United colors of феминизм

20
28 вересня 2009

На написание этой статьи меня вдохновила колонка Анны Гошко.

Поправьте меня, если я ошибаюсь, но, кажется, Толстой сказал, что все мысли, которые имеют огромные последствия, - всегда просты. Что может быть проще неприятия дискриминации? По любому признаку: половому, расовому, религиозному.

Я не люблю обобщений, но говорить о большой теме, не допуская обобщений, практически невозможно.

А говорить я буду о сексизме и о феминизме. Первого в украинской жизни предостаточно, зато второго практически нет.

Мой путь в феминизм начался болезненно. Постсоветская Украина представляла собой очень своеобразный коктейль из патриархального разделения полов с элементами советского равенства с уклоном в избирательный матриархат.

Непревзойдённым примером этой гремучей смеси я считаю своё первое рабочее интервью. Допрашивала меня, что примечательно, женщина, начальник отдела кадров одного из киевских заводов. "Тыкать" начала с порога:

- Значит, выпускаешься через пару месяцев...22 года...незамужем...хм...а вот выйдешь замуж, родишь и мы тебе должны будем декретные платить?

- А-а-а-а...теоретически, конечно...такое возможно...

- А как у тебя с дисциплиной? Лаборатория требует порядка. Ты, как девочка (!), наверное, более аккуратна, чем мальчики, думаю с этим у тебя проблем не должно быть...

Я (пытаясь восстановить справедливость и паникуя): - А-а-а-а...ну...смотря какие мальчики...

- А что если дальше образовываться захочешь? Мы в тебя вложимся (при этом я представила себя акцией ОАО), а ты решишь уйти?!

Парализованная маразмом происходящего, я была даже не в силах промычать на последний вопрос своё спасительное "а-а-а-а...". Вылетела я из кабинета кошмарной тётки с пылающими щеками и дрожащими руками, сожалея, что у меня нет коня и шашки наперевес.

Назвав свою оскорблённую гордость и покрытое синяками самоуважение феминистским началом, я вынесла его на тропу жизненного опыта.

Отношения полов в украинском обществе я бы описала тремя синдромами, сменяющими друг друга в зависимости от времени года и стадии личностных отношений.

Первый - синдром Родины-Матери. Проявляется он, как нетрудно догадаться, на восьмое марта и на короткое время после рождения первенца.

Сопровождается этот синдром топорными заигрываниями типа "женщина всегда права" или исторически неподтверждённым "если бы женщины правили миром, то было бы меньше войн".

Глупости эти повторяются нашими мужчинами в таких неумеренных дозах, что даже самые скептичные из нас начинают поддаваться их сомнительному шарму.

Второй - синдром Маньки Аблигации. Проявляется он как в рабочей, так и в домашней обстановке. Именно "Маньки" и разгуливают по украинским улицам, вываливаясь из открытых топов и едва прикрывающих печень тугих юбок.

В офисах они пытаются соблюдать одёжные приличия, но ровно настолько, чтобы не быть обвинённой в непристойном поведении. "Маньку" не беспокоит, что её коллега-мужчина, обсуждая деловые вопросы, фокусируется на тридцать сантиметров к югу от её ушей.

Более того, она успешно манипулирует этим профессиональным нонсенсом.

Третий - это синдром Бесприданницы. Самый сложный из трёх и требующий периодического вливания "Маньки". Этот синдром больше всего льстит мужчинам и беспощадно эксплуатируется женщинами.

"Бесприданницу" хочется спасти из огня, закутать в пуховое одеяло и кормить фруктами и шоколадом.

Украинские мужчины считают феминизм синонимом эгоизма, ну, или, в крайнем случае, ставят в один ряд с девичьим гормональным безумием. Украинки же всё ещё считают женщину с сигаретой символом прорыва к равенству и не особенно стремятся бороться за свои права.

Они довольствуются малым и обладают удивительными способностями великолепно выглядеть практически в любой ситуации. Они знают, как одновременно управляться с карьерой, детьми и хозяйством и при этом у них остаётся достаточно энергии на уход за собой, книги и театры.

Они мирятся с инфантильной несостоятельностью мужа (друга) и наглостью начальника и при этом умудряются высоко нести голову. Им не нравится, что их усилия дома принимают, как должное и впадают в уныние, когда их не принимают всерьёз на работе.

Они спешат выйти замуж, потому что, как объяснили им их мамы, после двадцати пяти уже могут не взять. Они всё ещё живут в обществе, где большинство (включая женщин) уверены, что место женщины дома. Они не перестают стремиться к недостижимым глянцевым стандартам...

А что же западные женщины? Неужели вековые игры в "поддавки" вышли из их обихода?

Нет, конечно. Женщины и мужчины манипулируют друг другом со времён втянутого в яблочную авантюру Адама, безотносительно к географии. Вопрос только в том, до какой степени.

Когда я переехала в Штаты, быстро и с удовольствием отвыкла от оценивающих взглядов проходящих мужчин. На рабочих интервью ни одна душа даже не подумает спросить тебя о твоём семейном положении и планах на будущее.

В объявлениях о вакансиях не указан ни пол, ни возраст. А восприятие женщины мужчиной... Тут отличным примером может послужить ответ моего хорошего друга Джастина на мой вопрос, не беспокоит ли его, что его жена Джули не любит и не умеет готовить.

Джастин удивлённо повёл бровями, усмехнулся и изрек: "Она также не любит синий цвет и не читала Фицджеральда. Какое это имеет отношение к браку?".

Так что же, я нашла "Землю Обетованную"?

Не так быстро! Да, мужчины тут в большинстве научились принимать женщин такими, какие они есть. Да, они не страдают, если жена больше зарабатывает, могут взять декретный отпуск или стать домохозяином. И в этом, конечно, заслуга "освобождённых женщин".

Но чем дольше я тут живу, тем отчётливее понимаю, что феминистское движение останавливаться на достигнутом не намерено.

Если в Украине я была на передовой феминизма, соответственно моим взглядам, мироощущению, то тут я обнаружила себя на консервативном крыле феминистической шкалы.

То, что брачное законодательство делает с мужчинами, иначе как законом джунглей назвать нельзя. При разводе женщина имеет возможность ободрать своего бывшего мужа до нитки и на долгие годы посадить его на хлеб и воду.

Детей отцу не дают, разве что если мать неизлечимая алкоголичка или наркоманка. Мужчина не только до совершеннолетия оплачивает содержание детей, но и может влететь с содержанием для бывшей жены. Женщины покупают на эти алименты новые машины и дома, а их бывшим едва хватает на бензин, чтобы доехать до работы, зная, что большая часть зарплаты уйдёт экс-супруге.

Эти драконовские законы распространяются и на гражданские браки, и на "последствия" романтических отношений.

Американки умудрились сделать женское движение синонимом мужененавистничества и мстят своим несчастным мужчинам за десятилетия чистки кастрюль, жёстких накрахмаленных лифчиков и родов без анестезии.

Они независимы и знают себе цену. Они плевать хотели на то, что от них ждёт общество и считают, что до тридцати лет глупо задумываться о браке. В повседневной жизни они одеты просто и комфортно и считают каблуки на территории студенческого кампуса признаком крайней эксцентричности.

Косметикой они пренебрегают. Они свободно говорят о менопаузе и шутят над своим лишним весом. Они способны говорить о своей диете с малознакомым человеком и при этом указать, в каком месте жировые складки доставляют им больше всего моральных страданий.

Они амбициозны и часто способны предпочесть карьеру мужчине, даже если все инстинкты им подсказывают, что этот мужчина - тот самый, единственный. Они знают, как управляться с детьми, работой и хозяйством, но если мужчина начнёт корчить из себя султана, то они потащат его к семейному психологу.

В университетах будущим священникам преподают теологию феминизма и пастор-женщина уже не новость. Американки не перестают стремиться к недостижимым глянцевым стандартам...

Так что же такое феминизм?

Я отвечу словами американской феминистки и психолога Илейн Хефнер: "Женщины не должны жертвовать материнством, чтобы остаться личностью. Они не должны жертвовать своей личностью ради материнства. Освобождение подразумевало, что у женщины появится больше возможностей, а не то, что эти возможности станут ограниченными".

 

Автор - Анна Величко

powered by lun.ua