Украинская школа нуждается в серьезной мотивации

3
8 вересня 2009

К примеру, недавно, в рамках борьбы с коррупцией, при поступлении в вузы было введено внешнее независимое тестирование. На первый взгляд, неплохой шаг. Но, как оказалось, имеющий обратную, нехорошую сторону. 

Теперь школьники  выпускных классов, определившись  куда они будут поступать, отдают должное внимание, только тем предметам, по которым они собираются сдавать  тесты, совершенно пренебрегая всеми  остальными дисциплинами, входящими в общую программу. 

Таким образом, школу заканчивают фактически неполноценно образованные выпускники. 

Почему бы не внедрить такой механизм стимулирования учеников, средний бал по аттестату, который исполнял бы роль корригирующего коэффициента результатов независимого тестирования. Это мотивировало бы детей уделять равное внимание всем предметам, входящим в школьную программу. 

Когда-то мы, выпускаясь из средней школы, сдавали 7 или 8 экзаменов. Готовились к ним, и в процессе подготовки восстанавливали в памяти весь комплекс знаний, который получили на протяжении школьных лет. Таким образом, закончившая школу молодежь была хорошо подготовлена по всем предметам. 

Современной высшей школе необходимо полноценное, комплексное внедрение Болонской образовательной системы. В Украине, увы, она внедрена лишь фрагментарно. Отсюда и проблемы. 

И это отражается на качестве подготовки студентов. Увы, сегодняшние студенты совершенно не мотивированны в выборе своего образования с точки зрения дальнейшего трудоустройства. 

Говорят, что  нынешняя молодежь значительно прагматичнее и практичнее нас, молодежи конца 80-тых годов прошлого века.  Но это не так. 

Я отлично помню, как мы готовились к поступлению  в вузы, выбирая будущую специальность, планировали, узнавали, какую зарплату получает тот или иной специалист, в какой отрасли можно будет применить свои силы и знания. 

Кто-то намеренно шел в техникум, получая средне специальное образование, кто-то выбирал рабочую специальность, если ему была по душе такая специальность, равно как и уровень заработной платы. 

Помню, когда  ваш покорный слуга готовился поступать в пединститут, я примерно представлял себе, какая заработная плата у преподавателя физики и математики, какую надбавку он получает за классное руководство, за проверку тетрадей, за дополнительную нагрузку. Мы очень прагматично подходили к выбору будущей специальности. 

К сожалению, большинство нынешних студентов - это потенциальные безработные. Помимо отсутствия мотивации внутри самой профессии, в настоящее время четко прослеживается и невысокий уровень профессиональности в преподавании тех предметов, которые крайне необходимы. 

Сегодня большинство выпускников стремятся стать юристами или экономистами. А государство, главная задача которого регулировать посредством формирования ежегодного госзаказа набор на те или иные специальности, этого не делает. 

Фактически это  означает, что армия дипломированных  юристов и экономистов оказывается  на улице. А их уровень квалификации, мягко говоря, низкий. 

Еще большие  проблемы в средне специальном и профессионально-техническом образовании. А недавно очередным постановлением Кабмина было сокращено количество ПТУ! 

Кто же будет работать на заводах и фабриках? Юристы и экономисты не станут к станку! Мы своими руками уничтожаем тот образовательный сегмент, который занимается профессиональной подготовкой рабочих рук для производства валового внутреннего продукта! 

Без этих людей  мы не восстановим нашу экономику. 

Сегодня грамотные  кадры, занятые в таких важных отраслях как металлургия, высокотехничная  промышленность, машиностроение - это люди, которым хорошо за 40, а то и 50 лет. И заменить их некем. Нужно не сокращать, а восстанавливать систему профессионально-технического образования. 

Предстоит колоссальная работа по восстановлению всей системы  образования, начиная с детского сада и заканчивая высшими учебными заведениями. Причем уже сейчас к организации технического образования необходимо привлекать частных инвесторов, занятых в крупной промышленности. 

Именно большой  бизнес, наряду с государством, должен быть заинтересован в такой работе. Предстоит и большая работа по воссозданию мотивации учебы как таковой. Это длительный и тяжелый процесс. Но если уже сейчас мы не начнем делать первые шаги на этом пути, на улице окажется каждый второй выпускник вуза.

Александр Малин, член наблюдательного совета Южноукраинского национального педагогического университета, начальник специализированной Государственной налоговой инспекции по работе с крупными плательщиками налогов Одессы, для УП

powered by lun.ua