Тест

Раненые в АТО: капеллан "киборгов" Александр Пастух

Капелланы. Как они нужны в нашей армии! Как они нужны были в минуты, когда было непонятно, что ждет впереди, и мало кто понимал, за что ещё цепляться. Нужны были ребятам, которым не хватало моральных сил, когда физические закончились давно...

Сегодняшняя история – о капеллане, которого тоже можно назвать киборгом. Впервые я услышала о нём ещё в январе, когда вместе с братом одно из киборгов с позывным "Клещ" следила за судьбой ребят. Клещ рассказывал по телефону, что их капеллан ранен, кость торчит из головы… Потом я так и не смогла найти его – но вот судьба нас все-таки свела.

Как говорят сами ребята – "Киборги выстояли – не выстоял бетон". Может быть, они выстояли именно из-за того, что было кому помолиться и за них, и с ними?..

Александр Пастух, позывной Назорей, 37 лет.

Пастором он стал в мае, до этого работал в реабилитационном центре для наркозозависимых в Одессе. Когда-то он и сам был одним из таких, наркозависим. Александр очень спокойно рассказывает, что он на этом свете абсолютно один, что двенадцать лет сам страдал от зависимости, исцелился благодаря вере – и сам решил нести слово Божье другим.

Интервью давать не очень любит.

– Почему ты пошёл на войну?

– На войну не собирался, но в августе понял, что я там необходим. Поехал в Киев, в организацию "Батальон боевых капелланов", с собой привёз все необходимые документы, и был допущен к капелланской службе.

– Куда тебя направили?

– Туда, где это было необходимо на тот момент – служил капелланом в Водяном, в окрестностях Донецкого аэропорта, а под Новый год был уже в ДАПе.

(Капеллан Назорей был вместе с двадцатью двумя бойцами, в том числе и на метеорологической вышке. Условия там были очень тяжёлые. Спали в спальниках, на полу, мороз до минус двадцати градусов, еды не хватало. Саша сильно похудел, от переохлаждения у него обострился полиартрит).

– Я был уверен, что Бог будет меня хранить, потому что Он меня туда послал. За все время, когда я находился на вышке, у нас не было ни одного 200-го. Потом уже, когда меня вывозили, командир вместе со мной выезжал, у него была контузия, 4 километра мы были под обстрелом, но ни один снаряд не попал.

– Что ты делал на войне?

– Я делал всё, только не стрелял… Оружие мог держать – только не стрелял. Мне ребята задавали вопрос. Я им сказал, что если на самом деле ваша жизнь будет подвергаться опасности, я возьму оружие – но я знаю, что Бог этого не допустит.

Я понимал, что им это надо, но хотел это от них услышать – и они мне говорили, что с нами Бог. Я подходил, говорил, что можно с нами помолиться. Рассказывал библейские истории.

Когда приехал на вышку, то хотел быть с ребятами, быть полезным – поднести патроны, автомат.

– А задача конкретная на фронте в чем состояла?

– Для духовной, моральной и физической поддержки.

Моей задачей была духовная поддержка, помощь доктору, баррикады усилить, заложить окно. В горячих точках люди, как никогда, открыты и доступны. Эта искренность присуща украинскому народу, моему народу. Я им говорил, что для меня честь быть с ними.

Я себе не позволял стрелять, не потому, что грех, а потому что моя цель там – поддержать духовно. И если бы я начал стрелять, моя роль бы иначе воспринималась. Священник – всё равно, как доктор.

– А как ребята отнеслись к тому, что ты протестант?

– Нормально, мы же все христиане.

– Когда ты получил ранение?

– Мне это останется "на память" о Старом Новом годе. Все случилось 13-го января. С восьми утра нас начали атаковать из танков. Ребята не могли ответить, не было тяжёлой техники. Стрельба была отовсюду. Один из снарядов влетел в бетонную стену, и нас просто привалило. Чоловек восемь нас было.

Я получил осколочные ранения. Ребята тоже. Терял сознание. Возвращали меня в сознание крики ребят: "Рассказывай нам истории, не молчи!" И я рассказывал. Мы все плакали, пока ждали эвакуации.

Вначале на БТРе нас вывезли, а потом "скорой помощью" в Днепропетровск, там оперировали.

* * *

Александр Пастух, позывной Назорей, капеллан киборгов. Перелом костей носа, открытая черепно-мозговая травма, сотрясение мозга, перелом ключицы. Полиартрит.

Вначале, сразу после ранения, он очень хотел вернуться на фронт, но ему нужно поправить здоровье.

Сейчас Саша снова лежит в одной из больниц города Киева. Ему нужна наша с вами помощь.

Номер карточки: 5168 7556 0911 5650 Александр Пастух.

Спасибо Саше за смелость, веру и за души ребят!