Миссия выполнима: как прима-балерина Яна Саленко покорила Берлин

8189
4 жовтня 2017

В Instagram Яны Саленко 203 тысячи подписчиков. Каждое ее фото в известных сообществах набирает под 4 тысячи лайков.

Школьницы учатся по ее видео, а поклонники пишут письма и трогательные комментарии.

Яна Саленко – прима Берлинского государственного балета и приглашенная звезда театра Ковент-Гарден, киевлянка, начавшая свою карьеру в Донецком театре оперы и балета в 2000 году.

В октябре Яна даст в Киеве масштабный гала-концерт, где вместе с ней выступят ее друзья и коллеги – ведущие танцовщики театров Берлина, Милана и Лондона.

УП.Культура удалось перехватить приму в родном городе, чтобы выяснить секреты ее успеха и детали будущего концерта.

 Яна Саленко. Фото: Michael Wickham

На сцене, где бы и с кем не танцевала Яна, она притягивает к себе все внимание своей точной техникой и широкими, щедрыми движениями – кажется, у возможностей ее тела нет пределов. А сама она – слаженный механизм, который никогда не ошибается и не останавливается.

В жизни Яна – невозможно миниатюрная девушка с тихим мягким голосом и широко распахнутыми глазами. Со стороны ее можно принять за ребенка, но впечатление испаряется, как только балерина включается в работу.

Мы знакомимся во время ее фотосессии для модного глянца: в творческой обстановке, где сдвиги в тайминге, эксперименты и капризы – не редкость. Но балерина точна, собрана и послушна: мгновенно вживается в каждый образ, не отвлекается ни на минуту.

В итоге съемка заканчивается на полчаса раньше, что оставляет всю команду в приятном недоумении.

 Стивен МакРей и Яна Саленко. Фото из архива Саленко

"Я с детства была очень самостоятельной и дисциплинированной, – говорит Яна. – В моей семье 4 братьев, меня воспитывала бабушка, так как родители всегда были на работе, стараясь нас прокормить.

Я никогда не чувствовала себя принцессой, наоборот – равнялась на братьев и ассоциировала себя с ними: никогда не плакала, не жаловалась. Когда у стоматолога мне маленькой вырывали зубы, терпела без единого звука.

В нашей большой семье я чувствовала себя довольно одиноко, и поэтому сама выстроила себе такую линию поведения – хотела стать самодостаточной и неуязвимой"

Этой модели Яна Саленко придерживается до сих пор.

В Киев она везет премьеру балета "Дитрих" – одноактную постановку о любви и жизни знаменитой актрисы. Идея спектакля принадлежит Яне, она же работает над образом главной героини:

"Я хотела сделать балет о чувствах сильной женщины, у которой есть стержень, но она остается женственной и хрупкой внутри. На разных этапах жизни ей встречаются разные мужчины – коллеги, поклонники, любовники. А она берет от судьбы самое лучшее, меняясь под влиянием обстоятельств и своих переживаний. Мне очень близок образ Марлен, в какой-то степени я ассоциирую себя с ней".

Яна Саленко в образе Марлен Дитрих

Хореографию "Дитрих" ставит Аршак Галумян, коллега Яны по берлинской сцене. Он же исполнит в балете роль голливудского продюсера Марлен – Джозефа фон Штенберга. С ним на сцену выйдут премьер Королевского балета Великобритании Стивен МакРей и супруг Яны, премьер Берлинского государственного балета Мариан Вальтер.

С мужем балерина познакомилась 13 лет назад на конкурсе в Вене, где оба взяли золото. "Обнялись, чтобы поздравить друг друга, да так и не смогли расстаться", – вспоминает Яна.

Вначале планировалось, что Мариан переедет в Киев, но в итоге любопытство и азарт балерины взяли верх – она решила попробовать пройти конкурс на должность артистки в Берлинской опере.

В то время балетной труппой руководил легендарный Владимир Малахов, который запомнил Саленко еще по венскому конкурсу. По рекомендации этуали (так в балете называют звездных артистов) Дианы Вишневой он взял ее на позицию второй солистки, но почти сразу доверил ведущие роли в спектаклях.

Фото: Carlos Quezada

Уже через 2 года Яна стала примой: "В работе мне действительно все давалось легко. Меня так научил папа – концентрироваться и идти к своей мечте. Поэтому, когда я вижу перед собой цель, я точно знаю, что ее достигну. Я просто изо дня в день делаю то, что должна и не отказываюсь от возможностей, которые предлагает мне жизнь. Мой главный принцип – доводить начатое до конца".

Своим любимым городом Яна Саленко называет Берлин. Он, как и сама балерина, системный и точный: "Да, здесь, большие налоги, все официально и прозрачно, бюрократическая система довольно сложная. Зато все защищены в своих правах и спокойно смотрят в будущее".

Потому, считает Яна, в европейских театрах нет жестокой конкуренции. По ее словам, там скорее радуются успехам друг друга, чем завидуют – все определяет талант и работа в зале, а не политика и борьба за лишнюю копейку.

В зал балерина ходит ежедневно, занимается даже в отпуске и танцует в разных странах по несколько раз в месяц:

"Для меня нет ничего страшнее, чем выйти из формы. А гастроли я обожаю, получаю мощный заряд энергии каждый раз, когда выхожу на сцену. Однажды в Берлине я танцевала "Щелкунчик", и люди кричали и хлопали, словно на стадионе. Я была растрогана таким приемом до слез".

Фото: Ян Ревазов

Яна Саленко рано стала звездой: к 22 годам у нее уже был контракт примы в Берлине, первые медали на международных балетных конкурсах, зарубежные гастроли.

"В 26 лет у меня случился срыв, – делится балерина. – Я больше ничего не хотела, мне казалось, что я уже достигла всего. Что меня ждало? Еще один театр? Все те же классические партии? Еще сотни перелетов и переездов? Я начинала ненавидеть свою работу".

Но даже из этого состояния Саленко вытащила себя сама, за считанные недели: "Я смотрела по ТВ художественный фильм о спортсмене, который получил травму, и вынужден был тяжело восстанавливаться, чтобы вернуть себе карьеру. И я подумала: я – этот спортсмен. Только у него сломано тело, а я сломана внутри".

Восстановиться помогли книги по психологии: "Я начала понимать, как устроен наш мозг, и буквально через 2 месяца у меня открылось второе дыхание. Это помогло мне дальше расти. К тому же, я начала помогать своему мужу, ребенку и вообще, кажется, нашла правильный подход к людям".

 Саленко и Мариан Вальтер

Балерину любят партнеры по сцене – за легкость в теле и характере. Стивен МакРей, премьер Королевского балета Великобритании и участник киевского концерта в интервью журналу Dance Magazine признается: "Возможность выступать с Яной не сравнится ни с чем. Она невероятно спокойна. Ее спокойствие заразительно, и это действительно прекрасный дар".

Самой же Яне теперь не бывает скучно танцевать даже вызубренные классические партии. Балерина переосмысливает их благодаря музыке: "Раньше я слышала только ритм, а теперь с каждой репетицией нахожу новые нюансы и переношу их в роль".

Еще Яна абсолютно бесстрашный экспериментатор во всем. Она легко пробует новую хореографию и образы, не отказывает в сотрудничестве молодым артистам, хореографам, фотографам и, кажется, совсем не обращает внимания на свой звездный статус.

"Я иду на риск. У меня нет барьеров, – говорит балерина. – Мне нравится делать невозможное возможным. Даже своего 9-летнего сына я настраиваю на бесстрашие, самостоятельность, уверенность. Учу его делать выбор и нести за него ответственность".

Фото: jason lavengood

В биографии Саленко присутствует, похоже, единственный случай, когда она бросила начатое на полпути. Ребенком она прошла отбор в школу Дерюгиной, но оставила гимнастику, потеряв интерес, несмотря на успехи.

Зато с балетом все сложилось случайно: отец Яны, который в юности танцевал в народном ансамбле, по ошибке привел 12-летнюю дочь в хореографический колледж "Кияночка" – заниматься бальными танцами. Но, оказалось, там преподают балет, и Яна решила попробовать, несмотря на свой поздний возраст.

За несколько месяцев догнала всю группу, а через год впервые вышла на сцену и поняла, что хочет танцевать всю жизнь. Теперь пресса называет технику Саленко "безупречно отточенной", "драгоценной, как фарфор", "острой и синхронной, как лезвия бритвы".

Фото: Alexander Flocke

Свои преимущества балерина осознала не сразу:

"Я очень долго стеснялась своего успеха. В колледже мне казалось, что девочки, которые давно занимаются, заслуживают его больше. Тем более у меня маленький рост, и уже в театре мне поначалу говорили: "Даже не мечтай о "Лебедином озере".

Уверенность пришла с победой на конкурсах: по видео я поняла, что совсем не выгляжу маленькой на сцене. У меня длинные руки и стопы, я стараюсь танцевать широко".

Яна Саленко и Стивен МакРей. Фото из архива Саленко

И это дает нужный эффект: например, издание Independent называет Саленко "крошечной балериной с гигантской карьерой".

Вслед за Яной в балет попал ее 14-летний брат – мама отправила его в колледж, чтобы дочка не возвращалась по вечерам домой одна. По словам балерины, для него это стало большим ударом – брат занимался баскетболом и был слишком взрослым, чтобы начинать танцевать.

"Но мне удалось его заинтересовать балетом", – говорит Саленко. Вместе они окончили в Донецке школу Вадима Писарева (Киевское училище было родителям не по карману), а теперь брат Яны живет и работает в Японии, танцует и преподает детям балет.

"Я бы тоже хотела научить деток любить нашу профессию, – признается Саленко. – Наслаждаться ею, а не мучиться. Я хочу вдохновлять детей и показать, что с помощью танца можно раскрыть в себе многие таланты. Это пригодится, даже если позже человек выберет себе другое занятие".

Яна Саленко в съемке для Zarelywear

Полина Булат, специально для УП.Культура

powered by lun.ua

Головне на сайті