Керамика: возможность бренда Украины

При разумной поддержке госчиновников и политиков, конечно. Стоит сказать, что политики заходят в эту область в качестве гостей, недолго топчутся на пороге, настороженно наблюдают за мастерами, и уходят восвояси в свои политические дебри - что им взять с людей, ковыряющихся в глине?

Налицо полное непонимание того, что культурные явления могут дать Украине гораздо больше, чем это можно представить. Вот, на мой взгляд, один очень яркий пример.

Третий Всеукраинский Симпозиум художественной керамики "Украина Соборная" в Славянске. Звучит внушительно, но это то же самое, что пленэры у художников: мастера собираются в одном месте и в течение двух-трех недель творят на заданную тему, а потом их работы оценивает жюри.

"Напитись шоломом води з Дону", Лариса Антонова, Харьков

Почему в Славянске? Потому что именно рядом со Славянском находятся месторождения глин, белых и коричневых, отличного качества, единственные в Украине и вторые в Европе. Там же, в Славянске работает завод "Керамические массы Донбасса", который выпускает полуфабрикаты на основе глины, из которых потом делают все - от посуды до сантехники. А еще потому, что Симпозиум придумали 10 лет назад руководители предприятий, которые добывают глину и производят из нее керамические массы, три брата - Анатолий, Виктор и Михаил Левиты.

Условия таковы: в течение двух недель мастера, изъявившие желание принять участие в Симпозиуме, готовили каждый по три работы в жанре парковой скульптуры на темы "Воспоминая детства", "Человек и море", "Дорогами истории: 825 лет Слова о полку Игореве". Жюри оценивает и выбирает Гран-При, три премии и лучшую скульптуру в каждой номинации.

"Мифология", Георгий Беро, Донецк, Вторая премия Симпозиума

Мы побывали на Симпозиуме за день до закрытия, когда часть работ была уже готова, часть еще находилась на обжиге. Художники в рабочих одеждах, в пятнах глины и краски, хлопотали вокруг своих работ, доставали из остывших печей, помогали друг другу -некоторые, как например, "Мифология" Георгия Беро, огромная книга, на которой спит летописец, состоит из трех внушительных частей. Духом соперничества здесь не пахнет.

"Понимаете, для нас это праздник общения, труда и веселья. У керамистов нечасто есть возможность собраться большой компанией. Симпозиумы проводятся только в Опошне (Полтавская область) раз в два года и в Славянске - раз в пять лет. Мы готовы многим пожертвовать, в том числе и комфортными условиями только для того, чтобы побыть вместе и пообщаться", - говорит Марк Галенко, известный украинский художник, участник и призер украинских и европейских фестивалей. Именно его трогательный маленький спящий Пегас на колесиках получил первую премию Симпозиума.

"Воспоминания детства" Марк Галенко, Первая премия Симпозиума

Керамика - занятие трудо- и ресурсоемкое по сравнению с, допустим, той же живописью. Керамисту нужна мастерская, хорошая печь для обжига готовых работ, материалы - глина, шамот, фаянсовая, фарфоровая массы, глазурь. Сегодня мастеров керамики готовят в академиях искусств Львова, Полтавы, Одессы, в Донецке - одном из старейших художественных техникумов. Но мастеров, работающих в этом жанре, немного. "Керамика - достаточно дорогое удовольствие, если молодой специалист решает этим заняться. Весь процесс нужно контролировать самому. Остаются только лучшие", - объясняет Марк Галенко.

Большинству молодых специалистов, фактически, негде работать по специальности - большая часть предприятий, которые производили посуду и именно художественную керамику, безвозвратно закрыты.

"Воспоминания детства", Владимир Ковалев, Славянск

"У себя в Полтаве я снимаю мастерскую на фарфоровом заводе, которого больше не существует. Нынешняя экономическая ситуация такова, что государство оставляет только стратегические предприятия. Много предприятий нестратегического назначения, которые производили керамические изделия, посуду, просто "вырезали" - их нет, и вряд ли они возродятся в ближайшее время", - говорит Андрей Собянин, молодой мастер из Полтавы, один из главных призеров нынешнего Симпозиума.

"На керамике можно зарабатывать, выполняя какие-то отдельные заказы, и еще параллельно заниматься творчеством. Она возвращается в дома, люди устали от всего одинакового, типового, пластика и искусственных материалов... В будущем я хотел бы попробовать смесь архитектуры и скульптуры в духе Гауди. Хочу сделать из глины большую печь, достаточно большую, в рабочем состоянии, чтоб внутрь могли зайти люди, и чтобы это одновременно было маленькой часовней, например, или галереей", - говорит Собянин.

"Мета Марфи Зі (Метаморфози)", Андрей Ильинский, Киев, Третья премия Симпозиума

Керамическое производство Украины идет вниз, а культура, уровень мастерства керамистов - вверх, считает Лариса Антонова, одна из участников и также призер Симпозиума.

"Завода художественной керамики в Будах Харьковской области, которому было 120 лет, и который пережил революции и войны, был известен не только в бывшем СССР, но и в Европе, уже нет. И надежды на его восстановление тоже нет. А я проработала там почти всю свою профессиональную жизнь... На Симпозиуме я увидела, что потенциал у нас огромный - так получилось, что половина участников - старые, опытные мастера, а половина - молодые. И творят они замечательные, фантастические вещи".

Все работы, которые мы увидели, предназначены для того, чтобы украшать собой сады и парки. Хоть и сделаны они не из камня, а из шамота (материал на основе глины) и самой глины, белой, коричневой - стоять они могут десятилетиями, благодаря обжигу при температуре больше 1000 градусов.

"Чайник на печке" (действующая модель), Андрей Собянин, Полтава

Статуи стоят и радуют глаз отдыхающих в парках Европы и Америки. Только не у нас - организаторы Симпозиума имеют свой печальный опыт, когда почти все работы первого форума, в 2001 году, были установлены в городском парке Славянска, и за очень короткое время были либо разрушены, либо украдены. Остатки пришлось быстро собирать и прятать. Поэтому все последующие работы остаются в фонде Симпозиума и хранятся в Славянске.

А организаторы уже несколько лет думают о том, чтобы создать здесь музей керамики. Тем более, что хорошая основа для коллекции уже есть, считает председатель жюри, известный украинский художник, скульптор и галерист Александр Миловзоров:

"Парковая скульптура - это очень красиво, интересно, нужно. Создаются прекрасные вещи, которые, по идее, должны украшать сады, парки, быть размещенными на газонах, лужайках. У нас, если такое произведение будет выставлено в городском парке, будет очень скоро разрушено, увы. С одной стороны, это делается для людей. С другой стороны - люди проявляют совершенную дикость".

"Создание музея - это не только возможность показать эти работы народу, но и дополнительный стимул для популяризации самого Симпозиума. В мире проходят подобные симпозиумы, посвященные именно парковой скульптуре. В Германии, Франции, Литве, Венгрии это довольно распространенное явление. Только во всем мире за участие в подобных Симпозиумах мастера платят свои деньги, в Латвии, к примеру, 400 евро за участие, и дорога. Участие в Симпозиуме в Славянске - бесплатное".

Так получилось, что все мастера, с которыми удалось пообщаться, говорили также еще об одном - что Славянск имеет все задатки стать центром керамики всеукраинского значения не только благодаря Симпозиуму.

В свое время в Славянске работал огромный керамический комбинат - около семи тысяч работников. В середине 90-х комбинат закрылся, навсегда. Люди остались без работы, но выжили - опять-таки благодаря керамике, открывая свое дело по производству посуды, плитки, вазочек, подставок.

Сейчас в Славянске - около 600 ЧП-шников, которые занимаются производством керамической продукции. Большая ее часть весьма сомнительного качества, но в ней есть потребность. Кроме того, это большой штат специалистов, живущих в одном месте.

"Здесь у нас, мастеров, всегда позитивное настроение - хорошая организация, материалы для работы и условия для отдыха. Когда мы говорим о том, как все здорово - это чистая правда, но с одной стороны. С другой стороны - нужна перспектива развития этого форума".

"Нудистский пляж", Сергей Горб, Бердянск

"Организаторы - частные лица, которые, по сути, делают Симпозиум из любви к керамике и городу. Но одной их инициативы мало, нужно еще понимание важности этого форума со стороны руководства, например, области", - говорит скульптор Андрей Ильинский, представивший одну из самых необычных и больших работ на Симпозиуме - "Мета Марфи Зі" (Метаморфози).

В этом году, впервые за 10 лет с момента его создания, Симпозиум выйдет за рамки Славянска - жюри решило не присуждать Гран-При, но вместо этого один из со-организаторов - Национальный музей украинского народного декоративного искусства - проведет у себя до конца года персональную выставку работ Андрея Собянина из Полтавы.

Кроме того, организаторы планируют провести выставку работ нынешнего Симпозиума в одной из галерей Киева - а там действительно есть на что полюбоваться.

Чтобы получить отдачу от керамики, в нее нужно вложить. Марк Галенко рассказал, что подобный Симпозиум во Франции, в еще более скромном месте, чем Славянск, проходит с большим размахом - событие начинают рекламировать за много недель вперед, в город съезжаются туристы, в каждом кафе лежит программка и проспекты, местные виноделы выпускают вино с логотипом фестиваля на этикетке.

И все это - инициатива и полная финансовая поддержка, прежде всего, местной власти, а не частных лиц. Потому что для города - это дополнительный бонус, материальный - в виде денег в казну от туристов, и моральный тоже - укрепление позитивного имиджа города.

Славянск - ничем не хуже французских местечек, с его огромными рекреационными ресурсами, солеными озерами, Свято-Успенской Лаврой. Вложить средства, поработать над программой, чтобы через несколько лет получить отдачу в виде потока туристов и звания "керамической столицы Украины" - это понимают мастера и организаторы, но почему-то только они, а не власть имущие. А жаль, ибо это еще одна из многочисленных возможностей сделать наше государство лучше и привлекательней, в первую очередь - для самих себя.

Наталия Вернигора

Реклама:

Головне сьогодні