Украинской системе здравоохранения нужно 56 миллиардов в год

12
4 березня 2010

Сегодня Украина, по показателю соотношения количества врачей и населения, не уступает развитым европейским государствам. По статистике Всемирной организации здравоохранения, на 10 тысяч населения в Украине приходится 31 врач (в Европе эта цифра в среднем составляет - 32, а в мире - 11), 85 работников сестринского и акушерского персонала (соответственно 79/29) и 4 стоматолога (5/2).

Однако, к сожалению, количество не всегда означает качество.

По показателю расходов на здоровье каждого своего жителя Украина находится на 111 месте среди 191 страны мира и, несмотря на то, что, по данным ВОЗ, Украина тратит на финансирование медицины около 5-6% ВВП, этих денег на практике не хватает.

Хотя, и по этому показателю наша страна далеко не последняя в мире. В разных странах расходы на здравоохранение составляют примерно 9% ВВП, при максимальном уровне более 12% в Американском регионе (2636 долларов США на человека) и минимальном 3,4% в регионе Юго-Восточной Азии (31 доллар).

Сегодня по самым скромным оценкам для нормального функционирования украинской системы здравоохранения нужно не менее 56 миллиардов гривен в год. Существующие ресурсы обеспечивают отрасль лишь на 60% от потребности.

Возникает дефицит более 22 миллиардов, который вынуждены покрывать пациенты, и зачастую на нелегальной основе. По информации международных экспертов, в Украине лишь 48% расходов на здравоохранение покрывает государство - остальные 52% - граждане.

Для того чтобы подтянуться по рейтингу и обеспечить необходимую медицинскую помощь на всех уровнях, необходимо, как минимум, 150 долларов в год на человека, то есть в 7,5 раза больше, чем мы имеем сегодня.

Особенно сложное положение медицины в глубинке, так как местные поликлиники не имеют элементарного оборудования для диагностики, не говоря уже о лекарствах.

Больных посылают в переполненные районные и областные поликлиники, где врачи, уже не стесняясь, называют соответствующие суммы за прием, ибо официальная врачебная зарплата, как и вся отрасль, заставляет желать лучшего.

Большие надежды, как медики, так и граждане, возлагают на страховую медицину. Ибо сегодня от конституционного права граждан Украины на бесплатную медицину осталась разве что сама идея.

В США, Канаде и странах Западной Европы система медицинского страхования начала развиваться еще полвека тому. В отличие от государственной, ее финансирование осуществляется на трехсторонней основе: за счет бюджетных поступлений, взносов работодателей и самих работников.

При этом люди с низким уровнем доходов и социально незащищенные категории населения страховых взносов НЕ платят. Один из основных принципов системы медстрахования - социальная солидарность: здоровый платит за больного, молодой - за старика, богатый - за бедного.

В США еще с 1965 года действуют частное медицинское страхование и программы "Medicare" и "Мadicaid". Медицинская программа "Madicaid" дает право на льготную медицинскую помощь тем, чьи доходы ниже официальной "черты бедности".

Эта программа финансируется как за счет госбюджета США, так и за счет бюджетов отдельных штатов, причем государство доплачивает штатам от 50 до 83% их расходов на эту программу.

"Medicare" - национальная программа обязательного социального страхования пожилых людей и инвалидов. Эта программа - крупнейшая в США, она охватывает почти 13% населения, практически всех пожилых людей старше 65 лет.

Программа финансируется из налога на заработную плату и за счет госбюджета. В целом финансирование здравоохранения в США осуществляется за счет федеральных и региональных налогов, страховых взносов и личных проплат граждан.

То есть, принцип системы здравоохранения в США заключается в том, что, кто может платить - делает это на легальной, прозрачной основе, а у кого нет средств для этого - о том заботится государство.

Не так давно систему медицинского страхования начала апробировать Россия. И хотя их реформу здравоохранения эксперты не берутся называть успешной, поскольку при ее реализации возникла некая путаница с Фондами, Россия объективно по всем статистическим данным уже сегодня находится на порядок выше Украины.

Система здравоохранения Нидерландов, вследствие реформ, проведенных два года тому, сделала рывок, позволивший вывести медицинские услуги на качественно новый уровень, которого, пожалуй, нет нигде в мире.

Суть реформы заключалась в минимизации роли государства в отрасли, путем ликвидации государственного страхования и поручения этой миссии исключительно частным компаниям. То есть, государство, так сказать, "заставило" всех граждан покупать страховые полисы у частных компаний, и вследствие этого шага цены и общие расходы на здравоохранение стали уменьшаться, а выбор и доступность услуг - расти.

Конечно, даже для многих стран ЕС такой шаг пока немыслимый, и даже в Конгрессе США ведутся дебаты о судьбе государственных и частных компаний, предоставляющих страховые услуги населению. Тем не менее, он свидетельствует о том, что только в том случае, когда больницы и поликлиники начнут конкурировать между собой и бороться за пациента - улучшится качество медицинских услуг.

Нужно признать, что на страховом рынке Украины сегодня уже представлено немало компаний, предлагающих различные программы добровольного медицинского страхования. Самый распространенный их продукт - выплата средств по страховому случаю непосредственно лечебному учреждению, с которым компания заключила договор.

То есть, в момент болезни как застрахованный, так и его родственники не должны волноваться относительно того, где взять деньги на лекарства, где найти врача и как вручить ему вознаграждение - об этом заботится страховая компания.

Некоторые фирмы, чтобы совсем упростить задачу, создают для своих клиентов диспетчерские центры, от работы которых зависит своевременный вызов "скорой", организация консультаций и даже госпитализация.

Но, успешный тандем медицинских учреждений и страховых компаний выходит лишь с частными клиниками. Как констатируют страховщики, и это может подтвердить любой, кто посещал государственное медицинское учреждение, вдохновения в глазах врачей и медсестер, которые видят застрахованного пациента, явно не наблюдается.

Так как страховая компания выплачивает деньги больнице, и на вознаграждении персонала госбольницы эти выплаты практически никак не сказываются. То есть, при действующей сегодня системе медицинского страхования, выигрывают лишь чиновники и главные врачи госмедучреждений.

Для улучшения уровня медицинских услуг и уровня вознаграждения медперсонала, принятия одного лишь закона о медстраховании будет не достаточно. Отрасль нужно реформировать комплексно.

Одним из первых шагов должен стать пересмотр самого принципа финансирования медицины. Даже если сегодня за счет введения обязательного страхования привлечь в отрасль дополнительные средства, существует угроза того, что они просто не дойдут ни до врача районной поликлиники, ни тем более до пациента.

Необходимо подходить к этому вопросу комплексно, учитывая то, что просто запустить чужую модель реформы невозможно. Да, безусловно, нужно обратить внимание на опыт наших соседей, и на опыт государств-членов ЕС, но при этом выработать собственную поэтапную "дорожную карту" развития отрасли.

Для Украины, приемлемым вариантом было бы разделить систему здравоохранения на три сферы: на так называемую, "муниципальную медицину", которая бы обслуживала работников бюджетной сферы, пенсионеров, малообеспеченных граждан, так как за нее им не нужно было бы платить самим.

На "университетские клиники", которые бы на 50% финансировались государством, а на 50% ВУЗами; и на "страховую", где б граждане самостоятельно, путем приобретения страховых полисов оплачивали свое медицинское обслуживание, и при этом эти деньги не уходили бы в тень, как это происходит сейчас.

Для выработки оптимальных решений необходимо применить комплексный подход, учитывая все "за" и "против", но самое главное для разрешения проблем - это перестать откладывать их решение "на потом".

Владимир Вечерко, член-корреспондент Академии медицинских наук Украины, для УП



powered by lun.ua