Образование будущего. Основательница технических студий Оксана Стоецкая о робототехнике

3496
6 березня 2017

С 2009-го года украинские школьники принимают участие в Олимпиадах по робототехнике.

Нередко команды из Украины занимают призовые места, конкурируя со школьниками Южной Кореи, Японии, Канады, Швеции, которые изучают робототехнику в рамках школьной программы. В украинских школах робототехника пока не преподается как предмет. В немногих школах ее внедряют факультативно, как правило, по инициативе директоров школ, отдельных преподавателей и небезразличных к образованию родителей.

Собственно, так же из частной инициативы возникла   всеукраинская олимпиада по робототехнике как отборочный тур на всемирную олимпиаду.

Украинские школьники, которые ежегодно участвуют в фестивалях Robofirst и Robotica, проходят подготовку зачастую не в школах, а на базе технических студий "Винахідник" компании "Пролего", которая собственно вместе с родителями спонсирует поездки украинских детей на международные чемпионаты.

Оксана Стоецкая – основательница технических студий и главный драйвер появления образовательных программ по робототехнике.

Десять лет назад она, как и многие родители, искала способ увлечь своих детей  точными науками. Ее сыновья - любители конструкторов LEGO. Побывав на заводе компании LEGO в Дании, выяснилось, что у компании разработана целая линейка конструкторов для обучения точным наукам. Тогда и возникла идея создания образовательных программ на основе конструкторов.

Оксана Стоецкая – основательница технических студий и главный драйвер появления образовательных программ по робототехнике

За десять лет Оксане Стоецкой удалось собрать команду, которая разработала больше 30-ти обучающих программ, запустить 17 технических студий, провести с десяток олимпиад и конкурсов, а также начать бесплатную профессиональную подготовку учителей по специальности STEM (S – science, T – technology, E – engineering, M – mathematics- ред.). 

Вы можете на пальцах объяснить, что такое STEM? И почему это сейчас тренд в образовании?

STEM-обучение соединяет в себе междисциплинарный и проектный подход. Очень важно обучать науке, технологии, инженерному искусству и математике интегрировано, потому что эти сферы тесно взаимосвязаны на практике.

Часто наши дети получают знания, которые не могут применить. STEM же предполагает, что дети получают знания в процессе реализации проекта. На каждом уроке они разрабатывают, строят, программируют продукты современных индустрий.

Например, для одной из олимпиад наши дети сконструировали и запрограммировали дирижабль, который с помощью камеры мог передавать информацию людям из труднодоступных мест. Это был прототип, но при желании его можно было бы доработать и использовать в промышленных целях.

В мире внимательно относятся к олимпиадам по робототехнике, и к тем задачам, которые ставятся перед детьми.

Например, в этом году олимпиада по робототехнике будет проходить Коста-Рике и задание для одной из лиг – это создание робота, который будет способствовать развитию туризма и поможет ученым и туристам исследовать чудеса природы, не разрушая их.

Сохранение экосистемы с помощью робототехнических технологий одна из главных задач, которую предстоит решить командам со всего мира. 

Когда смотрю на проекты, которые делают наши дети, то думаю, что если бы им поставить задачу, например, утилизация радиоактивных отходов на ЧАЭС, то они бы нашли немало способов ее решения.

Когда я вас слушаю, так и хочется спросить, вы говорите о каких-то особенных, одаренных детях?

Робототехника – это не цель, а средство. Все дети могут освоить и математику, и физику, и механику. Просто одно дело, когда необходимо решить уравнение или применить формулу в задаче. А другое дело, когда ставиться конкретная задача, которую нужно решить с помощью робототехники. Тебе надо запрограммировать робота, применяя знания из разных наук и мотивация к получению знаний, появляется в момент решения конкретной задачи.

Очень важно, что ребенок может увидеть результат сразу. Робот демонстрирует выполнение программы. И тогда снимаются все вопросы "зачем нам нужно это учить?". 

STEM-преподаватель ставит такую задачу, в которую по сути интересно "играть", а знания приобретаются по мере усложнения.

STEM-преподаватель ставит такую задачу, в которую по сути интересно "играть", а знания приобретаются по мере усложнения. Фото yacobchuk1/Depositphotos

Плохие оценки в школе – это не показатель интеллекта, а показатель заинтересованности. Робототехника развивает как hard skills – пространственное и критическое мышление, навыки программирования, основы механики, инжиниринг. Так и soft skills – учит работать в команде, эффективно взаимодействовать, достигать результата, смотреть на задачи шире и решать их нестандартно.

А сколько вообще детей принимает участие во всемирных олимпиадах?

В 2009 году мы начинали с того, что на первой мировой олимпиаде Украину представляли две команды.

В 2016-м на соревнования в Индию мы приехали рекордным составом 7 команд. Впервые Украина представила себя в категории "Университеты". Половина наших команд вошла в полуфинал, а наши самые маленькие участники младшей категории вошли в 8-ку лучших команд мира.

Количество команд пропорционально инвестициям государства в развитие робототехники.

Так из Китая и России обычно приезжают большие делегации, привозят до 20-ти команд.

В США очень много локальных соревнований по робототехнике. Командам очень сложно выбиться в финал. Тем не менее, они тоже привозят не меньше 15 команд, столько же команд приехало и из Филиппин.

В этих странах не нужно доказывать, что робототехника – это школьный предмет. В Сингапуре, Китае, Индии, Америке дети в школах изучают робототехнику. Поэтому им легко готовить команды на хорошем уровне.

У нас робототехника – это внешкольная программа. Дети сознательно инвестируют свое время, и они очень мотивированы, поэтому есть хорошие результаты.

По сути робототехники – это программисты будущего. Специальность, к которой нужно готовить. Готово ли Министерство образования внедрить этот предмет в школах?

Мы сотрудничаем с министерством и всегда заручаемся его поддержкой в проведении олимпиад. Но пока мы не можем запустить робототехнику как предмет. Во-первых, робототехника требует дополнительного оснащения, во-вторых, подготовленных учителей.

Сейчас в Черкасской области по инициативе главы Черкасской областной администрации запущен эксперимент – в 10 школах оборудованы классы и проходит робототехника.

В Черкасской области в 10 школах оборудованы классы и проходит робототехника

Еще один потрясающий пример – это мэр города Горишни Плавни. Они приглашают в город STEM-учителей, и дают им квартиры.

В Горишнях Павнях есть горно-обогатительный комбинат, у которого многие процессы роботизированы. Руководство города и директор предприятия понимают, что без инвестиций в образование, на их предприятиях в перспективе десятилетий некому будет работать.

Как вы видите, робототехника в Украине развивается не системно, а точечно, по инициативе отдельных людей. Но этот процесс будет активнее, потому что робототехника и программирование есть во всех индустриях. И запрос рынка рано или поздно заставит государство реагировать.

Насколько ребенку легко освоить эту специальность?

Базовый курс можно начинать изучать с 6-го класса, и он рассчитан на 2 года. Курс включает тесные межпредметные связи с физикой, химией, математикой. Освоение знаний происходит по мере реализации проектов.

Сейчас у нас есть несколько экспериментальных школ, в которых учителя работают по нашим программам. Это школы-партнеры и мы сможем понимать как робототехника "встраивается" в школьную программу.

Это интересный курс, доступный всем детям, каждый может найти свою сферу реализации, так как это проектная работа. Общее представление и понимание робототехники и навыков программирования роботов будут у всех.

Тут возникает такой вопрос: а вообще робототехника в Украине востребованная специальность?

Возможно, пока у нас нет такого спроса как во всем мире, но это не значит, что мы не должны давать детям возможность готовиться к этой профессии.

Один из наших учеников Алексей Ткаченко учится в Тайваньском технологическом университете, он дважды был призером всемирных олимпиад. И сейчас наш украинский мальчик пишет правила для международных олимпиад по робототехнике.

Оксана с Алексем Ткаченко, который важды был призером всемирных олимпиад и сейчас учится в Тайваньском технологическом университете

Если у нас будут подготовлены кадры, то, возможно, открывать R&D в Украине будет куда выгоднее.

Кстати, в Швеции именно представители бизнеса настаивали на том, чтобы Министерство образования ввело STEM в школах. У нас пока – преимущественно это инициатива родителей.

А вообще есть примеры, когда бы детские разработки коммерциализировались, покупались как инновации?

Такие примеры есть. И у наших детей есть возможность подать свою идею на конкурс The FIRST LEGO League Global Innovation Award или Google Science Fair.

Есть очень интересные детские идеи, которые вырастают в бизнес. На прошлой олимпиаде была команда, которая разработала фильтр, в котором пенополистирольные отходы успешно превращаются в активированный уголь, который можно использовать для очистки воды. Вот такие идеи вполне могут быть доведены до рынка.

Мы надеемся, что 11-12 марта на научно-техническом фестивале Robofirst мы тоже увидим немало интересных идей. Участники фестиваля дети со всей Украины в возрасте от 6 до 16 лет. Детские команды представляют STEM-программы: First Lego League Junior и First Lego League. Это самый большой в мире научный фестиваль для детей такого возраста. First Lego League это больше, чем робототехника, это научный проект, над которым работает вся команда. Тема проекта зависит от темы сезона и каждый год она разная.

Дети размышляют и предлагают свои решения на актуальные мировые проблемы такие как, например, глобальное изменение климата, защита океанов, помощь пожилым людям, современные образовательные технологии, утилизация мусора.

В этом году, например, тема сезона "Друзья животных". И дети 6-16 лет будут знакомить нас с тем, как взаимодействует мир животных с человеком.

Дети 6-9 лет из категории Junior должны изучить, как живут пчелы, их роль в экосистеме, как на сохранение семейства пчел влияют удобрения. И как пчелы взаимодействуют с миром животных. Это те знания, которые расширяют понимание того, как утроен наш мир.

Оксана рассказывает, что дети размышляют и предлагают свои решения на актуальные мировые проблемы такие как, например, глобальное изменение климата, помощь пожилым людям или утилизация мусора

На киевском отборочном чемпионате First Lego League, возраст детей от 10 до 16 лет, победила команда, которая представила проект про особый вид тараканов. У них оказывается высокий теплообмен, а продукты их жизнедеятельности можно использовать как удобрение для почвы.

Но больше всего меня поразило то, как проходила работа над проектом. Это дети из обычной киевской школы, тренер – их учитель биологии, и во время подготовки команды дети столько узнали, что стали фанатами предмета.

Сегодняшние дети обучаются с большим удовольствием и с лучшим результатом, когда процесс обучения строится вокруг работы над проектом. Для многих детей сейчас важен смысл получения знаний.  В процессе работы над проектом, который решает конкретную задачу, они многое узнают и у них постоянно поддерживается интерес. А отношение к учителю становиться особенным - он для них лидер.

В рамках нашего фестиваля Robofirst, 11 марта мы организовываем Future Education Forum. Мы будем говорить о детях и том образовании, которое сможет наделить их теми инструментами, чтобы они могли строить свое будущее и быть счастливыми людьми.

Почему нам важно начать эту широкую дискуссию с родителями? Потому что качество образования – это не только судьба каждого нашего ребенка, это еще и сфера, по сути, стратегических интересов, сфера, от которой зависит безопасность страны.

Как сейчас выглядит образовательная экосистема, которая готовит к робототехнике?

Экосистема очень разветвленная. Например, в ней есть даже 130 садиков, часть из которые с 2012-го года участвуют в архитектурном конкурсе на фестивале Robotica.

Представляете, малыши в этом году проектируют столицы мира. Такую просветительскую работу на уровне садиков ведет Оксана Рома, куратор образовательной программы благотворительного фонда  LEGO Foundation.

Также в архитектурном конкурсе у нас участвуют 22 школы.  В этом году в олимпиаде по робототехнике примет участие рекордное количество команд из университетов. Робототехника растет и взрослеет с каждым годом.

Это наука, за которой будущее, и все современные разработки известных компаний, таких как Tesla, Google, Apple, Uber включают в себя роботизированные решения.

Анастасия Рингис, журналист УП

powered by lun.ua

Головне на сайті