Находки и потери одесской археологии. Фото

Сейчас уже мало кого удивляет, что во многих странах изучаются культурные слои памятников "нового времени", а также современные города и поселки: либо сравнительно недавно оставленные, либо ныне "живые".

Эти занятия породили новые направления археологического поиска - "промышленную археологию", этноархеологию, археологию "свежих памятников" и даже гарбологию или "мусорологию" - науку, изучающую современные бытовые отходы.

Раскопки сравнительно "свежих памятников", в том числе и "мусорные проекты", начавшиеся в странах Европы и Америки и охватившие весь мир, спорадически предпринимаются и разными энтузиастами на территории бывшего Советского Союза.

Впервые они были начаты еще в 1950-е годах в Петербурге и продолжаются по сей день. Опыт археологического изучения "живого" города был перенесен и в Одессу, где в 1995 году силами экспедиции исторического факультета Педагогического университета развернулись первые целенаправленные раскопки современного культурного слоя.

Результаты превзошли ожидания. Выяснилось, что историческая часть Одессы стоит на слоях из собственного мусора XIX-XX веков, мощность которых достигает восьми метров. За свою короткую, двухсотлетнюю историю город успел "наследить" в голой степи основательно.

Главной находкой сезона оказался ритуал основания города, следы которого удалось обнаружить в закладной траншее дома князя Григория Волконского. Именно он получил первый Открытый лист на застройку своего участка от начальника градостроительной комиссии новорожденной Одессы, адмирала Иосифа Де-Рибаса. Торжественная закладка первого здания (и самого города) состоялась в День рождения Одессы, 22 августа (2 сентября) 1794 года.

Археологические остатки ритуала основания Одессы
В заполнении закладной траншеи находились обломки роскошных хрустальных бокалов и подноса, бутылочные осколки с пробкой, Екатерининский "пятак" 1784 года с вензелем императрицы, а также проржавевший кинжал, от которого сохранилась лишь рукоять и прилегающая к ней часть лезвия.

Очевидно, бокалы были разбиты об кирпичный фундамент "дома № 1" после торжественного возлияния у закладной траншеи, в знак зачатия и на грядущее счастье будущего города. Такие бокалы были распространены в обиходе российской знати второй половины ХVIII века. Аналоги представлены в собраниях Исторического музея в Москве, Эрмитажа, крупнейшем собрании русского стекла Е. и Ф. Лемкуль.

Карта Северо-Западного Причерноморья

Античный предшественник Одессы

В первых десятилетиях жизни "Южной Пальмиры" местные газеты писали: "Окрестности нашего Театра и Нового бульвара составляют истинно классическую часть Одессы. Всякий раз, когда там роют землю, находят новые остатки греческих древностей".

Уже тогда первым собирателям "древностей" стало ясно, что молодая Одесса обосновалась на месте заурядного (как тогда казалось, судя по незначительной площади распространения культурных напластований) древнегреческого поселения. Но чем шире разворачивалось строительство, тем больше роскошных античных ваз и амфор извлекали рабочие из земли.

Случайно обнаруженные фундаменты говорили о наличии на месте нынешнего Приморского бульвара руин древних жилых кварталов. Многочисленные находки захоронений с роскошным погребальным инвентарем свидетельствовали о прилегающем могильнике - слишком уж богатом и обширном, как для простого поселка.

Одна из первых находок была сделана в марте 1823 года, когда рабочий, копавший ров во дворе дома по Театральному переулку на глубине полутора метров обнаружил древнее захоронение. Он извлек из него краснофигурную, расписную вазу и разбил "за ненадобностью".

Чернолаковая керамика из раскопок на Приморском бульваре

Эту вазу, а также амфоры, килики, светильники и другую многочисленную древнегреческую утварь с профессиональной тщательностью и фанатизмом собирал в те годы по грязным городским котлованам И.А.Степковский, будущий градоначальник Керчи, друг основателя Одесского "Музеума древностей", И.П.Бларамберга, сподвижник генерал-губернатора Новороссийского края М.С.Воронцова.

Мощность культурных напластований в центре Одессы достигает восьми метров
Столь активная строительная деятельность Одессы на протяжении двухсот лет, казалось, уничтожила все следы ее античного предшественника. Однако случайные находки древнегреческой керамики при раскопках дома Волконского "спровоцировали" новое открытие.

На карту были нанесены места всех известных случайных находок античного времени в центре города.

Таким образом впервые удалось очертить истинные масштабы древнего могильника. Они оказались не сопоставимы с размерами небольшого, прилегающего с прибрежной стороны, поселения.

Последовавшие раскопки на самом Приморском бульваре открыли не потревоженные участки античных усадеб VI в. до н.э., мощность культурных напластований на месте которых, опять-таки, противоречила традиционным представлениям о "захудалом поселении".

Культурные слои обладали всеми признаками городской застройки.

Но куда исчез сам город?

И если археологи сумели лишь сформулировать этот вопрос, то геологи - дать на него ответ.

Известно, что берега современного Одесского залива являются самыми неустойчивыми во всем Северо-Западном Причерноморье, и подвержены постоянной оползневой опасности. Так, не смотря на долгие реконструкции, "трещит по швам" здание Оперного театра, от регулярных просадок пучит тротуарное покрытие Приморского бульвара, с пологих склонов "съезжают" целые улицы (знаменитая ул. Черноморская).

Но оползание берегов в районе нынешнего Приморского бульвара, под всей территорией которого сохраняются остатки античных жилых кварталов, приобрело катастрофические масштабы еще в древности.

Двадцать пять веков тому назад берег напротив бульвара пролегал на пятьсот метров мористее. Вся эта территория была освоена греками и по размерам приравнивалась к городу. Следовательно, сохранившиеся, незначительные по площади руины античных кварталов, представляют собой окраинную, примыкавшую к некрополю, часть целого полиса, поглощенного морем.

"Одесская Атлантида" - не уникальный случай, а элемент статистики. В настоящее время в средиземноморском и причерноморском бассейне известно около пятидесяти случаев частичного или полного разрушения античных городов в результате колебаний уровня моря. Среди них и такие известные памятники, как Ольвия, Тира, Никоний, Диоскурия, Фанагория, Корокондама, Акра.

Схема распространения находок античного времени на территории центральной части Одессы
В письменных источниках сохранилось и название "пропавшего" предшественника Одессы - Гавань Истриан. Этот небольшой портовый город находился на морском торговом пути из Восточного Средиземноморья в Крым. О необычайно развитых торговых отношениях колонии с самыми далекими греческими факториями, говорят коллекции чернолаковой привозной керамики и амфорной тары разных центров производства, полученной в ходе многолетних раскопок.

Бои за культурный слой

Классический постулат археологии гласит, что раскопки памятника одновременно являются и его уничтожением. Но чем же, в таком случае, являются строительные работы на памятнике, развернутые без предварительных охранных исследований? В пределах исторической части Одессы ведутся активные реконструкционные и земельно-строительные работы, в ходе которых методично уничтожаются те жалкие остатки уникального памятника древности, которые не успело поглотить море.

Если верить классику, то местные органы охраны исторического и культурного наследия должны "иметь то, что охраняют". И действительно, территория бульвара давно стала полигоном для воплощения в жизнь этой аксиомы.

Но особенно впечатляет размах уничтожения другого уникального памятника археологии - на Жеваховой горе, которому также не повезло оказаться в городской черте. Десятки лет его сносил экскаватор близлежащего кирпичного завода, отрабатывая глиняный карьер меж двух бетонных охранных столбов. Работал, согласно заверениям главного инженера, по Договору с областным Управлением по охране памятников.

Благодаря этому, от первоначальной площади крупнейшего в Северном Причерноморье древнегреческого святилища в честь богини Деметры, сохранилось не более пяти процентов. Жалкими комариными укусами на фоне этих разрушений выглядят узкие шурфы "черных копателей", о вредительской деятельности которых так любят рассуждать столичные чиновники от археологии.

Культовая керамика из святилища на Жеваховой горе
"Вредительскими", с точки зрения Института археологии, являлись и раскопки на Жеваховой горе экспедиции доктора исторических наук, А.О. Добролюбского. Но почему признанный археолог с сорокалетним стажем и полным набором научных регалий подвергается гонениям за спасение памятника?

Дело в том, что в отечественной археологии распространено негласное убеждение: ученый имеет право заниматься только хронологическими периодами, а не научными проблемами. Тема выдается на всю жизнь. С этой точки зрения переключать свое внимание с античности на средневековье не допустимо. Это заведомо считается признаком непрофессионализма, вопреки бесчисленным примерам обратного.

Феодальные нравы нашей археологии стары, как и предметы ее исследований. Так, в свое время даже Хвойко подвергался травле со стороны тогдашних бонз от археологии, слыша в свой адрес обвинения в некомпетентности. Впрочем, это не помешало ему работать в самых разных областях научного поиска и раскопать средневековую Десятинную церковь в центре Киева, открыть блестящую черняховскую культуру эпохи поздней античности и обнаружить не менее яркую трипольскую, времен энеолита...

Наконечники стрел и дротиков из священных комплексов на Жеваховской горе
За спасательные раскопки под ковшом работающего экскаватора на Жеваховой горе и открытие древнегреческого города на месте Одессы, коллеги из местного сектора Института археологии дважды насылали на экспедицию Добролюбского областную прокуратуру (причем, разных видов: от природоохранной до самой что ни на есть настоящей).

Сегодня полевые отчеты по данным работам Институт археологии упорно не желает принимать на хранение, игнорирует запросы на выдачу так называемых Открытых листов. С официальной позиции все эти годы раскопки в центре Одессы велись нелегально.

Но с точки зрения дела сохранения культурного наследия получен и опубликован значительный материал по истории уникальных памятников античного Причерноморья. Бои за культурный слой в Одессе закончились. Потомки разберутся в чью пользу.

Главное, что экскаватор на святилище Деметры остановлен. Да и на бульваре во время очередного ремонта водопровода городские власти наконец-то нашли необходимым устроить экспозицию под открытым небом, и над вскрытыми античными фундаментами возвели стеклянный купол.

Итоги всей этой многолетней деятельности напоминают концовку фильма "Имя Розы", когда монах-францисканец Вильям Баскервильский выносит из уникальной библиотеки средневекового монастыря, охваченной пламенем по вине самого смотрителя, десяток спасенных книг - жалкие остатки от первоначального собрания, но не менее от того ценные.

Все фото автора

Реклама:

Головне сьогодні