Смех и любовь: 5 фильмов Берлинале-2017, которые нельзя пропустить

"Отличная идея. В плохие времена люди пьют. А в хорошие так тем более". Так комментирует знакомая Вальдемара, главного героя фильма Аки Каурисмяки "Обратная сторона надежды", его идею открыть кафе в Хельсинки.

Какие времена сейчас в Берлине, где подошел к концу 67-й Берлинский международный кинофестиваль, сказать сложно. Когда есть с чем сравнивать, то плохими их как бы не назовешь, но и хорошими тоже.

Пожалуй, это тревожные времена. Правые популисты укрепляют свои позиции, Brexit, Трамп, кризис ЕС, кризис беженцев – вот только несколько пунктов, вызывающих у немцев панику.

Учитывая этот политический фон, "Обратная сторона надежды" – идеальный фильм Берлинале. Смесь юмора и абсурда, которой славится финский режиссер, сливается здесь с европейскими гуманистическими традициями. И все это очень актуально.

"Обратная сторона надежды" Аки Каурисмяки

Вальдемар встречает у своего кафе, которое он таки открыл, сирийского беженца Халеда. Сначала они ругаются, разбивают друг другу носы, затем мирятся.

Вальдемар предлагает Халеду работу и даже помогает сделать ему фальшивые документы. Вальдемар – хороший финн. Но Халеду встречаются и плохие. Они выжидают его в темных переулках и бьют только за то, что он – иностранец.

Каурисмяки получил за фильм "Обратная сторона надежды" Серебряного медведя как лучший режиссер. Хорошо это для него или плохо – вопрос тоже относительный.

С одной стороны, это одна из главных наград Берлинале; с другой – слишком уж многие критики пророчили, что жюри даст ему главный приз фестиваля, Золотого медведя. К тому же Каурисмяки недавно заявил, что это его последняя работа в кино.

Так или иначе, перед церемонией режиссер явно достаточно принял на душу. Он даже не смог подняться на сцену. Медведя ему доставили в зрительный зал. Он перепутал его с микрофоном и сказал в него свое "Спасибо". А затем попытался запихнуть себе в карман.

В целом, конкурсная программа Берлинале – это всегда не только хорошее (и не очень) кино. Это своего рода диагноз современности и инструкция по обращению с ней.

Не случайно в этом году среди 18 фильмов конкурса минимум пять оказались комедиями. Уже на пресс-конференции директор фестиваля Дитер Косслик заявил, что во время кризиса спасает юмор.

"Дикая мышь" Йозеф Хадер

При ближайшем рассмотрении комедии оказались скорее трагикомедиями, но суть послания от этого не изменилась.

Здесь можно выделить два фильма – "Дикая мышь" и "Бар". Оба не получили никаких наград, но интересны для просмотра и показательны для повестки фестиваля.

"Дикая мышь" – это режиссерский дебют известного австрийского актера и комедианта Йозефа Хадера. Его главный персонаж Георг Эндль – музыкальный критик, которого играет сам Хадер.

Когда Эндля увольняют из редакции, он не решается сказать об этом жене, и уходит по утрам, как ни в чем не бывало, "на работу". Свободное время он коротает на аттракционах и обдумывает план мести бывшему шефу.

Несмотря на сильную концентрацию тонкого австрийского юмора и явную комичность персонажей, за их оболочкой в "Дикой мыши" прослеживается глубокая экзистенциальная драма.

"Бар" Алекс де ла Иглесиа

"Бар" испанского режиссера Алекса де ла Иглесиа формально еще радикальней "Дикой мыши". Действие происходит на оживленной площади в Мадриде. Когда героиня картины Елена заходит в бар подзарядить телефон, за дверью внезапно раздается выстрел. Прохожий мертв, а все посетители заведения боятся выйти и становятся заложниками ситуации.

Не проходит и десяти минут, как начинает разворачиваться сценарий "спуска в ад". Люди подозревают друг друга в причастности к теракту, основываясь на каких-то своих соображениях. У него борода, пусть и хипстерская, – значит, это он террорист! А что это у Вас за такой странный чемодан с собой? И так далее.

В итоге мы наблюдаем сатиру, которая мастерски высмеивает общественные механизмы страха. Местами сатира превращается в триллер, местами в фильм ужасов. И только юмор помогает преодолеть страх.

"Фантастическая женщина" Себастьян Лелио

И все же самые сильные фильмы 67-ого Берлинале – о любви. Например, фильм чилийского режиссера Себастьяна Лелио "Фантастическая женщина".

Марина и Орландо – счастливая пара. Но внезапно, однажды ночью Орландо становится плохо и он умирает.

Марина остается одна и переживает все, что человек переживает в подобной ситуации. Родственники Орландо запрещают ей приходить на похороны, а в полиции вообще подозревают, не убила ли она Орландо. Причина этого чудовищного отношения к ней проста. Марина – трансгендерная женщина.

Этот фильм о борьбе за справедливость, о силе духа и да – о любви, которая сильнее социальных норм. "Фантастическая женщина" получил на Берлинале Серебряного медведя за лучший сценарий и квир-премию фестиваля Teddy Award.

"О теле и душе" Ильдико Эньеди

И напоследок – о Золотом медведе Берлинале, о фильме "О теле и душе" венгерского режиссера Ильдико Эньеди.

Эньеди получила Золотую камеру Каннского кинофестиваля в 1989 году за лучший дебютный фильм "Мой двадцатый век". Последний художественный полнометражный фильм она сняла 18 лет назад. Поэтому ее возвращение на арену мирового кинематографа, как минимум, неожиданность. Но какая же приятная.

"О теле и душе" – самый жестокий и самый нежный фильм конкурсной программы этого года. Это любовная история, сюжет которой разворачивается на рабочем месте, на скотобойне. Или если точнее – в снах, которые директор производства, мужчина за 45, и инспектор, женщина за 30, видят по окончании рабочего дня в этом малоприятном месте.

[L]Оказывается, что их сны похожи как две капли воды. Герои этих снов – олень и олениха, живущие в лесу. Они нежно трутся носами друг о друга, пьют воду, ищут еду. Они встречаются каждую ночь и продолжают свой путь.

Животное в этом фильме – это не "зверское", не варварское. А как раз наоборот. Животное учит главных героев чувствовать, пробираться друг к другу сквозь комплексы и травмы.

Эньеди находит новые и сильные образы для выражения любви, пусть местами настолько брутальные, что сразу нескольким зрителям во время показа в последний день Берлинале пришлось оказывать медицинскцю помощь.

"У вас есть музыка для влюбленных?" – интересуется героиня в музыкальном магазине. Прослушав весь ассортимент от металла до шансона, она уже готова уходить домой ни с чем. Но вот начинается она. Та самая песня. "What he wrote" в исполнении Лоры Марлинг.

Еще много дней спустя после просмотра фильма эта песня будет звучать у вас в ушах. И будет щемить внутри, как та любовь, которая рождалась между героями этого фильма.

Инга Пилипчук, специально для УП.Культура

Реклама:

Головне сьогодні