Ускользающее искусство: что нужно знать о международной выставке в PinchukArtCentre

В 2013 году в Британии вышла книга "Хрупкая Империя: как Россия влюбилась и разлюбила Владимира Путина" журналиста The Guardian Бена Джуды (в украинском переводе книга была выпущена издательством "Медуза" в 2015 году).

В ней журналист описывает ситуацию в России и проводит свое расследование правления Путина, начиная с первых этапов его политической деятельности: периода ельциновской России, взрывов многоэтажек в Москве, чеченских войн.

Джуда с удивлением констатирует, что в России выросло целое поколение людей, которые не знают других правителей, кроме Путина. Для таких людей России без Путина как бы не существует.

[L]В то же время, в России, например, озабочены "угрозой ущемления прав русскоязычных" в мире, а проблемы внутри самой страны как бы не замечают.

Во время своего путешествия по российским территориям вблизи от границы с Китаем Джуда столкнулся с тем, что фактически эти земли принадлежат китайцам, а русскоязычные живут на них в убожестве.

На улице Джуда встретил девочку-подростка, которая сказала ему: "Who gives a fuck about the motherland. There is no fucking motherland".

Хрупкое состояние, которое вынесено в заголовок книги, характеризует нынешнее состояние мировой политической карты: войны происходят по всему миру, теракты в Лондоне и Париже стали обыденностью. Кажется, никто не застрахован от насилия, от того, что окажется в эпицентре развала и преломления.

Сантьяго Сьерра. Ветеран войны в углу, 2017. Фото: PinchukArtCentre

Сама Украина вот уже 25 лет сталкивается с угрозами разного характера, которые ломают устойчивость и стабильность внутри общества.

Международная выставка "Хрупкое состояние", которая открылась в PinchukArtCentre (куратор Бйорн Гельдхоф) рефлексирует политическую, социальную, экономическую и персональную нестабильность.

Работы всемирно известных художников: Марины Абрамович, Ай Вэйвэя, Дугласа Гордона, Карлоса Мотты, Оскара Мурильо, Сантьяго Сьерры, Бартелеми Тогу, Яна Фабра, Урса Фишера и Дэмиена Херста, которые фиксировали изменения глобального мира в разное время, сегодня с учетом украинской ситуации обретают новое значение.

Урс Фишер. Стул для призрака: Урс, 2003. Литой алюминий, краска, лак, кабеля. Предоставлено Ringier Collection, Швейцария


Например, работа испанского художника-анархиста Сантьяго Сьерры "Ветеран войны в углу" фактически дублирует перформанс, состоявшийся в Донецке в 2012 году на выставке "ArtPoint" (Донецк, Green Plaza, 2012). Правда, с одним отличием: в Донецке в углу стоял ветеран-афганец, нынешней же публике показана спина солдата в другой форме похожей на ту, которую носят воины АТО.

Сьерра, очевидно, не мог предположить, что подобный перформанс может обрести еще более символический и острый контекст. За последнее время для Украины тема войны приобрела особый смысл. В одной украинской семье может быть и дед-ветеран (Второй мировой войны), и внук-ветеран (войны на Донбассе).

Эта символическая связь поколений лежит особым грузом на сегодняшнем обществе уставшем, истощенном, но милитаризированном.

Ай Вэйвэй. Упуская урну династии Хань, 2016. Элементы LEGO. Фото: PinchukArtCentre

Тема краха цивилизации одна из главных точек отсчета экспозиции выставки. Будь-то истощение культуры, или физическое ее уничтожение (работы Ай Вейвея "Упуская урну династии Хань", 2016; Дугласа Гордона "Конец цивилизации", 2012, и другие).

Подобные вещи в трактовке Зигмунда Баумана получили название "твердых тел" остатков старых цивилизаций и культур, которые подлежат уничтожению, дабы на их месте были созданы новые объекты.

В книге "Текучая современность" Зигмунд Бауман говорит о том, что современный мир оказался в неком тупике – ситуации отсутствия политических ориентиров и неопределенности. В таком же тупике, углу, стоит и ветеран войны Сантьяго Сьерры, под углами проставлены и элементы видеоинсталляции Дугласа Гордона, на которой изображено горящее пианино.

Персональное переживание катастрофы – это то, что остается сегодняшнему человеку в нынешних цивилизационных условиях.

Дуглас Гордон. Конец цивилизации, 2012. Видеоинсталляция со звуком на 3 экранах, 118 мин

Урс Фишер визуализировал подобное ощущение в парафиновой скульптуре-автопортрете в виде гигантской свечи.

Тело Фишера меняется изо дня в день, плавится от огня, деформируется. Пламя свечи, по мнению Гастона Башляра, лучше всего отображает человеческую уединенность, одиночество и пустоту.

В прошлые времена, пишет Башляр, "пламя свечи могло быть чувствительным прибором для измерения спокойствия души, мерой чистого покоя, покоя, проникающего в каждую мелочь жизни, покоя, сообщающего грацию непрерывности следующей за бегом безмятежных грез длительности".

Урс Фишер. Без названия, 2011. Парафиновая смесь, пигмент, сталь, гнет. Частная коллекция. Предоставлено художником

Обращение к самому (самой) себе художественный метод Марины Абрамович. Ее перформанс "Генератор" обращен именно к зрителю, к его ощущению самого себя, своих собственных чувств, желаний, потребностей и мыслей.

Абрамович создает среду, в которой человек возвращается к собственным инстинктам – он утрачивает веру в зрение и слух. Каждая дополнительная минута на перформансе открывает новые знания, новую практику, не осознаваемую ранее.

Для получения подобного опыта Абрамович конструирует "пустое пространство" невидимое и неосознаваемое аудиторией место. Глаза и уши участников перформанса закрыты, так что они не могут представить себе ни форму помещения, ни объем, ни его заполненность, ни то, находится ли с ними в этом пространстве кто-то еще или нет. Человек получает уникальный опыт, пытаясь ощутить границы места в самом себе.

Марина Абрамович. Генератор, 2014/2017. Публичний партисипативний перформанс

Метафора текучей (плавающей) современности пронизывает всю выставку. Она ускользает от охраны и пробирается в залы сквозь посетителей, разрушая диалог между работами внутри экспозиции, непосредственно влияя на него.

Катерина Яковленко, специально для УП.Культура

Титульное изображение на странице: Бартелеми Тогу. Победить вирус !, 2016. Фарфоровые вазы, 3D принты. Предоставлено Galerie Lelong, Париж, и Bandjoun Station, Камерун

Реклама:

Головне сьогодні