"Синие носы": "Все прелести капитализма известны, и прелести в них мало"

Искусство "Синих носов" Александра Шабурова и Вячеслава Мизина дурашливое, занятное и жизнерадостное. Объект насмешек - стереотипы ТВ и массовой культуры. Фото и видеогэги были любимы арт-сообществом до 2007 года.

Широкой популярностью "Синие носы" обязаны экс-министру культуры РФ Соколову, запретившему Третьяковской галерее на выездной выставке во Франции экспонировать фотографию "Эра милосердия", на которой изображена парочка милиционеров целующихся в березовой роще.

"Украинская правда. Жизнь" расспросила "Синих носов" о капитализме, национальной идентичности, арт-рынке и скандальной популярности.

- На Московском кинофестивале, во время питчинга вашего кинопроекта "Олигархи - вампиры", вы сказали: "Русского человека капитализм з****л". Это что было, предвосхищение кризиса?

- Шабуров: Это такой анекдот. Есть в Москве художник Павел Пепперштейн (прим. - прототип Петра Пустоты героя романа Виктора Пелевина "Чапаев и Пустота"), который ведет достаточно замкнутый образ жизни. С незнакомыми людьми общается только в одном случае: когда он едет к кому-то в гости и по пути ловит машину.

Однажды он вышел на улицу, поднял руку, и остановился такой навороченный автомобиль, водителю которого явно не нужно зарабатывать на жизнь частным извозом. Пепперштейн садится в машину и не может понять, в чем прагматика этого поступка.

Водитель рассказывает про офис, фитнес и тому подобное, а в конце пути выдает такую сентенцию: "знаешь, капитализм з****л!". Мы выслушали и подумали, что этот афоризм описывает настроение людей, это было еще до кризиса.

Особенно в Киеве, тут богатство на показ. В 2005 году я не мог ботинки купить, с носами короче 10 см просто не было. Как-то сидел в Пассаже, в кафе, мимо все время проезжали лимузины с открытым верхом, с буквенными номерами "мафия" или "джаз", водители включали музыку, чтобы привлечь внимание, чтобы все видели, как они хорошо стали жить.

Был такой период, когда важно успех продекларировать: да, мы живем в новом мире, светлом, капиталистическом. Через какое-то время привыкли, и стало понятно, что радости это не приносит. Во всех барах и ресторанах сидят девицы, которые насмотрелись сериала "Секс в большом городе" и покупают такие же сумки, сапоги, сигареты, ноутбуки, а в глазах-то у всех тоска.

Все атрибутами обзавелись, а хочется чего-то другого, они воспитаны в иной цивилизации, хочется душевной теплоты и, говоря совсем уж метафорически, любви.

- И тут появляетесь вы.

- Шабуров: Нет, не появляемся, мы по домам сидим. Я к тому, что сословные разграничения надоели, все прелести капитализма известны, и прелести в них мало. Мы выставку такую планировали делать: "Капитализм - з****л". Начался кризис, и сейчас это такая банальность, никакого эффекта она не произвела бы.

- Почему Олигархи - вампиры?

- Шабуров: Как-то смотрел фильм "Стачка" и меня потрясло, что он снят с точки зрения пролетариата. Это то, что не делается в последнее время. Я вчера фильм купил, о том, как плохая милиция арестовывает олигарха и мочит, что бы он отдал бизнес. Во всех сериалах тоже самое. Интеллигенция пропагандирует точку зрения олигархов. Все журналисты пишут с точки зрения проживающих на Рублевке богатеев.

Мы видим, какой в социо-культурном пространстве перекос и стараемся стать на другую сторону. У нас была выставка "Мода на труд". Сейчас во всех журналах топ модели и топ менеджеры, никаких фермеров и рабочих. И мы придумали такую выставку, чтобы вернуть этих героев в глянцевые журналы.

Для проекта мы пригласили сборную Белоруссии по боди-билдингу и они на заводе изображали рабочих. Потом появилась мысль снять сериал о специальной службе, которая арестовывает всяких олигархов и богатеев потому, что знает страшную тайну: все они вампиры и пьют народную кровь.

В условиях демократии они не могут им клин в грудь вбить, и приходится придумывать юридические способы как вампира нейтрализовать и посадить в тюрьму.

- Смотрю на вас и что-то не похоже, что вас капитализм - з****л, вы его украшаете. Помню в 2003 году на Венецианской биеннале, в палаццо, во время российского приема, где все было очень буржуазно, а вы стреляли из спортивных штанов петардами. Красиво было.

- Мизин: Да вы что! Разве мы украшали? Мы протестовали.

- Шабуров: Не важно, что делает человек, важно какие смыслы он вкладывает. Мы работаем со смыслом не украшающим капитализм, а наоборот. С иным смыслом.

- Мизин: Когда я приехал в Свердловск, то считал, что этот город индустриальное сердце Урала, а тут мне дают огромную книгу, а там написано "Екатеринбург - город мира люкс". Одни бутики, и бриллианты, и вселенные меха, и галактики белья, и спа-фитнес-турбосолярии какие-то... А реклама там: "Наши колготки по праву можно назвать роллс-ройсами в мире чулочно-носочных изделий!".

Или - "Приобретая апартаменты в этом супердоме, вы автоматически получаете статус небожителя!" О, как! Вот мы весь этот фейерверк идиотизма и иллюстрируем - запускаем ракеты из штанов. Меряемся, у кого салют больше. Насмешка такая над всей этой ярмаркой тщеславия, над тем, например, что происходит на Венецианской биеннале, сверхпафосом и идиотскими амбициями.

- Вы хорошо встроены в арт-рынок.

- Мизин: Художнику нельзя быть плохо встроенным, это такая область, если ты профессионализирован, то встроен в арт-рынок. Это не плохо и не хорошо. Это одно из условий существования. Не говорят же, что здорово металлург встроен в металлургический завод, а шахтер - в шахту. Почему существует интенция: художник должен быть голодным? Он может, но не должен.

- Шабуров: Художнику, как пролетарию, нечего терять, кроме своих кистей. Буквально мы не голодаем, и я думаю никогда не будем, у нас есть профессия. Но никакими сверхбогатеями мы тоже не являемся, и пропагандировать их ценности мы по определению не можем.

- А вы где больше востребованы в России или на Западе? Где вас больше покупают?

- Шабуров: Поровну.

- Мизин: Современное искусство - это сфера развлечения прозападных советских элит, и прозападно настроенной интеллигенции, которые сигнализировали: мы разделяем ценности, хотим жить таким же образом, и ценить такое же искусство. Поэтому изначально искусство было экспортным.

Московское современное искусство было не интересно, не понятно у себя дома. То, что делали мы, это всегда была критика этого современного искусства с точки зрения провинциальных обывателей, которыми являемся мы, наши друзья и знакомые.

Из серии "Бригада", 2005 год
Но времена меняются, вдруг у нас в России появилось n-е количество богатых людей, которые начали искусство коллекционировать и покупать. Сейчас организаторы аукционов социалистического реализма, такого уже мертвого искусства, которое всегда в цене, жалуются: соцреализм никто не покупает, всех потянуло коллекционировать современное искусство.

Все хотят вешать у себя какую-то такую билиберду, все ездят на биеннале. А после того, как в Москве открылся "Гараж", и провинциальные деятели к этому стали относится с интересом. В этом отношении в Киеве художникам удобнее жить, потому что здесь таких богатых заказчиков и потребителей десять штук и на них десять художников.

А у нас с Москве таких потребителей тоже десять, а художников сто. То есть быть украинским художником выгодно. Потребители того, что мы делаем, живут на Рублевке, но мы воспитаны в других условиях, для нас важны другие ценности.

- Какие?

- Мизин: Когда делаешь работу, не думаешь, за сколько ее можно будет продать. Нужно сделать хорошую работу, вот в чем ценность. Мода на современное искусство перекинулась на образование, люди идут учиться искусству или архитектуре для того, что бы заработать на этом деньги. У Чуковского была фраза хорошая: работай бескорыстно - за это больше платят.

- Вы себя считаете русскими художниками? Что вообще думаете по поводу идентичности?

- Шабуров: Мы стараемся от этого убежать. Но нам говорят: вы русские художники в шапках ушанках и с бутылкой водки. Хотите видеть это? Мы это вам даем, в доведенном до абсурда виде. Искусство идентичностью не ограничено, хотя самобытность важна.

Раньше было как? Прозападные художники приезжали на Запад, и выяснялось, что там своих до хренища. И тебе не выгодно быть западным художником, художник Кулик ездит в Монголию, нюхом чует, что актуальнее быть восточным художником.

Опора на национальное важна, но деление художников на группы "украинские", "русские", по большому счету, смысла не имеет. И как определять русские или украинские: Кулик, Михайлов, Братков.

Хочешь не хочешь, Советский Союз распался, Украина отдельно, Россия отдельно, все отдельно. Пишут книги "Украина - не Россия", переводят ТВ на украинский.

А иначе все эти образования не жизнеспособны. Мы-то ясно, никакими русскими-украинцами уже не будем, мы по-другому воспитаны, мы советские. Но дети, которые будут воспитаны на мультиках про Мики Мауса на украинском языке, будут чувствовать себя украинцами.

- Да, именно Мики Маус поспособствует становлению украинской идентичности.

- Шабуров: Ничего смешного в этом нет. В России это тоже проблема. У детей из спальных районов комсомола нет, ДНД нет. Они - русские. Но что это такое непонятно. Если ты русский, значит, для начала тебе надо найти не русских. Появляются скинхеды, начинают искать таджиков и убивать. Тут тоже самое - бандеровцы ненавидят русских.

- Давайте поговорим о вашей скандальной популярности.

- Мизин: Почему скандальной? Она заслуженная.

- Верно ли, что художника без скандала ни в одну приличную галерею не берут?

- Шабуров: Чем отличается актуальное искусство от каких-то предшествующих форм? Всякий раз какая-нибудь картина Репина "Бурлаки на Волге" или картина Моне "Завтрак на траве" тоже скандально воспринимались современниками, но всякий раз они привыкали.

Художники ищут такие формы, к которым зритель не адаптирован.

Поэтому, по большому счету, ничего скандального в наших работах нет. Мы что делаем? Чтобы, увидев наши работы, зрители не прошли мимо них, чтобы их цепляла картинка, и после того как зацепило, зритель мог понять другие слои произведения. Это азы профессионализма, а никакой не скандал.

- Ну, с вашими работами, которые были отобраны Третьяковской галереей для выставки в Париже, вышел самый настоящий скандал.

- Мизин: Обычно вовремя сделанная работа, вызывает сильную рефлексию у людей, которые далеки от современного искусства.

- Шабуров: Вот в чем дело, мы все-таки провинциальные выскочки из Новосибирска и Свердловска. Мы привыкли делать такие работы, которые воспринимались бы пионерами и пенсионерами.

[L]Московское искусство герметично и чаще всего никому, кроме самих художников и международных кураторов, не понятно. Наши работы, в большинстве случаев, легко свести к какому-то анекдоту, который каждый воспринимает на каком-то своем уровне. Кто-то считывает только анекдотизм, а кто-то культурные аллюзии.

Когда эту выставку собирались везти в Париж, ее утверждало множество государственных инстанций и большинство произведений были не понятны и не воспринимаемы чиновниками. И только наши работы они смогли заметить и понять.

Бабушку завести в PinchukArtCentre, она посмотрит на "Целующихся милиционеров" и скажет: красиво, целуются, или тьфу, срамота какая, но она, во всяком случае, воспримет. О чем "Целующие милиционеры" понятно даже бабушке.

"Синие Носы" и "Целующиеся милиционеры". Фото Сергей Ильин, PinchukArtCentrе
А каково министру культуры было сказать что-то плохое о какой-то абстрактной работе: "зеленые прямоугольники, пять оранжевых треугольников - это позор для России". Или "Работы Сэм Тэйлор Вуд, эти большие мониторы, на которых ничего не происходит - это позор для Англии!". Глупость была бы, лучше пройти и не говорить ничего.

- Мизин: Бывший министр культуры считал только один уровень. Мы получили письмо от девушки, которая совсем иначе восприняла нашу работу: "да вам надо премию МВД дать за улучшение имиджа милиционеров".

- Шабуров: Что такое порнография? Произведение, у которого одна единственная функция - возбуждать сексуальные чувства. Произведение искусства тоже может вызывать какие-то эротические чувства, но не только. "Целующиеся милиционеры" могут у кого-то вызывать эротические чувства, но помимо этого, там много других слоев.

- А давайте поговорим о другой, не менее скандальной работе, где Ющенко, Тимошенко и Янукович совокупляются.

- Шабуров: Они там не совокупляются. И даже не собираются. Это трепанация черепа постсоветских обывателей, настоящих людей, которые ходят по земле, это существа из глобализированного мира, которые приходят после скучной работы в офисе, садятся перед телевизором и в головах у них то, что там показывают: Гарри Поттер, Путин, Бен Ладен, Ющенко, Тимошенко, Янукович.

- Мизин: Мы когда это поняли, решили снять современную историю глазами обывателя. Как история выглядит: Троцкий родил Ленина, Ленин - Сталина, Сталин убил Ленина, и т.д.

- Вы увлечены политикой?

- Шабуров: Отчасти нет. Отчасти да. Мы художники не политические. Современное искусство обращается к актуальным технологиям и актуальным темам, и, хочешь не хочешь, политика для нас важна, она нас будоражит.

Поэтому политические реалии в наших работах есть, но мы этими работами освобождаемся от каши, которая у нас в голове.

- Мизин: Арт-терапия.

Все фото http://www.guelman.ru/, http://www.art4.ru/, plucer.livejournal.com, http://www.uralncca.ru/news/item/23

Автор -Аксинья Курина

Реклама:

Головне сьогодні