Украинский "оскароносец" Анатолий Кокуш: "Нас предупредили - Америку штурмом не взять"

562
26 лютого 2008

краинская правда - Жизнь" начинает серию историй о людях, которые благодаря своему труду, настойчивости и желанию достигли успеха в любимом деле. 24 февраля Американская киноакадемия объявила очередных победителей самой известной в мире кинопремии "Оскар".

По этому случаю первым героем нового проекта стал основатель украинской компании "Фильмотехник" Анатолий Кокуш, который два года назад впервые в истории Украины стал обладателем сразу двух "Оскаров".

Эта победа значима еще и потому, что "технических" "Оскаров", которые присуждались в 2006 году за научные и инженерские разработки в области кинематографа,  было всего шесть.

Первый "Оскар" получил лично Кокуш - за создание и разработку серии съемочных кранов "Каскад".

Второй был присужден Анатолию Кокушу, Юрию Поповскому и Алексею Золотареву - за разработку гиростабилизированного операторского крана "Авторобот", известного в Голливуде как "Russian Arm",  и летающей панорамной головки "Flight Head".

История двукратного "оскароносца" началась в Ленинградском институте киноинженеров. Уже тогда он стремился сделать съемочный процесс совершеннее, и самое главное - "оторвать кинокамеру от глаза оператора, чтобы она летала".

После окончания института Анатолий Кокуш  родившийся в Керчи, был определен конструктором в научную лабораторию Киевской киностудии им. Довженко. По его рассказу, сначала приходилось выполнять работу преимущественно по хозяйству, однако постепенно он начал предлагать свои разработки.

Впрочем, свои устройства, по словам Кокуша, он создавал "в полуподполье, потому что сама киностудия этому препятствовала".

Когда началась перестройка, конструктор понял, что работает со связанными руками. К тому же ему надоело работать скрытно, а потому решил создать фирму. Сначала это был кооператив, а уже через несколько лет - в 1990 году - родился нынешний "Фильмотехник".

"Я вкладывал все, что у меня было, все заработки, чтобы продвинуть свое дело. Я предложил всем людям, кто работал со мной в кооперативе и научной лаборатории перейти в фирму и 90% - а это 25 человек - пошли со мной. Сейчас их 70", - рассказывает Анатолий.

В его коллективе собраны специалисты из разных областей, в том числе из оборонной промышленности. По словам Кокуша, это подтверждает успех компании, у него "не то, что уникальные специалисты в Украине, а в Европе и мире".

"Когда ко мне приезжают иностранные делегации и видят, что делают мои люди, они просто удивляются и говорят: "Вы не представляете, сколько им надо было бы платить, если бы они работали на Западе". Впрочем, мы работаем по меркам Украины, а не Запада, иначе бы мы не выжили", - рассказывает Кокуш.

С самого начала Анатолий Кокуш решил начинать дело самостоятельно: "Были варианты создать фирму с кем-то, но я видел, как распадаются предприятия, созданные двумя-тремя партнерами. Потому что у каждого свои интересы, и когда приходит время делить деньги - начинается дележ этого предприятия... Я решил, что буду сам".

Однако Анатолию не удалось избежать неприятных расставаний: "Люди работают-работают, а потом предают тебя, уходят к конкурентам, унося технологии. Но Бог с ними, я уже к этому привык. Людей, к сожалению, перекупают, и никуда от этого не денешься".

"Я наблюдаю за людьми, которые нас предали и вижу, как распадаются их фирмы, судятся и дерутся друг с другом, - видно существует все-таки высшая справедливость. Правда, есть люди честные, которые говорят, что хотят заниматься своим бизнесом - они работают в параллельных областях  и наши интересы не пересекаются", - говорит Анатолий.

Дотянуться до "Оскара" Кокушу помог "Авторобот", за которым увязалось название "Русская рука": "Все что отсюда, для американцев было русским. Бывало, звонят, просят "Русскую руку", мы им объясняем, что это "Авторобот", а они - нет, меня просили заказать именно "Русскую руку".

"Нам пришлось оставить это название. Даже когда оформляли документы на соискание "Оскара", спрашивали, можно ли изменить название на "Авторобот", на что нам сказали - оставьте так, как есть, иначе вас не поймут, и можете вообще остаться ни с чем", - говорит Анатолий.

Сейчас же, по словам конструктора, на "Фильмотехнике" разрабатывается новое устройство, в названии которого попытаются обыграть слова "crane" и "Ukraine", как это сделала ведущая на церемонии вручения премии "Оскар", отметив созвучность этих слов.

Кокуш пробивался сам. По его мнению, "любой человек, если хочет чего-то достичь, все должен пройти самостоятельно". Ему мешали, в основном люди, которые называли его разработки пустой тратой времени. Однако был человек, директор киностудии им. Довженко Николай Мащенко, который во время перестройки помог молодому конструктору  первому отделиться от студии и создать свое предприятие.

Анатолий Кокуш уверен, что в свой бизнес "надо вкладывать 90%, а то и 99% денег, которые ты зарабатываешь". "К сожалению, кто-то считает, что сначала надо все раздерибанить, а вкладывать в дело - в последнюю очередь. Или, например, очень многие бизнесмены считают, что в первую очередь надо начинать с себя - дом построить, свою семью обеспечить".

"У меня это все было в последнюю очередь. Когда фирма уже встала на ноги, только тогда все появилось. Я даже кабинет сделал себе в последнюю очередь. А сначала я создал всем остальным нормальные рабочие условия", - говорит конструктор.

Съемки фильма Федора Бондарчука "9 рота"

Визитной карточкой "Фильмотехника" стала картина "Титаник" Джеймса Кэмерона. Оборудование Анатолия Кокуша заметили накануне съемок на выставке в Лос-Анджелесе. Однако участие в таком проекте не стало моментальным прорывом на рынок Голливуда.

"Когда мы приехали, привезли в Штаты оборудование, нам сказали: "Америку штурмом взять нельзя, ее можно взять только осадой". Что бы вы сюда не привезли, хоть космический корабль, который летит до Луны за один час, вы будете его внедрять здесь пять лет", - рассказывает Кокуш.

"Пять лет должно пройти, пока люди поймут кто вы такие. К вам будут присматриваться, говорить, что вы лучшие, но никто не возьмет оборудование. Возможно, возьмет один, расскажет другому и потом пойдет", - говорит он.

Мечты у меня были в детстве. С годами все как-то притупляется. Да и то, что когда-то было мечтами, сегодня уже норма жизни. А вообще, мечтаю создать такое оборудование, о котором сейчас никто и подумать не может и внедрить его на съемочных площадках Украины, Европы и Голливуда.

Счастье – я как-то вывел для себя формулу - это удовлетворение своих потребностей. Меня даже критиковали за эту формулу, но! У кого-то потребность копить деньги, он их копит и счастлив, у кого-то потребность их раздавать – и он тоже счастлив. У меня же потребность создавать новое, чтобы оно было востребовано и чтобы коллектив был доволен. Эта потребность и ее реализация и есть счастье.

На выставках Анатолий Кокуш предпочитает представлять принципиально новые вещи: "Иногда приходится пропускать выставку, потому что сделал модернизацию, но не достиг нового уровня или не выставляешь нового устройства".

"Никогда не выставляю одно и то же - это для меня мой престиж.  Хотя многие партнеры на западе выставляют одно и то же десятый год, при этом говорят: "Надо быть на виду. Ты зря не выставляешь то, что у тебя есть - о тебе должны помнить". А я говорю: "Обо мне и так многие знают, а на выставку я приезжаю, когда у меня есть принципиально новое устройство".

"Поэтому приятно, когда выставляешься, и к тебе подходят со словами: "О, Анатолий, мы как знали - если ты появился, значит - появилась новинка, которую с тебя будут копировать".

На одной из выставок в Лос-Анджелесе, где ежегодно выставляется "Фильмотехник", к представителям компании подошли члены технического совета Американской киноакадемии, которые сказали, что давно наблюдают за компанией, и предложили подать документы на соискание технического "Оскара".

На съемках фильма "Остров"

Сейчас Кокуш подтверждает, что слава о его технике распространяется не столько через выставки, которые стали для него определенным элементом самоутверждения, а из уст в уста. 

"Мир тесен. Операторы прекрасно знают, что такое "Фильмотехник". Бывает, их приглашают снимать рекламу в Москву или Киев, а они выставляют условие, что хотят видеть на площадке нашу технику", - говорит Кокуш.

Анатолию нравится работать на крупнобюджетных картинах: "Нам очень приятно, что мы работаем на таких проектах, это важно - добиться вершин там, где работают известные профессионалы, и с помощью именно таких проектов мы завоевали имя".

Оборудование "Фильмотехника" использовалось в таких фильмах, как: "Титаник", "Форсаж", "Такси", "12 друзей Оушэна", "Мистер и Миссис Смит", "Чарли и шоколадная фабрика", "Война миров", "Миссия невыполнима 3", "Код да Винчи", "Люди Икс 3", "Гарри Поттер 5", "Трансформеры" и во многих других.

"Оно на устах, все спрашивают, как снят тот или иной кадр, какое оборудование работало, и когда звучит "Фильмотехник", это очень приятно. Кроме того, нам шлют хорошие отзывы. Например, последний оператор написал: "Я неимоверно счастлив, что мог работать с вашим оборудованием" - одна строчка, но было очень приятно".

По словам Кокуша, для него не было самоцелью получить "Оскар": "Я даже не знал, что есть такая номинация, как технический "Оскар"... Я просто хотел,  чтобы оборудование, которое я делаю, получило известность и спрос на западе".

Престижная во всем мире премия "Оскар", похоже, ничего не стоит в Украине. Еще два года назад Кокуш искал землю для своей компании. На студии им. Довженко "Фильмотехник" занимает один этаж, а сама студия создает удручающее впечатление, особенно на иностранцев.

"Я не нашел землю и не занимаюсь ее поиском. Сегодня для этого нужно отвлечь слишком большой капитал, чего я сделать не могу. Это надо было сделать раньше. Я надеялся, что мои награды чем-то помогут. Однако все обещания на любых уровнях ни к чему не привели".

"Сейчас, ни к кому не хожу, ничего не прошу - понял, что это все бесполезно. Леше Золотареву, который живет в Торонто и вместе со мной получал "Оскар", когда он приехал в Канаду, сразу предложили грант - у них там много льгот, потому что это престиж для страны. Здесь же такого нет, и никого это не интересует. Все приходится пробивать с очень большим трудом".

"Фильмотехник" работает преимущественно на Западе, через уже существующие компании - "у них схвачен рынок" - объясняет Кокуш. Говорит, что такие компании  сами выходят на "Фильмотехник" и предлагают представлять его оборудование у себя в стране.

Несмотря на то, что "Фильмотехник" обучает специалистов западных компаний-партнеров работе со своим оборудованием, Анатолий сам часто находится в командировках, выезжая на съемочные площадки. Свою семью иногда берет с собой:

"Стараюсь ездить везде, где можно с семьей. Старший сын у меня помощник, но есть еще двухлетняя дочь Ксюша, которая очень любит путешествовать с папой ".

Со съемок фильма "12 друзей Оушэна"

При помощи оборудования Кокуша снимается реклама для автомобилей марок Chevrolet, Porshe, Toyota, Mercedes, Honda, BMW, Volkswagen и множества других. Сам Анатолий Кокуш водит BMW X5. "Считаю, что и кабинет,  и машина  должны соответствовать уровню фирмы и руководителя, потому что на западе, да и у нас тоже, по этим внешним признакам могут судить о твоем уровне ".

"Бывает, людей в аэропорт отвозишь, в ресторан заедешь - надо иметь хорошую машину, хотя не все это понимают. Для меня же главное, чтобы машина была надежной, не ломалась. Я в свое время наездился на старых автомобилях, и опаздывал на встречи, они ломались, чего только не происходило. Поэтому я понял, что старый автомобиль может разрушить мой бизнес".

Кокуш согласен, что для бизнеса важен не только автомобиль. Об этом он когда-то и сказал своему сыну: "Денис, есть отправные вещи, с которых надо начинать бизнес. Ты должен идеально знать компьютер, ты должен знать языки, должен водить машину. Без этого начинать бизнес невозможно".

"Когда я приехал в Штаты, мне говорили, что для начала своего бизнеса нужна маленькая комната, телефон, компьютер, факс и машина. Если начинаешь бизнес без этого, значит, ты уже заведомо остался позади".

Немаловажным является и подбор сотрудников. Их Кокуш выбирает по психологической совместимости, а потом проверяет как специалистов. Зачастую руководствуется рекомендациями.

Самым важным качеством в сотрудниках Анатолий считает порядочность: "Это  первый показатель, по которому я отбираю людей. Второе, это уровень специалиста - я отбираю уникальных специалистов".

"Бывают люди, которые приходят после института, бросают на стол красный диплом. Мы ему даем элементарную схему, а он начинает плавать в ней. Мы понимаем, что этот человек нам не подходит, потому что он не прошел школу радиолюбительства. А бывают люди без образования, но они разбираются лучше, чем некоторые наши специалисты. И мы ищем такие самородки".

"Перспективу человек создает себе сам, чем на большее он способен - тем выше уровень займет на фирме. Все зависит от того, что он на себя возьмет. Есть люди, которые пришли обычным механиком, а сегодня он сел за компьютер, работает конструктором, доводит свои устройства до конца, на съемочную площадку выезжает, знает язык, знает компьютер, водит машину - такой человек незаменим

В бизнесе Кокуш привык к западному варианту - "Если дал слово, это серьезнее чем бумага". "Ведь все дела в основном происходят на пати, банкетах, где единственная бумага - это салфетки. Люди записывают на них телефон или основные принципы будущего сотрудничества, и на следующий день без контракта могут перечислять деньги. Потому репутация человека важнее всего. Свое слово надо держать".

powered by lun.ua