Тест

Год жизни комбата Мосейчука

Александр Мосейчук бежит по полю с футбольным мячом. Пас, передача и вот долгожданный гол. Довольный вытирает пот с лица, ребята хлопают его по плечу. "Сан Саныч, ну ты молодец", – говорит мужчина почти вдове старше комбата третьей батареи 55-й артиллерийской бригады. Он смотрит на Мосейчука с уважением. Как на старшего. Мосейчук смущается.

24-летний комбат выглядит еще моложе своих лет. Так кажется со стороны. Пообщавшись немного с солдатами, начинаешь понимать, насколько высок его авторитет среди тех, с кем он служит.

За год вместе с бойцами своей батареи он побывал в самых горячих точках АТО – под Славянском, Старобешево, Авдеевкой, Волновахой.

Недавно руководство сектора признало его команду одной из самых эффективных. В зоне АТО артиллеристы 55-ой отработали по противнику около 10 тысяч снарядов. При этом человеческие безвозвратные потери у комбата Мосейчука минимальны.

Его солдаты пересказывают истории про Сан Саныча – как после обстрелов под Старобешево он отводил уцелевшую технику от линии огня, а потом возвращался и настойчиво искал своих бойцов. Тогда он ночь ездил по лесам, но нашел всех восьмерых пропавших.

А еще бойцы вспоминают, как в ноябре у Мосейчука началась пневмония. Медик дивизиона Юрий Семенец сразу поставил диагноз, но убедить комбата лечиться в стационаре не удалось. Он напрочь отказывался лечь в больницу и под фиктивной фамилией ходил на процедуры. Боялся оставить батарею без присмотра.

В мороз, больной, с температурой, он был с командой на огневых позициях и полноценно работал.

Еще рассказывают, что ради своих бойцов комбат Мосейчук начал говорить по-русски. Потому что большая часть коллектива – русскоязычные.

"Отбить такое нападение мы, артиллеристы, вряд ли бы смогли"

Саша с детства знал, что будет военным. Отец – подполковник, служил в Приморском крае. В начале 90-х семья вернулась в Украину.

В 2012-м Александр Мосейчук окончил Львовскую академию сухопутных войск. После был направлен в нацбригаду Запорожья.

Военное дело, и правда, он считает своим призванием. Такие понятия как стратегия, тактика, дисциплина – отрабатывал на полигоне. На боевых учениях полтора года выполнял функцию старшего офицера батареи, свои задачи знал хорошо.

К маю 2014 года получил звание старшего лейтенанта. Был ли готов к войне? Он говорит: "Физически, да. Морально – нет".

1 июня прошлого года Александр Мосейчук выехал в зону АТО в составе первой гаубичной батареи 55-й артиллерийской бригады Запорожья. Первым пунктом назначения был Славянск.

"Именно там был первый обстрел. Отбить такое нападение мы, артиллеристы, вряд ли бы смогли. Спасло только то, что первой шла машина десантуры, которая смогла отразить атаку", – рассказывает комбат. Именно тогда он первый раз осознал, что находится на войне.

Славянск стал для него личным Рубиконом. Там Мосейчук научился думать и принимать решения быстро, по-военному, не медля.

"Противник знал все наши точки. Доходило до такого, что они просто из сел приходили в гражданской одежде на заранее подготовленные позиции, там, где лежало их оружие. Отстреливались, быстро переодевались обратно и уходили в села, как будто гражданские", – поясняет Мосейчук, почему все время приходилось быть начеку.

В Славянске батарея Мосейчука отработала в самый горячий период, оказывая огневую поддержку 80-ой, 95-ой и 93-ей бригадам.

Бойцы батареи рассказывают, что даже в самые сложные моменты комбат всегда старается шутить и поддерживать

"Все цели шли от корректировщиков через штаб, затем передавались на огневые точки, где мы проводили необходимые расчеты и давали координаты на орудия", – поясняет комбат Мосейчук.

Тогда его бригада базировалась далеко от населенных пунктов. Воды было мало, питались сухпайками. За месяц пришлось поменять позиции не меньше десятка раз.

Семь раз диверсионно-разведывательные группы пытались прорваться к артиллеристам, чтобы уничтожить боевые орудия. Благодаря поддержке десантников атаки удавалось отбить, а технику – сохранить.

После Славянска батарею Мосейчука перебросили в Красный Лиман, затем в Попасную. Там они поддерживали огнем добровольческий батальон "Донбасс". Под Попасной артиллеристы использовали ту же тактику, что и под Славянском – все время меняли позиции и каждый раз не ленились окапываться.

"После страшного обстрела под Старобешево из 78 человек в АТО вернулось 57"

В конце июля-2014 Александра Мосейчука вызвали в часть – формировалась новая батарея, в которой он должен был стать командиром. Как раз шла вторая волна мобилизации, в батарею было набрано 79 человек.

"Люди были все разные, с разными привычками, мировоззрением, статусом и целями, средний возраст – около 40 лет, были и те, кому за 50", – рассказывает Мосейчук.

Взрослые мужчины, зачастую не имевшие военного опыта, стали вызовом для молодого комбата. Несмотря на сложности, которые возникли вначале, Мосейчук отзывается о коллективе тепло. И коротко говорит: "Бывало разное, но мы притерлись".

Он признается, что попросил в штабе еще одну штатную единицу. Офицер Роман Яковенко был назначен на должность старшего офицера батареи и стал для Мосейчука правой рукой, человеком, способным разделить ответственность.

После прохождения 1,5-месячной боевой подготовки на запорожском полигоне "Близнецы", батарею Мосейчука отправили в зону АТО. На календаре – 24 августа 2014 года.

Встреча 55-й бригады жителями Запорожья

Этот день Мосейчук хорошо помнит. Под селом Новоигнатовка обстреляли машины ремонтной батареи. Одна из трех машин сломалась, остальные два автомобиля физически не могли объехать аварию.

Тогда комбат поставил свой БТР на линии обстрела – и таким образом дал возможность безопасно отремонтировать сломанный автомобиль.

Потом командир провел колонну ремонтных машин подальше от села и вернулся назад к своим ребятам. К вечеру колонна прибыла на огневые позиции, где встретилась со второй батареей 55-ой бригады.

Тогда еще никто не знал, что начинается Иловайский котел.

Артиллеристы понимали только, что пехота, которую они поддерживали, попала в окружение. "Отработали по целям четко, со своей задачей справились. О ситуации в окружении мы ничего не знали, могли только предполагать", – говорит Александр Мосейчук.

На следующее утро над расположением батареи заметили беспилотник, а спустя полчаса был открыт огонь по позициям. Первая разорвавшаяся мина привела к гибели солдата. А потом "поливали" из всего – минометов, гаубичной артиллерии, крыли "Градами". Обстрел велся около двух часов.

"Совсем "зеленым", еще ни разу не обстрелянным ребятам было настолько страшно, что в панике одни кричали, другие просто стали убегать, а третьи пытались врыться в землю, использую каждую ямку", – рассказывает один из бойцов.

По окончании обстрела выяснилось, что техника почти вся уничтожена – три КАМАЗа, КРАЗ и ГАЗ-66, а оставшиеся в машинах снаряды и боеприпасы сдетонировали во время обстрела.

Комбат Мосейчук понял, что это – не последний обстрел врага. Встал вопрос: куда отводить людей и оставшуюся технику? Назад в лес или сместиться вправо? Мосейчук решил сместиться вбок и оказался прав. Спустя время по лесу – как раз туда, где могли бы оказаться военные, если бы переместились назад, – обстрелы возобновились с новой силой.

В это время по мобильной связи командир восстанавливал контакт с пропавшими бойцами. А потом уже ночью собирал по одному человеку.

В том бою не обошлось без потерь – один погибший и один раненый, ему осколком повредило ступню.

Потом бойцы батареи рассказывали, что даже в самые сложные моменты, такие как под Старобешево, комбат всегда старался шутить. Молчаливому и очень сдержанному Мосейчуку было непросто. Но он понимал, что в тот момент был единственной опорой для всей своей батареи.

Волонтеры с гордостью говорят об успехах Мосейчука: "Растет первое поколение боевых генералов в независимой Украине. Это наши ребята".

Через неделю поступил новый приказ – занять позиции в районе Волновахи. За это время восстановили всю технику. А вот солдаты не все смогли пережить тот страшный обстрел – из 78 человек в зону АТО согласилось вернуться 57.

"По прибытию на место сразу окопались, построили блиндажи и укрепили позиции, со временем наладили быт. Ребята своими руками соорудили себе спортивную площадку из бревен, досок, из всего, что имелось под рукой", – вспоминает Мосейчук.

Ящики из-под снарядов использовали как строительный материал: построили беседки для отдыха, кухню и баню. Тогда же впервые познакомились с волонтерами, которые привезли казанки, котелки, вещи, продукты.

"Я тут воюю за то, чтобы не увидеть эти опустевшие глаза у себя дома"

5 октября 2014 года батарея переместилась под Авдеевку, в район Донецкого аэропорта. Первый серьезный обстрел произошел спустя 20 дней.

Когда пехота шла в наступление, задачей артиллеристов было отбивать любые вражеские атаки, а когда аэропорт начали брать в окружение – приложить все усилия, чтобы заблокировать все точки противника.

Тогда военным приходилось менять позиции до трех раз в день и отрабатывать до 600 снарядов. Нагрузку артиллеристы испытывали на грани человеческих возможностей. У батареи шесть орудий каждое весить около 7 тонн, каждый снаряд по 43 килограмма. А так как людей не хватало, то обсуживать одно орудие иногда приходилось всего двум бойцам, вместо положенных семи.

Цели отрабатывали разные – артиллерийские батареи, самоходные, пехотные, минометы, "Грады" и танки.

Официальной информации о том, сколько вражеской техники уничтожила батарея Мосейчука, нет. Бойцы говорят, что раньше вели подсчет, но остановились после 255-й единицы. Стало понятно, что цифра и дальше будет только расти в геометрический прогрессии. В огневой поддержке Мосейчук ни разу не отказал.

"Я помню всех своих, каким они были на полигоне. Я вижу, как нас сильно изменила война. Взрослыми мы стали здесь, на фронте"

"Наступает определенный момент, когда домой уже не тянет, это не азарт, но становится твой жизнью, самой настоящей. Ты просто чувствуешь себя стеной, которая должна защитить своей дом от хаоса и разрушений, которые ты видишь кругом", – рассказывает Сан Саныч.

Он говорит, что больше всего его поразили глаза людей, живущих вблизи зоны соприкосновения. В этих глазах он видел отказ от будущего, утрату последней капли надежды, пустоту.

"Я тут воюю за то, чтобы не увидеть эти опустевшие глаза у себя дома", – говорит Александр Мосейчук. Он говорит тихо, почти никогда не повышает голоса. Но в этом спокойствии и интонациях много силы. Видимо, поэтому его так внимательно слушают бойцы.

Работая под Донецким аэропортом, артиллеристы Мосейчука пять раз прощались с жизнью – такой интенсивности были обстрелы. И каждый раз Мосейчук думал сначала о спасении людей, а уже потом о технике.

Тем не менее, он подчеркивает, что серьезных повреждений гаубицы не получали, благодаря правильному расположению техники. Наученные опытом предыдущих обстрелов, они расставляли орудия таким образом, что удавалось ограничиваться мелким ремонтом.

"Полагающиеся шесть орудий на батарею командир делил и расставлял на определенном расстоянии друг от друга. Когда нужно было поразить цель, сначала Саша использовал первую группу орудий, и когда противник засекал место, откуда идет огонь – три орудия сразу меняли позиции, а за работу принималась вторая группа", – поясняет опытный артиллерист батареи.

Подобная тактика усложняла противнику определение местоположения артиллерии для нанесения ответного удара.

Благодаря волонтерам фонда "Сестри перемоги" артиллеристы получили с десяток планшетов, и их работа стала еще эффективнее. Если раньше артиллерийские расчеты Мосейчуку приходилось делать вручную, – теперь, благодаря программам расчета координат, эта задача занимает всего пару минут.

Комбата любят волонтеры.

Волонтер Екатерина Матюха из фонда "Сестри перемоги", которая опекает 55-я бригаду, говорит: "Саша очень ценит людей. А поле боя всегда покидает последним. Он скромный и никогда ничего не попросит. А когда я возмущаюсь, говорит: "Дайте мне палку, я и с палкой буду воевать".

Екатерина Матюха рассказывает, что когда узнала, что зимой больной Мосейчук не покидает позиций, (а иногда бойцам батареи приходилось спать на улице, так как позиции меняли очень часто, не хватало времени разбить лагерь), волонтеры передали отапливаемый ГАЗ-66. Чуть позже купили батарее Мосейчука экскаватор и взяли на себя ремонт техники.

Волонтеры гордятся успехами Мосейчука. Они говорят: "Вот, растет первое поколение боевых генералов в независимой Украине. Это наши ребята".

Комбат Мосейчук всегда говорит: "Мы". Про свои подвиги он не рассказывает. Иногда удивляется: "Какие подвиги? Это работа моя". Зато с удовольствием рассказывает про солдат.

"Я помню всех своих, каким они были на полигоне. Я вижу, как всех нас сильно изменила война. Мы думали, что мы все взрослые люди, но взрослыми мы стали здесь, на фронте. Мои солдаты стали серьезными, грамотными, ответственными, у них у каждого смысл жизни изменился", – говорит Саша.

И смотрит таким теплым взглядом, в котором много любви и надежды.

Автор – Евгения Фаенкова, волонтер фонда "Сестри перемоги"

Підтримка 55-ої окремої артилерійскої бригади Запоріжжя В0105

Реквізити:

Приват:

5169 3305 0754 8946
Офіційна карта Фонду "Сестри Перемоги" на адресну підтримку 55ої Окремої Артилерійскої Бригади В0105, Запоріжжя

PayPal:

[email protected] (55 ОАБр, www.peoplesproject.com/debalceve-artileriya)

Заявки приймаються:
+38099 557 27 72, Bолонтер 55 ОАБр, Катерина Матюха

Допомогу приносити:
Запоріжжя, вул. Стефанова, Уральські Казарми, (пн-пт 11:00-18:00)

Безготівка:
Отримувач: ВСЕУКРАЇНСЬКИЙ БЛАГОДІЙНИЙ ФОНД ДОПОМОГИ КРАЇНІ "СЕСТРИ ПЕРЕМОГИ" ЄДРПОУ 39654316
Р/р № 26009052753420
ПАТ КБ "ПриватБанк" м. Києва. МФО 300711
Призначення платежу: Благодійна допомога