6 фильмов октября: "Иней", "Кроткая" и "Леди Макбет"

4724
2 жовтня 2017

В октябрьском прокате кинопутешествия в иные эпохи – от фэнтезийной Киевской Руси до киевского села начала прошлого века – соседствуют с фильмами, осмысляющими нынешнюю реальность за пределами кинотеатров.

Однако пытливому зрителю свирепые половецкие орды напомнят о врагах, терзающих восточные земли Украины.

Испытания, выпавшие на долю жившего столетие назад соотечественника, покажутся не слишком отличными от забот нашей тревожной современности.

А в руинах донбасских селений он сможет увидеть универсальный образ города, частью повседневного существования которого стала война.

С 5 октября

"Иней", режиссёр Шарунас Бартас

Наиболее значимый из художественных фильмов, чьё действие разворачивается в зоне АТО, одни расценили как досадную спекуляцию на национальной трагедии нашей страны, другие осыпали похвалами.

Последних впечатлило выразительное изображение реалий украинского востока, а также узнаваемые образы той особой категории молодых людей, которые и жить торопятся, и чувствовать спешат, поскольку не могут ни чувствовать, ни жить полноценной жизнью в привычном окружении. Путешествиями в неведомые края и опасными приключениями они заменяют профессиональную и семейную рутину.

Об этой картине УП.Культура уже писала в материале об украинских лентах Одесского МКФ.

С 12 октября

"Сторожевая застава", режиссёр Юрий Ковалёв

Вышедшая в 1991-м году повесть детского писателя Владимира Рутковского "Сторожевая застава" стала едва ли не первой попыткой напомнить массовой аудитории, что легендарные русские богатыри являются, вообще говоря, легендарными украинскими богатырями, защищавшими от захватчиков не абстрактную русскую землю, а Киевское княжество.

В основу фильма лягла повесть десткого писателя Владимира Рутковского

Книга примечательна и как пример художественной демифологизации – сказочные мотивы былин получают в ней реалистическое толкование. Единственным фантастическим элементом произведения является отправная точка сюжета: пятиклассник из нашего времени попадает в 1097-й год, где Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алёша Попович готовятся отразить нашествие половцев.

Главным отличием от первоисточника экранизации, ставшей полнометражным дебютом Юрия Ковалёва (известного как автор не самых удачных новелл альманахов "Мудаки. Арабески" и "Украина, гудбай!", "Последнее письмо" и "Пирог"), стало именно участие в действии сверхъестественных сил.

Могущественные колдуны, инфернальные страшилища, разнообразные магические артефакты не только добавляют в повествование сюжетной остроты, но и позволяют продемонстрировать свои навыки отечественным мастерам спецэффектов.

Бюджет в 40 миллионов гривен дает фильму Юрия Ковалёва право претендовать на статус полновесного украинского фэнтези.

"Леди Макбет", режиссёр Уильям Олдройд

Обращение британского режиссёра к повести Николая Лескова "Леди Макбет Мценского уезда" подтвердило универсальность этого литературного шедевра о повседневной жизни молодой женщины XIX столетия, которую жестокое обращение членов семьи и унизительное положение представительниц прекрасного пола, являвшихся с точки зрения закона и общественной морали гражданами второго сорта, толкают на преступление.

В ленте провинция викторианской Англии соответствует идеалам домостроевской России

В изображении авторов ленты провинция викторианской Англии вполне соответствует идеалам домостроевской России – главная героиня, выданная замуж против своей воли, коротает дни под суровым надзором немолодого супруга и его отца, людей чопорных и чёрствых.

Почти беспросветную скуку разнообразят только домашние хлопоты, среди которых она сталкивается с новым слугой. Более близкое знакомство с ним не столько помогает ей смириться с безрадостной повседневностью, сколько позволяет осознать всю тяжесть и несправедливость семейного гнёта, наполняя героиню решимостью обрести свободу, используя любые средства.

Полнометражный дебют Олдройда был хорошо принят на крупных фестивальных площадках, удостоившись особенно громких похвал со стороны критиков, свидетельством чему стала их главная награда – на кинофестивале в Сан-Себастьяне фильм получил приз ФИПРЕССИ.

Стоит отметить, что картина Олдройда стала третьим обращением к произведению Лескова, уже становившемся источником вдохновения для Анджея Вайды и Романа Балаяна.

"Кроткая", режиссёр Сергей Лозница

Фильм, построенный на сказочном мотиве о путнике, который забредает в околдованную тёмными чарами страну, стал едва ли не самым бескомпромиссным, безжалостным экранным отражением современной российской действительности.

Только ли российской? Увы, приметы ее встречаются у нас гораздо чаще, чем нам бы этого хотелось.

Картина Сергея Лозницы впервые была представлена украинскому зрителю в рамках Одесского МКФ (подробнее в материале на УП.Культура).

С 19 октября

"Хорошее время", режиссёры Бен Сэфди и Джошуа Сэфди

Лента братьев Сэфди стала первой драмой об ограблении, включённой в основной конкурс Каннского кинофестиваля со времён "Ограбления казино" Эндрю Доминика 2012-го года.

Главную роль в картине исполнил Роберт Паттисон

Хотя фильм и не получил наград за исключением премии за лучший саундтрек, он был удостоен весьма тёплого приёма как у фестивальных завсегдатаев, так и у критиков, отметивших психологический накал и парадоксальный гуманизм этой истории о криминальном дне Куинса.

Фильм повествует о молодом грабителе, который, оказавшись в крайне затруднительном положении после неудачного налёта, пытается спасти себя и младшего брата и, оказавшись на грани жизни и смерти, переосмысливает своё существование.

К числу главных удач фильма критика отнесла исполнение главной роли Робертом Паттисоном и сочетание стилистики неонуара и особой притчевой интонации, благодаря которой мелкий нью-йоркский уголовник воспринимается как вневременной тип грешника, вставшего на путь искупления.

С 26 октября

"Мир вашему дому", режиссёр Владимир Лерт

Как известно, иным одарённым постановщикам удавалось создать выдающиеся произведения киноискусства, выбирая в качестве отправной точки литературу весьма сомнительной художественной ценности.

Порой фильм кажется чем-то средним между телеспектаклем советских времен и новогодним шоу

Аналогичным образом можно назвать немало книг, обладающих достоинствами столь замечательными, что их экранизации не удаётся совсем уж испортить режиссёрам самых скромных способностей.

"Мир вашему дому" убедительно свидетельствует, что к числу таких книг относится и пьеса "Поминальная молитва", написанная Григорием Гориным по мотивам "Тевье-молочника" Шолом-Алейхема.

Фильм Владимира Лерта, известного картинами "Отторжение" и "Ночь святого Валентина", со своей статичностью, бутафорскими декорациями, компьютерными задниками, канареечной расцветкой и уморительными накладными бородами кажется чем-то средним между телеспектаклем советских времён и новогодним шоу.

Однако украшенный афористичными горинскими диалогами сюжет главного произведения украинско-еврейской классики о человеке, через семейную жизнь которого проходят исторические катаклизмы, нередко позволяет зрителю забывать обо всём этом антураже а-ля "Старые песни о главном".

Премьера картины состоится в рамках фестиваля "Молодость. Пролог", презентующего новый формат главного киевского МКФ.

Александр Гусев, специально для УП.Культура

powered by lun.ua

Головне на сайті