Восьмой Одесский МКФ: Фестивальный гид

1965
11 липня 2017

Ещё пять лет назад, после внедрения полноценной национальной конкурсной программы, Одесский международный кинофестиваль утвердился в качестве главной фестивальной площадки отечественного кинопроцесса.

Прошедший в 2013-м году Четвёртый Одесский кинофестиваль, в рамках которого были представлены восемь украинских полнометражных фильмов, обозначил завершение отечественного периода малокартинья.

Вполне вероятно, что Восьмой ОМКФ станет новым верстовым столбом: его национальная программа представляется даже более интересной, чем международная, и это отнюдь не является деликатным намёком на то, что международная программа совсем плоха.

В преддверии настоящего праздника кино УП.Культура подготовила для своих читателей гид по наиболее интересным событиям фестиваля.  

Как в конкурсных, так и во внеконкурсных секциях кинофорума пройдут премьеры практически всех ещё не представленных публике украинских лент, которые в последние два-три года обсуждали в кинематографических кулуарах как наиболее заслуживающие внимания.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОНКУРС

Полный метр

В первую очередь отметим вошедшие в национальный конкурс игровые полнометражные дебюты режиссёров, уже хорошо знакомых завсегдатаям отечественных фестивальных смотров. Так, Аркадий Непиталюк, автор одной из самых популярных короткометражек последних лет, "Кровянка", представит фильм "Припутни", также посвящённый повседневности маленьких городов и полузаброшенных сёл, которая нечасто оказывается в объективе камер отечественных кинематографистов.

Эта выдержанная в трагикомической тональности, причудливая смесь роуд-муви, вестерна и социально-психологической драмы, в которой три одинокие женщины, мать, дочь и бабушка, мучительно пытаются прийти к взаимопониманию, насыщена эксцентрическими и при этом болезненно узнаваемыми образами и перипетиями.

"Стремглав", дебютный полный метр Марины Степанской, чья "Мужская работа" два года назад победила в короткометражной секции ОМКФ, рассказывает о буднях молодых обитателей столицы, не в меньшей степени страдающих от социальной незащищённости и личных проблем.

В повествовании психологическое состояние героев, которые чувствуют, что их существование не соответствует юношеским планам и постепенно убеждаются в несостоятельности своих амбиций, стараясь не утратить стремления изменить жизнь к лучшему, сплетается с большими надеждами и утраченными возможностями страны. Премьера ленты состоялась в рамках конкурсной программы "С запада на восток" МКФ в Карловых Варах.

Одна из тем фильма Степанской, эмиграция, о которой задумываются люди, не нашедшие для себя применения, не чувствующие себя нужными на родине, возникает в другом игровом дебюте, "Январь-март". Его поставил Юрий Речинский, известный по пронзительной документальной драме о бездомных "Больныесукалюди".

Австрийско-украинский "Январь-март" рассказывает о нашем соотечественнике, который пытается прийти в себя после автокатастрофы, в которую он попал вместе с возлюбленной-австрийкой.

Премьера фильма состоялась в конкурсной программе дебютов Роттердамского МКФ "Яркое будущее", а на австрийском фестивале "Диагональ" получили награду его операторы, Вольфганг Талер, прославившийся совместной работой с Ульрихом Зайдлем и Михаэлем Главоггером, и его сын Себастьян Талер (снимавший и "Стремглав").

Если для героя картины "Январь-март" событием, вынуждающем его переосмыслить своё существование, выступает трагический дорожный инцидент, у центрального персонажа "Уровня чёрного" кризис самоидентификации провоцирует достижение 50-летия.

Этот фильм Валентина Васяновича, одного из наиболее значимых украинских кинематографистов (помимо режиссёрских работ, среди которых "Креденс" и победившая в национальном конкурсе ОМКФ документальная лента "Сумерки", Васянович известен как оператор "Племени" Мирослава Слабошпицкого), повествует о человеке, осознающем, что, пройдя земную жизнь до двух третей, он так и не смог реализовать свои способности и стремления, оставшись пассивным наблюдателем чужих свершений и неудач.

В отличие от предыдущего персонажа, героиня "Главной роли" Сергея Буковского может оглянуться в прошлое без сожаления. Один из наиболее уважаемых отечественных документалистов снял фильм о своей матери, киноактрисе Нине Антоновой.

Будто подчёркивая, что в жизни творческого человека профессия неотделима от подробностей частной жизни, Буковский сосредотачивает внимание на воспоминаниях героини о семейных переживаниях и бытовых деталях её нынешнего существования, лишь изредка заводя разговор о её творческой судьбе.

Ещё одна документальная картина национального конкурса, "Dixie Land", снятая ведущим молодым документалистом Романом Бондарчуком, напротив, посвящена людям, только начинающим свой творческий путь. Детский оркестр из Херсона "Dixieland", будни которого Бондарчук фиксирует с присущим ему сочетанием иронии и теплоты, предстаёт Эдемским садом искусства и дружб. Впрочем, обитателям однажды придётся его покинуть, чтобы начать взрослую жизнь, в которой, возможно, не окажется места для музыки.

Короткий метр

В короткометражную секцию национального конкурса вошло семнадцать работ, значительная часть которых создана наиболее талантливыми из молодых украинских режиссёров.Так, Филипп Сотниченко (чей "Сын" на ОМКФ получил в 2015-м приз ФИПРЕССИ, а "Гвоздь" был назван в прошлом году лучшим короткометражным фильмом национального конкурса) представит ленту "Технический перерыв".

Фильм успел ещё на стадии сценарной заявки наделать немало шуму в кинематографических кругах как произведение едва ли не скандальное своим сочетанием социального натурализма и горькой сатиры.

Эта история о сотруднице супермаркета, в течение получасового "окна" в своём расписании переживающей личную драму, никем не замеченную, никому не интересную, чтобы как ни в чём не бывало вернуться на рабочее место, воспринимается и как бескомпромиссное осмысление современной действительности, и как притча о неизбывном человеческом одиночестве.

Героини "Сирени" Катерины Горностай (её картина "Поодаль" получила приз национального конкурса ОМКФ за лучшую актёрскую работу) пытаются преодолеть эту отчуждённость, делясь друг с другом сокровенными переживаниями, возможно, лишь затем, чтобы убедиться в тщетности попыток достичь взаимопонимания со своими ближними.

Лента "Завтра ты обязательно поправишься" Станислава Битюцкого, вошедшая в прошлогодний конкурс картина "24" которого спровоцировала особенно бурную полемику, свидетельствует, что мы всё же обладаем способностью поддерживать дорогих нам людей в горе и в радости.

Кадр из фильма "Завтра ты обязательно поправишься" Станислава Битюцкого

"Выпуск'97" Павла Острикова о неожиданной встрече одноклассников, не видевших друг друга все прошедшие со дня окончания школы двадцать лет, внушает надежду, что, с Божьей помощью и при должных усилиях с нашей стороны, мы способны подчас осуществить несостоявшееся и упущенное в далёком прошлом.

"Ленинопад" Светланы Шимко предстаёт едва ли не наиболее остроумным комментарием к процессу декоммунизации, подчёркивая изменчивость, зыбкость не только идеологических парадигм, но и народных верований и симпатий.

"Новоселье" Надежды Парфан фиксирует перфоманс, напоминающий о скоротечности наших дней и суетности нашей увлечённости квартирным вопросом.

УКРАИНСКИЕ КАРТИНЫ ВНЕ НАЦИОНАЛЬНОГО КОНКУРСА

Примечательно, что в международном конкурсе доля украинских фильмов-участников как никогда высока три из двенадцати. Помимо уже упоминавшихся "Уровня чёрного" и "Января-марта", в эту программу вошёл литовско-французско-украино-польский "Иней" известного литовского режиссёра Шарунаса Бартаса (в 2015-м году он выступил членом международного жюри ОМКФ).

"Иней", премьера которого состоялась в рамках секции "Двухнедельник режиссёров" Каннского МКФ, стал первой игровой картиной о военных действиях на востоке Украины, представленной международной аудитории.

События в зоне АТО показаны глазами молодого литовца, прибывшего в составе гуманитарного конвоя. Знакомство с местными жителями и журналистами не позволяет ему воспринимать происходящее как чужую трагедию и постепенно превращает героя из свидетеля драматических событий в их участника.

Ряд значимых премьер украинских картин можно будет увидеть и за пределами конкурсных программ, в частности, в подборке "Специальные показы". Так, украинско-словацкая криминальная драма "Грань" Петера Бебьяка представлена в Одессе вскоре после премьеры в основном конкурсе МКФ в Карловых Варах. Фильм посвящён профессиональным и семейным огорчениям главаря банды контрабандистов, орудующей на украино-словакской границе: в то время, как его дочь, со всей очевидностью роняя свой социальный статус, решает связать жизнь с мелким уголовником, против героя выступает его собственный подельник, а в поставке нового и сулящего немалые прибыли наркотика возникают перебои.

Премьера немецко-украинской документальной ленты "Школа №3" Лизы Смит и Георга Жено состоялась в рамках программы Generation 14plus Берлинского МКФ, в которой лента получила Гран-при. Созданный по мотивам документального спектакля на основе пьесы "Моя Николаевка" отечественного драматурга Натальи Ворожбит (которая представит картину одесской публике), фильм рассказывает о жизни учеников той школы Николаевки Донецкой области, что была разрушена в результате арт-обстрела.

Историческим катаклизмам прошлого посвящена "Оккупация", едва ли не самый скандальный "долгострой" современного украинского кино. В этом, запущенном ещё в 2013-м году проекте многократно менялись как сюжет, так и постановщики.

В окончательном варианте, завершённом под режиссёрским руководством американца Марка Хаммонда,  фильм также рассказывает о "производственном аде", в котором оказываются его персонажи-кинематографисты, снявшие в разгар Эпохи застоя ленту о сопротивлении повстанческих отрядов Холодного Яра большевистскому вторжению, вызвавшую неудовольствие идеологических кураторов.

Ещё одна картина "Специальных показов", "Пятая терапия" Алисы Павловской, основана на автобиографических рассказах одесского поэта Стаса Домбровского, который сам исполнил главную роль, о его борьбе с наркотической зависимостью и ВИЧ-инфекцией. При всей сумрачности фактуры и проблематики авторы говорят об оптимистичности посыла своего произведения: оно свидетельствует о нашей способности выбираться, проявив должную силу воли, с социального дна и из душевных бездн.

Что же касается программы "Гала-премьеры", то двух картин, вошедших в эту подборку лент, вскоре выходящих в отечественный прокат, хватило бы, чтобы сделать Восьмой ОМКФ значимым событием украинского кинопроцесса.

Собственно превратностям этого кинопроцесса посвящена "Ржака" Дмитрия Томашпольского, едва ли не наиболее эксцентричная из комедий, созданных за весь период независимости, и, несомненно, лучшее свидетельство способности украинских кинематографистов к самоиронии.

Сюжет ленты выстроен вокруг злоключений артхаусного режиссёра, который проходит все круги чистилища украинского кинопроизводства и фестивальной инфраструктуры, когда оказывается вынужден под дулом автомата снимать комедию.

Наиболее же жёстким фильмом ОМКФ, судя по отзывам критиков (как восторженным, так и ошеломлённым), видевших эту картину в рамках конкурса Каннского кинофестиваля, вероятно, окажется "Кроткая" Сергея Лозницы, копродукция Франции, Нидерландов,  Германии, Украины, Литвы и России. История женщины, отправляющейся в провинциальный городок на севере России, чтобы встретиться с мужем, который отбывает срок за чужое преступление, предстаёт притчей о праведнике в стране, превратившейся в тюремную колонию, в которой давно стёрлось всякое различие между заключёнными и их охранниками.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНКУРС

Возвращаясь к международной конкурсной программе, отметим в первую очередь сатирическую комедию китайского режиссёра Юнь Гена "Свободно и легко", получившую специальный приз жюри кинофестиваля "Санденс", действие которой, судя по синопсису, вполне могло бы происходить в украинской глубинке.

Картина рассказывает о шарлатане, приезжающем в провинциальный городок, чтобы нажиться на доверчивости его обитателей и продавать им мыло, обладающее волшебными свойствами. Вскоре, впрочем, герою приходится убедиться, что местные жители, особенно чиновники и представители правоохранительных органов, сами не чужды воровству и обману, которые в ситуации экономического кризиса и бесправия подчас оказываются единственной возможностью добиться материального благосостояния.

Как свидетельствует трагикомедия сербского режиссёра Бояна Вулетича "Реквием по госпоже Й", при подобном положении дел, столь хорошо знакомом нашим соотечественникам, нелегко не только находить средства для существования, но и достойно уйти в лучший мир. Героиня фильма, немолодая вдова, решает покончить жизнь самоубийством, устав от финансовых мытарств и одиночества, однако никак не может привести в порядок дела, столкнувшись с неповоротливостью бюрократической машины и эгоизмом близких.

Героиня "Моей счастливой семьи" Наны Эквтимишвили и Симона Гросса (их предшествующая картина, "Длинные светлые дни", получила на Четвёртом ОМКФ награду за лучшее актёрское исполнение), хотя и не настроена на столь роковой шаг, также оказывается настоящим возмутителем спокойствия, решив на шестом десятке уйти из семьи, вроде бы вполне благополучной.

Её неожиданный поступок не только выпускает наружу таящиеся в фамильных шкафах скелеты, но и позволяет лучше узнать некоторые особенности патриархальной морали Грузии.

Любовь к традициям и соответствие образу жизни современного мегаполиса, стремление сохранить верность религиозным убеждениям и отстоять личную свободу соединяются в существовании героинь франко-израильской картины Майсадун Хамуд "Ни здесь, ни там", живущих в Тель-Авиве палестинок. Картина получила весьма тёплый приём как в Израиле, так и у международной аудитории, завоевав около десятка фестивальных наград.

Среди оставшихся картин международного конкурса упомянем бельгийско-нидерландско-болгарского "Короля бельгийцев" Петера Бросенса и Джессики Вудворт, получившего награду Голландской ассоциации кинокритиков на МКФ в Роттердаме.

Эта причудливая трагикомедия выступает ироничным и горьким комментарием к нашей тревожной современности, отражая её конфликты в сюжете, который кажется в наши дни не таким уж фантастическим. Находящийся с официальным визитом в Стамбуле король Бельгии спешит вернуться на родину, получив известие, что сепаратисты из Валлонии провозгласили свой регион независимой республикой. От невесёлых мыслей о судьбе своего народа его отвлекают превратности пути, пролягающего через погружённые в перманентный политический кризис и экономическую депрессию балканские государства.

КОНКУРС ЕВРОПЕЙСКИХ ДОКУМЕНТАЛЬНІХ ФИЛЬМОВ

С прошлого года в рамках Одесского МКФ проводится также конкурс европейских документальных фильмов. Среди восьми включённых в него картин две украинские упоминавшаяся выше "Главная роль" Буковского и "Война химер" Марии и Анастасии Старожицких, в которой отношения добровольца, выжившего в Иловайском котле, и его возлюбленной служат отправной точкой исследования самой возможности любви и нормальных человеческих связей в реалиях войны.

Среди прочих картин отметим "За вьюгой" Левина Петера, выстроенного на разговорах режиссёра со своим отцом, ветераном вермахта, воевавшим в Украине, "Бойс" Андреса Вьеля о культовом немецком художнике и писателе в контексте его эпохи, "Негдевуд" Сони Кронлунд об афганском режиссёре, увлечённо снимающем фильмы в стране, вот уже тридцать лет находящейся в состоянии войны, "На мой взгляд" Павла Кузуйока, в которой закулисье Венской оперы, "Ла Скала" и Одесской оперы представлено с точки зрения гардеробщиков этих театров.

ФЕСТИВАЛЬ ФЕСТИВАЛЕЙ

Просмотр конкурсных программ посетители ОМКФ смогут совместить со знакомством с хитами крупнейших международных площадок, вошедшими в подборку "Фестиваль фестивалей". Наиболее нашумевшие участники этой программы победители Каннского и Берлинского МКФ.

Действие "Рокового искушения" Софии Копполы, получившего в Каннах награду за лучшую режиссуру, разворачивается в женской школе-интернате в одном из южных штатов в годы Гражданской войны. Среди шума и ярости эпохи это закрытое заведение остаётся раем мира и невинности, пока однажды на его пороге не возникает раненный солдат-янки, вносящий разлад в души воспитанниц и их взаимоотношения.

В основе картины фильм Дона Сигела 1971-го года "Обманутый" (стоит отметить, что версия Копполы носит в оригинале аналогичное название).

Триумфатор Берлинского МКФ, картина женщины-режиссера из Венгрии Илдико Эньеди "Тело и душа" получила "Золотого медведя", приз экуменического жури, приз ФИПРЕССИ и награду читателей "Берлинер моргенпост". Она повествует о взаимоотношениях девушки, страдающей от душевного расстройства, и мужчины с искалеченной рукой, которые предстают метафорой тех почти неодолимых трудностей, которые приходится преодолевать всем влюблённым.

Будет представлен и обладатель "Серебряного медведя" за лучшую режиссуру, "По ту сторону надежды" выдающегося финского режиссёра Аки Каурисмяки об оказавшемся в Хельсинках беженце из Алеппо, которому пытается помочь владелец местного ресторана.

Как и в предшествующей картине Каурисмяки, "Гавр", снятой ещё до нынешнего "кризиса с беженцами", отношение к нелегальным эмигрантам оказывается проверкой европейской цивилизации на соответствие провозглашаемым ею ценностям.

Ещё один берлинский лауреат, "След зверя" Агнешки Холланд, получивший награду Альфреда Бауэра за кинематографическое новаторство, является экранизацией романа Ольги Токарчук "Веди свой плуг по костям мертвецов" (изданного в украинском переводе львовским "Урбино").

Агнешка Холланд лично представит эту картину о том, как в один прекрасный день охотники из небольшого городка, беспечные губители фазанов и косуль, оказались объектом безжалостного преследования таинственного защитника дикой природы.

***

Среди многочисленных мероприятий Одесского кинофестиваля отметим также программу "ОМКФ-детям", организованную совместно с "Чилдрен кинофестом". Её подлинной жемчужиной является подборка фильмов изобретателей кинематографа "Люмьеры!", сопровождаемой комментариями директора Каннского МКФ Тьерри Фремо одно из наиболее захватывающих действ, которые можно увидеть на большом экране, как свидетельствуют те, кто видел эту программу на ОМКФ в 2015 году или на недавнем "Чилдрен кинофесте".

Эпоха Великого немого будет представлена ещё на двух показах, которые можно отнести к числу наиболее примечательных событий ОМКФ. Для традиционной демонстрации немой классики на Потёмкинской лестнице выбрана лента 1930-го года "Дамское счастье" Жюльена Дювивье по одному из лучших произведений Эмиля Золя, рассказавшему  об упадке семейных предприятий и становлении большого бизнеса в форме захватывающего любовного романа. Вместе с симфоническим оркестром показ фильма будет сопровождать выступление французской оперной певицы Софи Фурнье.

Национальный Центр Довженко организовывает показ "Небывалого похода" Михаила Кауфмана 1931 года, последнего выдающегося образца украинского киноавангарда. Музыкальное сопровождение, написанное Антоном Байбаковым, заостряет подспудный трагизм этой пропагандистской документальной картины о роковых переменах, переживаемых украинским селом, которые вскоре завершатся катастрофой Голодомора.

Также необходимо упомянуть подготовленную Центром Довженко ретроспективу "Нежный возраст", составленную из отечественных картин советского периода, посвящённых перипетиям взросления, среди которых выделим шедевр Киры Муратовой "Долгие проводы" 1971-го года.

Основными фестивальными площадками Восьмого Одесского международного кинофестиваля, который пройдёт с 14-го по 22-е июля, станут, как обычно, кинотеатр "Родина" и Театр музыкальной комедии имени Водяного.

С полной программой и раписанием можно ознакомиться на сайте кинофестиваля.

Александр Гусев, специально для УП.Культура

Фото обложки: кадр из фильма "Кроткая" Сергея Лозницы

Титьное изображение на странице: кадр из фильма "По ту сторону надежды Аки Каурисмяки"

powered by lun.ua

Головне на сайті