Редкий талант дышать

— И раз… И два... Локти к себе не прижимаем! Коленки подтянуты! — маленькие ножки в затертых чешках послушно приподнимаются на носочках и опускаются обратно на пол.

В небольшом танцевальном классе Дворца детского творчества в Запорожье хореограф Антонина Ересько тренирует свой коллектив.

Десять лет назад у нее диагностировали крайне редкое заболевание — идеопатическую (то есть возникшую по неустановленным причинам) легочную артериальную гипертензию. Людям с таким диагнозом обычно приходится забыть даже о быстрой ходьбе — не то, что о танцах. И даже не мечтать о рождении детей.

Но Тоня не из тех, кто сдается.

Впервые в танцевальный класс она вошла в шесть лет. В 17 в свободное от учебы время уже преподавала хореографию в юношеском клубе, а по вечерам танцевала в ресторане. Спустя несколько лет поняла, что как танцор хочет большего, и уехала работать за границу — у Тони были контракты в Китае, Индии, ОАЭ, Марокко, Турции, Египте.

Без сцены жизни своей не представляла, там же впервые и ощутила, что нездорова.

Это было зимой 2006 года. В перерыве между заграничными контрактами Тоня вернулась на работу в ресторан. Но танцевать почему-то вдруг стало тяжело.

— Откуда-то появилась отдышка, сердце билось, как сумасшедшее, все тело ломило. Приходилось уходить со сцены, недоработав номера, — вспоминает Тоня.

Сначала она списывала все на духоту в помещении, потом — на общее переутомление. Врач в местной поликлинике лишь витамины выписывал. А состояние только ухудшалось.

— Мучилась догадками, что со мной. Легла на полное обследование в кардиодиспансер. Месяц меня изучали, а потом поставили диагноз.

Услышав его из уст врача, Тоня еще ничего не знала о болезни.

Не знала, что легочная гипертензия неизлечима и встречается всего у 5 человек на миллион.

Не знала, что кровеносные сосуды ее легких неизвестно почему вдруг сузились, и именно оттого ей так тяжело дышать.

Не знала, что сердцу теперь приходится гораздо интенсивнее проталкивать кровь через легкие, а значит, в какой-то момент оно просто может износиться и отказать.

Так обычно случается с больными легочной гипертензией, которые не принимают специальные препараты — сердце останавливается через 3-5 лет. К счастью, Тонин организм на терапию сразу стал реагировать положительно.

С диагнозом она живет уже десять лет.

— Утром проснусь — сразу таблетка. Так до обеда можно жить. А иначе любая физическая нагрузка (просто присесть, наклониться, подняться на пару ступенек) страшно утомляет, отдышка душит, сердце скачет. На работе я же теперь лишь преподаю – больше говорю, чем двигаюсь. Так что справляюсь. Но вот показать ребятам какие-то прыжки или более подвижные движения — проблемно, — с сожалением говорит Тоня.

— Вы строгий преподаватель?

— Ой, — вдруг смеется Тоня. Смех у нее мягкий, как бархат. — Дети когда-то сказали так: "Вы строгая, но даже сквозь строгость видно вашу доброту". Пожалуй, я им верю.

И мне верится. Через год после диагноза Тоня забеременела. Еще и двойней. Врачи все как один настаивали — рожать нельзя. При легочной гипертензии беременность вообще строго противопоказана. А она рискнула.

— Врачи Охматдета говорили, что нужно убрать хотя бы один эмбрион. Но если Бог дал – значит, должна довести дело до конца. А быть мне мамой или нет – это уже в Его руках.

Чудо произошло.

Правда, после родов Тоня месяц пролежала в больнице — давление в легких резко увеличилось. Но врачам удалось остановить дальнейшее развитие болезни, и теперь она — счастливая мама двух деток.

Алисе и Максиму этим летом исполняется восемь.

— И раз… И два... — среди ножек, старательно выполняющих танцевальные па, одни трудятся особенно усердно. Дочь идет по маминым стопам.

21 мая Тоня снова выйдет на сцену. А вместе с ней дочка и остальные воспитанники. Они будут танцевать в рамках Сальса-марафона в поддержку больных легочной гипертензией. Такие как Тоня часто одиноки в своей битве с недугом — он незаметен, а потому окружающие остаются равнодушными.

— О чем вы мечтаете? — спрашиваю я вдруг.

— Мечтаю… Мечтаю ли? —Тоня едва заметно улыбается, задумывается. — Знаете, моей защитой и опорой всегда были родители. Именно они сделали меня тем, кем я есть. А последние полтора года мама тяжело больна — у нее опухоль мозга. Мы вот сегодня после МРТ, и я понимаю, что у нас осталось очень мало времени, — замолкает на мгновение. — Так что если о чем-то и мечтаю, так это о том, чтобы все вернулось, и она снова была здорова.

А потом вдруг добавляет:

— У меня теперь двое деток, я не могу уйти.

Вдох. Выдох.

21 мая на Михайловской площади в Киеве состоится благотворительный сальса-марафон "Дыхание жизни" — так в этом году в Украине будут отмечать Всемирный день легочной гипертензии.

Ведущие сальса-школы Киева не только выступят сами, но и проведут для всех участников марафона мастер-классы. Откроет марафон известный в Украине хореограф, руководитель шоу-балета "Rumbero's" Амадор Лопес.

Регистрационные взносы за участие в сальса-марафоне будут использованы на приобретение диагностического оборудования в киевский Центр детской кардиологии и кардиохирургии, при котором создано отделение детской легочной гипертензии. Заболевание это крайне тяжело диагностируется, а потому так важно вовремя его обнаружить и начать лечение.

Зарегистрироваться для участия можно здесь.

Реклама:

Головне сьогодні