин) кажутся актерами из драмкружка, которые проводят репетицию в Пирогово.

Возможно, зарубежной публике недостоверность повествования не будет столь сильно бросаться в глаза, хотя на особенный интерес с ее стороны рассчитывать не приходится. Это косвенно подтверждает то обстоятельство, что Менделюк закончил свой фильм еще осенью 2015-го, однако в прокат, не заинтересовав ни один фестиваль, он выходит только теперь – в Северной Америке, Украине и Сингапуре.

"Красная черепаха", режиссёр Михаэль Дюдок де Вит

Несмотря на немногочисленность режиссёрских работ, голландец Дюдок де Вит пользуется репутацией одного из наиболее значительных аниматоров современности, в первую очередь, благодаря короткометражным работам "Монах и рыбка" и "Отец и дочь".

Эти ленты, усыпанные наградами и при этом весьма ценимые публикой, кажутся стилистическими и идейными предшественниками полнометражного дебюта режиссера. Все три фильма отличаются минималистичной цветовой гаммой, выведенными скупыми и точными штрихами персонажами, сочетанием пронзительного лиризма и притчевой образности.

Фильм, лишённый, как и другие картины Дюдока де Вита, диалогов, рассказывает о мужчине, оказавшемся на необитаемом острове. Печальные обстоятельства, забросившие его туда, зрителю не раскрываются, как, впрочем, и время действия, национальная и культурная принадлежность героя.

Испытываемый одиночеством и угрозой голодной смерти, он мог бы быть гражданином любой страны и принадлежать любому социальному классу. И пусть остров, как выясняется, вполне пригоден для проживания, герой пытается, соорудив плот, вверить себя произволу морских просторов. Но его плавательное средство раз за разом разбивает, вынуждая героя вернуться на остров, таинственное создание – красная черепаха, которая отчего-то хочет остаться в его обществе.

Эта весьма оригинальная робинзонада, которую Дюдок де Вит поставил на студии Ghibli по предложению Хаяо Миядзаки. Она воспринимается как грёза о возвращении человека в потерянный рай, восстановление связей с природой, разрушенных нашей гордыней и бесчувственностью. Удостоенная полудюжины престижных наград, включая специальный приз жюри конкурса "Особый взгляд" Каннского МКФ, "Красная черепаха" была номинирована и на соискание "Оскара" за лучший полнометражный анимационный фильм.

Александр Гусев, специально для УП.Культура

Реклама:

Головне сьогодні