6 фильмов сентября: "Дон Кихот" Терри Гиллиама, дебюты Тони Ноябрёвой и Марыси Никитюк

6 фильмов сентября: Дон Кихот Терри Гиллиама, дебюты Тони Ноябрёвой и Марыси Никитюк

В сентябрьском кинорепертуаре фильмы о героях нашего времени соседствуют с лентами о сквозных персонажах цивилизации и о чудовищах из иных миров.

С 6 сентября

"ПРАВЕДНИК-2"

режиссёр Антуан Фукуа

Антуан Фукуа осуществил сиквел своей картины 2014-го года, на первый взгляд казавшейся лишь в хорошем смысле старомодным боевиком о человеке-армии, сражающемся с бандитской организацией.

Между тем, "Праведник" стал одним из самых примечательных примеров участия голливудских кинематографистов в новой "холодной" войне.

Возглавляемая бывшими кэгэбистами российская криминальная структура, чьё могущество зиждется на торговле нефтью, выступала метафорой современного российского государства.

При этом центральный персонаж ленты Роберт МакКолл (Дензел Вашингтон), отставной спецагент американской разведки и поклонник литературной классики, представал идеализированным олицетворением западной цивилизации, оказавшейся способной вступить в решительное противостояние с режимом Путина (выведенного в фильме Фукуа под именем Владимира Пушкина).

Во второй части похождений МакКолла внешнеполитический элемент не играет столь значимой роли. Сюжет вертится вокруг гибели коллеги героя по разведывательному агентству Минобороны, объявленной самоубийством. МакКолл берётся за расследование, подозревая неладное, и обилие немедленно последовавших новых смертей убеждает его в обоснованности сомнений.

Критики отнеслись к картине достаточно сдержано, однако кассовые сборы, в два раза превысившие его 60-миллионный бюджет, дали зелёный свет подготовке третьей части.

"ТАЙНЫЙ ДНЕВНИК СИМОНА ПЕТЛЮРЫ"

режиссёр Олесь Янчук

Кажется, первая игровая лента, в которой глава Директории УНР оказывается в центре сюжета (в "П.К.П." 1926-го года Петлюра всё же пребывал на периферии действия), посвящена драматическим событиям последовавших за Октябрьской революцией попыток создания независимого украинского государства и безрадостному существованию политических лидеров Украины в изгнании.

Катаклизмы, пережитые страной в эти годы, сливаются с частным существованием Симона Петлюры и его семьи.

Значимую роль в повествовании играет подготовка покушения на Петлюру Симона Шварцбурда, в интерпретации авторов ленты действовавшего по указанию ГПУ.

Постановщика фильма можно назвать одним из первопроходцев кинематографа независимой Украины.

В годы, когда отечественный кинопроцесс был скорее мёртв, чем жив, Олесю Янчуку удалось снять пять картин, посвящённых трагедиям национальной истории, прежде практически не находившим экранного воплощения.

К сожалению, кроме снятой в последние месяцы существования СССР дебютной ленты "Голод-33", пронзительной экранизации "Жёлтого князя" Василя Барки, фильмы Янчука, рассказывающие главным образом о лидерах украинского националистического движения времён Второй мировой, воспринимаются как довольно неуклюжие интерпретации советских агитационных лент.

Стоит ли ожидать от "Тайного дневника" некоего творческого прорыва?

Увы, выдержанный в телевизионной эстетике и наполненный приклеенными копиями самых известных в отечественной истории бород трейлер настраивает на пессимистический лад.

Как бы то ни было, фильм позволит оценить творческий потенциал ответственной за его производство киностудии им.Довженко, возглавляемой Олесем Янчуком.

С 13 сентября

"ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ УБИЛ ДОН КИХОТА"

режиссёр Терри Гиллиам

Долгие годы синефилы оплакивали "Дон Кихота" Терри Гиллиама как один из наиболее интересных среди проектов, оставшихся нереализованными.

Создатель "Бразилии" и "Короля рыбака" пытался поставить собственную версию великого романа Сервантеса с 1989-го года, но каждый запуск проекта оканчивался неудачей по причине недостаточного финансирования, конфликтов между продюсерами или болезней исполнителей.

Премьера картины на последнем Берлинском МКФ, кажется, застала врасплох кинематографическое сообщество, успевшее смириться с тем, что гиллиамовский "Дон Кихот" разделит участь обращения к книге Сервантеса другого прославленного режиссёра, Орсона Уэллса, чей незаконченный фильм, кстати сказать, весьма близок концепции Гиллиама.

Увы, вырвавшись из кругов "производственного ада", лента Гиллиама, как известно, угодила в чистилище судебных тяжб, по результатам которых режиссёр лишился прав на картину, из-за превратностей юриспруденции доставшихся одному из промежуточных продюсеров.

Между тем, мнение критиков и фестивальных завсегдатаев относительно художественных достоинств произведения решительным образом разделились.

Как бы то ни было, фильм со всей очевидностью можно назвать одной из самых оригинальных интерпретаций приключений Рыцаря Печального Образа.

Картина рассказывает не о самих Дон Кихоте и Санчо Пансе, а об их современных аналогах- живущем в мире собственных грёз сапожнике (Джонатан Прайс), вообразившем, что он и есть хитроумный идальго, и режиссёре рекламных роликов (Адам Драйвер), которого бедняга принимает за своего преданного оруженосца.

Режиссёр, поддавшись на уговоры безумца сопровождать его в странствии, неожиданно для самого себя погружается в фантасмагорическое пространство, в котором смешиваются реальность и вымысел, современность и давно ушедшие эпохи.

Постепенно этот здравомыслящий представитель цифровой цивилизации начинает утрачивать свою идентичность, преображаясь, подобно своему странному товарищу, в сервантесовского героя- или, быть может, обретая своё подлинное "я".

"КОГДА ПАДАЮТ ДЕРЕВЬЯ"

режиссёр Марыся Никитюк

Полнометражный дебют Марыси Никитюк воспринимается как свидетельство того, что жанр украинского поэтического кино в своём современном воплощении может оказаться живым, чувственным осмыслением действительности.

Повествование разворачивается в узнаваемых координатах деревенской глуши, безрадостных городских окраин и просёлочных дорог. Её юные герои, способные реализовать свою страсть лишь под пологом леса, кажутся персонажами архаических сказаний, принадлежащих скорее природе, чем цивилизации.

В этой новой лесной песне влюблённая пара противостоит обывательскому убожеству, отвергая любые моральные нормы, которые в изображённом мире кажутся набором фарисейских заблуждений.

Премьера ленты состоялась в рамках национального конкурса Одесского кинофестиваля, жюри которого вручило сыгравшей главную женскую роль Анастасии Пустовит приз за лучшую актёрскую работу.

С 20 сентября

"ГЕРОЙ МОЕГО ВРЕМЕНИ"

режиссёр Тоня Ноябрёва

В дебютном полнометражном фильме Тони Ноябрёвой тема перемены личной участи и общественных преобразований или, скорее, неспособности к ним раскрывается в образах киевских спальных районов, рынков и арт-галерей.

Создатели позволяют аудитории будто заново увидеть их глазами молодого провинциала без определённого рода занятий, но полного непоколебимой уверенности в собственных силах и томительного стремления к чему-то ему недоступному.

Дивный новый мир столицы оказывается огорчительно узнаваемой вотчиной самодовольного жлобства и цепкой коррупции, кажется, никогда не переживавшей вторжения революционных порывов.

При этом безжалостная точность наблюдений смягчена остроумием и симпатией к персонажам, благодаря чему "Герой моего времени" предстаёт произведением столь же жизнерадостным, сколь и бескомпромиссным.

Фильм получил приз за лучшую режиссуру в национальном конкурсе Одесского кинофестиваля.

С 27 сентября

"БЛАГОРОДНЫЕ БРОДЯГИ"

режиссёр Александр Березань

Дебют в игровом кино Александра Березаня, прежде работавшего над созданием сериалов, призван воздать должное батярству, специфической субкультуре львовского городского дна.

Отправной точкой повествования стал сюжет известной польской комедии 1939-го года "Бродяги" Михала Вашинского о двух повесах, взявшихся опекать осиротевшую юную соседку.

В ленте Березаня история дополнена доставшимся героям браслетом Александра Македонского и охотящимися за этим драгоценным артефактом агентами НКВД и СС.

Созданию картины сопутствовала череда скандалов, от заявления Юрия Винничука, обвинившего её авторов в полнейшей некомпетентности относительно реалий предвоенного Львова, а также в том, что те "немного украли" из его романа "Танго смерти", до депутатского обращения Оксаны Билозир с требованием проверить фильм на соответствие исторической правде и культурной достоверности.

Демарши противников фильма Александра Березаня, напоминающие о неизменных советских традициях патриотического фарисейства с их патетическими воззваниями к защите государственных интересов и особого рода духовности, способны вызвать сочувствие к ленте почти у всех поклонников кино, за исключением тех, кто видел его трейлеры, напоминающее нечто среднее между "Старыми песнями о главном" и "Гитлер капутом".

Александр Гусев, кинокритик, специально для УП.Жизнь

Реклама:

Головне сьогодні