6 кинопремьер апреля: "Процесс", "Лунный свет" и "Путешествие времени"

2815
31 березня 2017

В апрельском кинопрокате, как в высказывании Иммануила Канта, звёздное небо над нами соседствует с моральным законом внутри нас.

Зрители смогут познакомиться с историей Вселенной в изложении главного поэта среди американских кинематографистов и с историей мученичества и героизма украинского режиссёра, рассказанной его российским коллегой.

А еще – с мытарствами обитателей злых улиц Майами и с нападением на Сеул монстра, порождённого любовными невзгодами.

С 6 АПРЕЛЯ

"Процесс: Российское государство против Олега Сенцова", режиссёр Аскольд Куров

Возможно, смысл жестоких бедствий, обрушивающихся на лучших представителей человеческого рода, заключается в том, что люди героического склада являются своеобразным индикатором реальности. Они позволяют всем остальным увидеть эту реальность в истинном свете или, точнее, лишают их возможности верить в удобные иллюзии.

 

Заурядный человек, достаточно порядочный и добросердечный, вполне мог бы прожить жизнь в тоталитарном государстве, не испытывая ни малейших притеснений и неудобств. Но происходящее с избранными, подобными Олегу Сенцову и Александру Кольченко, открывает ему глаза на положение вещей и вынуждает сделать выбор. Он может проявлять недовольство, пускай даже в самом узком кругу близких, в ожидании, когда выразить это недовольство на уличном протесте будет не столь опасно. А может стать немножко негодяем и немножко подлецом (в том случае, конечно, если речь не идёт о человеке немножко умственно отсталом, просто не способном понять очевидное).

Фильм известного российского документалиста (не получивший финансовой поддержки от Украины, хотя авторы подавали проект на питчинг Госкино), подробно отражающий события этого подлинно кафкианского процесса, словно призван напомнить аудитории о вине.

О вине, разумеется, не только россиян, но и каждого из нас, кто в какие-то моменты не сделал того, что мог и должен был сделать, чтобы Крым и восточные области остались украинскими, не превратились в феодальные наделы местных царьков, оказавшиеся удобным плацдармом для вторжения.

Каждого из нас, кто таким образом оказался невольным соучастником расправ над теми, кто с риском для своего существования отстаивает не сулящую никаких привилегий возможность оставаться нашими согражданами.

С 13 АПРЕЛЯ

"Лунный свет", режиссёр Барри Дженкинс

"Лунный свет" стал едва ли не самой малобюджетной картиной, названной Американской киноакадемией лучшим фильмом года. Драма, поставленная по пьесе Тарелла Элвина МакКрейни "В лунном свете чёрные парни кажутся грустными", повествует о подростке из афроамериканского района Майами, вотчине нищеты и наркомании.

 

Одиночество героя, третируемого сверстниками, не получающего защиты и поддержки у матери, которая выходит из героиновой дрёмы лишь ради отчаянных поисков средств на новую дозу, усиливается его гомосексуальностью.

Несмотря на успех фильма у критиков и фестивальных завсегдатаев (в активе ленты Дженкинса, помимо трёх "Оскаров", свыше четырёхсот наград и номинаций), многие поспешили объявить решение Американской киноакадемии данью политкорректности.

Это мнение трудно признать вполне справедливым. При всей выразительности культурных и социальных примет истории о мальчике из негритянского гетто, который, стремясь освоиться в окружающем пространстве, стать своим среди чужих, становится наркодиллером, его переживания могут показаться знакомыми даже тем зрителям, что росли в совсем ином окружении.

Ведь едва ли не большинство из нас в какой-то момент испытывало на себе всеобщее неприятие и враждебность, едва ли не большинству из нас приходилось, скрывая свои личные суждения и мироощущение, свою уязвимость, перенимать чуждые модели поведения.

"Путешествие времени", режиссёр Теренс Малик

Каждый новый фильм Теренса Малика усиливал впечатление, оставленное уже дебютными "Пустошами", что мир заурядных человеческих страстей слишком мелок для режиссёра, который стремится дирижировать музыкой небесных сфер.

 

В "Путешествии времени" Малик наконец покидает горизонты нашего бренного мира, чтобы провести парад планет и галактик. Его фильм представляет собой документальный эпос, повествующий об истории Вселенной от Большого взрыва до её грядущей гибели, о зарождении пространства, времени и жизни, о воздействии цивилизации на окружающую среду.

Картина, премьера которой состоялась в конкурсе Венецианского МКФ, является осуществлением проекта под рабочим названием "Q", над которым Малик работал ещё в конце 1970-х – тогда он не нашёл средств для должной реализации своих идей, однако некоторые снятые тогда материалы были использованы ещё в "Древе жизни".

Примечательно, что 40-минутная версия фильма, предназначенная для залов IMAX, была оценена критиками гораздо выше, чем полная, полуторачасовая.

"Жена смотрителя зоопарка", режиссёр Ники Каро

Кровопролитные военные столкновения, в которые вновь погрузилась наша цивилизация с их ковровыми бомбардировками, этническими чистками и новым великим переселением народов, пребыванием миллионов гражданских лиц на грани истребления, гибели от пуль и ножей, голода и холода, сделали особенно актуальными истории о людях, сохранивших готовность спасать ближних в ситуации, когда здравомыслие убеждает заботиться лишь о себе самом и членах своей семьи.

 

Картина новозеландской постановщицы Ники Каро основана на одноимённой документальной книге американской эссеистки и поэта Дайаны Акерман, в свою очередь написанной по мотивам подлинного дневника Антонины Жабинской, супруги и соратницы владельца варшавского зоопарка Яна Жабинского.

В центре сюжета – деятельность Жабинских в годы нацистской оккупации Польши, когда супруги прятали в своём поместье и в вольерах зоопарка несколько сотен евреев, сумевших выбраться с территории Варшавского гетто. Жабинский также был деятельным участником Армии Крайовой, где получил звание поручика.

Главные роли исполнили Джессика Честейн и бельгийский актёр Йохан Хельденберг, а Даниэль Брюль выступил в роли немецкого зоолога, воспользовавшегося оккупацией, чтобы вывезти в Германию наиболее ценных животных Варшавского зоопарка.

С 20 АПРЕЛЯ

"Фантастическая любовь и где её найти", режиссёр Саймон Эбауд

Самые безобидные потрясения, перенесённые в детстве, могут не только бросить тень на нашу взрослую жизнь, но и стать источником мрачного вдохновения для творческих натур.

 

Героиня ленты Саймона Эбауда (впервые представленной украинскому зрителю на фестивале современного британского кино) в пятилетнем возрасте была оставлена родителями в Гайд-парке, и с тех пор флора является для неё олицетворением ужаса земного бытия, который она пытается преодолеть, сочиняя жизнерадостные повести для юных читателей.

Напряжённый творческий процесс нарушают сетования домовладельца, требующего, чтобы героиня привела в порядок примыкающий к её жилью садовый участок. Кажется, что патологический страх девушки перед растениями делает эту задачу миссией невыполнимой, но, по счастью, её ворчливый пожилой сосед, с которым ей удаётся наладить контакт, оказывается самозабвенным садоводом.

Лента удостоилась похвал за особую лирическую интонацию, с которой в ней утверждается ценность и достоинство жизни людей одиноких и чудаковатых, и актёрский дуэт Джессики Браун-Финдли и Тома Уилкинсона.

"Моя девушка – монстр", режиссёр Начо Вигалондо

События фильма Начо Вигалондо, в котором весьма причудливо сплетаются жанры фильма-катастрофы и психологической трагикомедии, свидетельствуют, что чудовищ способен рождать не только сон нашего разума, но и бодрствования нашего сердца, склонного поддаваться разрушительным порывам.

 

Начало повествования представляется довольно типичным для историй о вторжении монструозного великана в мирную жизнь. Молодая женщина (Энн Хэтэуэй), страдающая от разрыва с возлюбленным и потери работы, обнаруживает, что её личные и профессиональные неурядицы не являются, как ни странно, главной из переживаемых цивилизацией бедствий.

Включив выпуск новостей, она видит гигантское страшилище, разгуливающее по кварталам Сеула с грацией слона в посудной лавке. Странности начинаются, когда героиня проникается убеждением, что злобная тварь, крушащая кварталы с яростью, столь понятной несчастливо влюблённому и обманувшемуся в своих надеждах человеку, загадочным, но неоспоримым образом связана с нею ментально.

Александр Гусев, специально для УП.Культура

powered by lun.ua

Головне на сайті