Украинское наследие Варшавы

Среди немногочисленных памятников русской и украинской истории в Варшаве особое место занимает православная церковь и кладбище в районе Воля.

Вольский некрополь - первое по времени возникновения, а ныне и единственное православное кладбище на территории Варшавы. Официальное открытие кладбища состоялось в 1841.С тех пор и вплоть до I мировой войны кладбище обслуживало всю варшавскую православную общину. Здесь хоронили как аристократов и высших чиновников, так и бедняков.

В 1915, когда на территории Царства Польского шло немецкое наступление, всё православное духовенство и почти все русские покинули Варшаву. Кладбище осталось без надлежащего ухода.

Дальше - хуже. Начало 1920-тых годов стало временем разрушения памятников "русских захватчиков", а для многих поляков Вольское кладбище входило в их число. Доходило до того, что некоторые националистические организации, например "Общество друзей Воли", прямо призывали снести кладбище.

Во время второй мировой войны кладбище не поверглось серьезным разрушениям, хотя в 1944 в церкви размещались немецкие части и проходили массовые казни гражданских лиц.

В послевоенный период было решено уступить часть территории для погребения католиков. Хотя это и выглядело парадоксальным. Католики стали выкупать места для погребения и тем самым православное кладбище превратилось в кладбище двух вероисповеданий, но по-прежнему под православным управлением.

На кладбище есть и участок погребения украинских солдат и офицеров, которые в 1920 воевали вместе с поляками против советской России за независимую Украину, а также могилы других украинских солдат - тех, что сотрудничали с немцами во время второй мировой войны.

На Вольском кладбище находятся и могилы известных русских литераторов - Михаила Арцыбашева (1878-1927) и Дмитрия Философова (1892-1940).

В 1903 на специально купленном и присоединенном к кладбищу участке земли был воздвигнут храм - Церковь Святого Яна Климака, которая представляет историческую и огромную духовную ценность.

Раннехристианский монах-богослов Ян Климак (Иоанн Лествичник), живший в конце 6 века на горе Синай, почитается как православной и католической церквями. В русской транскрипции название церкви может звучать как СвятоИоанновская.

Церковь была построена на средства митрополита Иеронима Экземплярского желавшего увековечить память своего умершего сына Яна, которого похоронили в крипте под церковью. Со времени смерти Экземплярского крипта стала главным местом погребения православных митрополитов Варшавских.

Сама церковь строилась в 1902-05 годах в стиле ростовских и тверских соборов XVI-XVII веков с греческим крестом по проекту известного украинского архитектора Покровского, который после окончания с отличием Петербургской Академии Художеств, был направлен в Варшаву в качестве епархиального архитектора Варшавско-Холмской епархии.

Всего архитектор Покровский создал свыше 60-ти проектов церквей. В 1907-17 годах Покровский был епархиальным архитектором в Харькове, а после революции преподавал в Харьковском художественном училище и Технологическом институте. Именно под его руководством в 1920 был построен харьковский Дом писателей имени Блакитного.

Но вернемся к варшавской Святоиоанновской церкви.

Помимо работы украинского архитектора Покровского, центральный иконостас и фресковая роспись в церкви создали известный украинский иконописец Александр Мурашко и один из самых выдающихся современных живописцев Польши - Ежи Новосельский.

Церковь на Воле, как все православные церкви, имеет алтарь (престол), притвор, а также делится на верхнюю и нижнюю церковь. Именно в верхней церкви расположен прекрасный резной дубовый иконостас работы Мурашко (1842-1910).

До этой работы Мурашко уже был известен в Варшаве. Кстати, Мурашко - родной брат выдающегося украинского живописца и педагога Николая Мурашко, основателя и бессменного руководителя "Рисовальной школы Н.Мурашко" и отцом классика украинской живописи Александру Мурашко.

Как известно, семья Мурашко родом из Глухова Черниговской губернии (ныне Сумская область). Отец будущих художников, Иван Мурашко, был церковным резчиком.

Недалеко от места своего рождения, в Борзне Черниговской губернии создает Александр Мурашко известнейшую в России иконописную мастерскую. В Киев он, купец второй гильдии, переезжает во второй половине 19 века для участия в больших работах во Владимирском соборе. Там мастерская Мурашко выполнила грунтовку стен и позолотные работы, а также нижние деревянные колонны иконостаса.

В варшавской церкви, в первом ряду иконостаса, созданного Мурашко, согласно православной литургии, находятся иконы Избавителя и Божьей Матери. На боковых дверях расположены иконы с изображением Святого Иоанна и Преподобного Иеронима Стридонского.

На царских вратах - изображение четырех евангелистов, над вратами находится небольшая икона Спаса Нерукотворного. Выше, во втором ряду, полукруглая икона Последней Вечери. Сбоку, с правой стороны, икона Святого Василия Великого и Святой Александры, по левой стороне - Святой Иоанн Златоуст и Святой Иоанн Чудотворец.

В центральном месте верхнего третьего ряда иконостаса размещена икона Святой Троицы, а по ее бокам - округлые иконы апостола Павла и апостола Петра. Над иконостасом находится фрагмент текста Символа Веры: "Чаю воскресения мертвых" ("С надеждой чаю воскресения мертвых и жизни будущего века").

Нижняя часть церкви вначале была задумана как мавзолей основателя собора - Архиепископа Иеронима. Но позже здесь также начались богослужения .

В 1960-70-тые годы интереснейшие росписи-фрески на стенах нижней части церкви создал Ежи Новосельский, один из крупнейших польских художников ХХ века - живописец и иконописец, по происхождению русин-лемок и приверженец православия.

Фрески Новосельского по праву считаются шедевром современного иконографического искусства и вдохновляют не только прихожан, но и светских посетителей своим благостным спокойным видом. Они являют собой уникальный образец реализации интерьера в восточно-христианском, православном стиле.

Ежи Новосельский всю свою жизнь увлекался русской и украинской иконой. О себе он писал:"...я, польский живописец, но духовно родился в Почаевской Лавре...".

Еще будучи студентом Краковской Академии изобразительных искусств Новосельский состоял в окружении выдающегося польского художника и театрального деятеля Тадеуша Кантора. Много лет профессор Новосельский преподавал в Академии искусств, передавая своим ученикам свои опыт и талант.

В своем искусстве он очень разнопланов - и лирические портреты, и эротические изображения женщин, пейзажи украинских местечек и высоконравственные портреты святых, церковные росписи, и ...абстрактные геометрические композиции.

Кроме Святоиоанновской церкви Новосельский расписал православные церкви в Белостоке, Еленей-Гуре, костел Святого Креста в Варшаве... Его работы хранятся во многих музеях и в частных собраниях Польши и всего мира.

Мы впервые публикуем фотографии иконостаса Мурашко из варшавской Святоиоанновской церкви, а также фрески Новосельского, в том числе его новаторскую большеформатную икону Божьей Матери, созданную в стиле "новой иконы".

Рядом с церковью находится памятник на могиле известного православного богослова Георгия Клингера(1918-1976), который был выдающимся русско-польским православным богословом, выпускником Свято-Сергиевского института в Париже, проректором Христианской богословской академии в Варшаве, и настоятелем прихода церкви святого Иоанна Климака. Он воздвигнут в форме маленькой часовенки над скромной гранитной плитой, внутреннюю сторону которой украшает фреска Ежи Новосельского.

Артур Рудзицкий, Киев-Варшава-Киев, для УП

Приношу искреннюю благодарность за помощь в работе Ольге Друг (Киев) и пани.Марии Плахете (Собор Св.Яна Климака, Варшава).

Все фото автора

Реклама:

Головне сьогодні