Мертвые за рулем

Австрия время от времени меня удивляет. Помню лет несколько тому назад меня, например, потрясли действия сотрудников Института безопасности автотранспортных средств в городе Граце.

Ставя эксперимент по изучению аварий, они вместо начиненных электронами манекенов использовали в роли пассажиров человеческие трупы.

С разрешения родственников, покойников брали на несколько дней для медицинских экспериментов, но какими будут эти эксперименты родственники не знали.

В обществе возник вопрос - этично ли, когда пристегнутый к сиденью покойник в каске едет на машине, которая должна разбиться?

По словам медиков и инженеров Института безопасности автотранспортных средств, альтернативы у них просто не было.

Даже начиненный самой совершенной электроникой манекен иногда не может дать требуемых результатов. Чтобы получить особенно точную информацию о реакции человеческого тела, нужно само это тело.

Конечно, эксперименты на покойниках проводят только тогда, когда это совершенно необходимо.

Сотрудников из Граца особенно интересовало движение головы и шейных позвонков у пристегнутого водителя и у не пристегнутого пассажира на заднем сиденье в тот момент, когда на машину происходит неожиданный наезд сбоку или сзади, а потерпевшие, не поняв в чем дело, не успевают сгруппироваться.

Без экспериментов на покойниках тут некоторые детали просто не уяснить. Но это мнение тех, кто ставит эксперимент.

Одна из руководительниц самой большой венской клиники, сообщив зрителям, что пишет диссертацию по проблемам этики в медицине, сказала, что не разрешила бы проводить подобные эксперименты с телами своих умерших родственников и уверена, что сотрудники Института безопасности транспортных средств тоже не позволили бы проделывать такое со своими близкими.

В этом случае этика и наука противостоят друг другу. Не случайно на прямой вопрос журналиста - кого из своих близких он согласился бы после смерти посадить в каске за руль - ученый из Граца после долгой паузы ответил: "Тещу".

Но его коллега, не поддержав шутки, упрямо заметил, что если недавно созданная комиссия по этике не разрешит им продолжить намеченные эксперименты, они, конечно, подчинятся, но займутся этой работой в других странах.

Науку остановить нельзя. Да и придумали ставить такие эксперименты не австрийцы. Еще в 1993 году ими занимались немцы, а до них американец Андерсен, который был создателем используемых в экспериментальных авариях манекенов, но для получения более четкой картины аварии предложил привлекать и тела умерших.

По словам ученых из Граца, их работа спасла многих, попадающих в автоаварии людей.

Один научный эксперимент над человеческим телом в паталогоанатомическом отделении медицинской клиники может, например, спасти в будущем одну-две человеческих жизни, а один мертвый человек за рулем спасает как минимум 60 живых.

Но просто так с помощью статистики преодолевать свои традиционные представления трудно даже прагматичным западным европейцам.

Военного министра в Австрии, как и в Украине, называют министром обороны, а государственную программу по борьбе с безработицей - программой занятости населения.

Прерывание беременности стало для сторонников разрешения абортов обозначаться термином "приостановление беременности", хотя понятно, что приостанавливать можно только то, что потом может продолжиться.

А вот в случае с мертвыми, которых использовали для экспериментов в австрийском Граце, придумали термин "уже неживые человекообразные объекты" - удобно для ученых и не травмирует население.

Владимир Бродзинский, Вена

Реклама:

Головне сьогодні