Тест

Школа ХХІ века: опыт Финляндии

Наша освіта ще далека від того, щоб це була не тільки інформація про культуру,

але й прищеплення певного культурного способу ставлення до світу.

Мирослав Попович

Руководитель без панорамного видения сути дела - это не руководитель, а всего лишь должностное лицо. Линейно- последовательное управление в образовании не достойно внимания, ибо не совпадает с его внутренней сущностью.

Международный опыт работы автора на французском позволяет, используя уникальный материал о финской школе от Поля Робера, посмотреть на тему именно с таких позиций ("La Finlande: un modèle éducatif pour la France? Les secrets de la réussite". (Éditions ESF, 148 p., Paris, 2009, 22 €).

Наше школьное пространство перенасыщено контролирующими, инструктивными, методическими и другими вспомогательными службами. Хотя в противовес этому мы утешаемся обилием интересного опыта новаторов и энтузиастов.

Однако все это еще и еще указывает на актуальность социальной потребности в системном преобразовании школы. Ведь какая у школьника многолетняя учебно-воспитательная практика такие у общества и взрослые: впереди взрослого обмана и воровства, бездарности и лени идет школьная практика списывания и учебной пассивности.

Об особенностях финского проекта

Главным генератором преобразования финской школы были политики. Смысловое ядро изменений в организации образования органически отражало общую цель - поиск альтернативы традиционной политике протекционизма иерархических привилегий, неравенства и подачек. Была поставлена задача построения максимально хорошей школы для ВСЕХ.

Государственную поддержку иерархических структур финны стали менять системой горизонтальных структур социального партнерства как основы общества социально-личностного развития.

Обновленная школа стала фундаментом всему этому: маленькие примеры - телефонами "Нокия" маленькой Финляндии пользуется большой мир планеты, финны вторые в мире после России по поставкам легкооборонной техники.

Подавляющее большинство рабочих комиссий составляли авторитетные в образовании эксперты-практики с панорамным государственным кругозором. Если по-нашему, то финны отказались от принципа "предметного лоббирования".

В центр был поставлен ученик, а не учитель. Главный акцент был поставлен на формирование социально-продуктивных образовательных компетенций населения и адекватной тому общей его культуры.

Традиционная работа по накоплению знаний как таковых перестала быть основной школьной задачей. Из финнов плохие решатели кроссвордов, не самые лучшие школьники-олимпийцы, однако хорошие творцы личного и общественного благосостояния.

Десятилетиями у них лучшие результаты в измерениях PISA. Касательно уровня воспитанности: в коридорах школ открыто и свободно весь день висит верхняя одежда учеников, во дворе вольно стоят их велосипеды, а случаи воровства отсутствуют.

Во Франции, к примеру, не делают обычных для нас школьных ремонтов с использованием красок - достаточно вымыть и все снова становится нарядным. Финские же классы настолько всегда по-домашнему опрятные, что и мыть капитально ничего не надо, - удивляется Поль Робер.

Практические подходы к организации школьной жизни у финнов принципиально разнятся по возрастным категориям школьников. О старшей школе в деталях, что ближе всего душе автора, понятное дело бессмысленно рассказывать впереди школы ранней и средней возрастной ступени.

Замечу только, что с вхождением в профильный этап обучения у финских старшеклассников предыдущая концепция равенства - равные условия для любого желания любого ученика меняется на концепцию социально-образовательного сита - желаемому профилю адекватные способности.

Для разных уровней и направлений образовательных компетенций, полученных в фундаментальной школе, государство постоянно воссоздает соответствующую школьному контингенту сеть профильных лицеев.

О фундаментальной школе.

То, что везде в мире называют начальной и основной школой, финны объединили в единую фундаментальную школу - с 1-го по 9-й классы (7 - 15 лет). Эта, первая ступень школьного образования Финляндия не допускает какую-либо целевую селекцию учеников. Все классы однородные по интеллектуально-культурному и социально-статусному состоянию детей.

Главная задача ее учителей - это организовать адекватную каждому деятельность к получению равноценного уровня базового образования. Всех учеников подвозят к школе автобусами или такси бесплатно, начиная с расстояния в 5-ть км.

Все необходимое для учебы от учебников до портфеля обеспечивает общегосударственный, а не семейный бюджет. Государство старается сохранить фундаментальную школу в любой точке глубинки.

Начиналось обновление школ с регионов (их в стране 11-ть) с более низким социальным уровнем развития. Если родители выбирают школу за пределами своего сектора, то расходы на транспорт покрываются из семейного бюджета.

В фундаментальной школе, к примеру, с 13-ю учителями (250 учеников) работает еще и семь педагогов-ассистентов. Все учителя свободно владеют ІТ-технологиями, а на один школьный компьютер приходится 4 ученика.

Финны отказались в рамках основной школы от классов с углубленным изучением отдельных предметов, но ввели систему предметных курсов ориентации для гибких групп из учащихся разных классов. Это служит механизмом предварительной подготовки к особенностям обучения в старшей школе. В финских лицеях классов со стабильным составом учащихся практически нет.

Число обязательных часов по ориентации в фундаментальной школе постепенно увеличивается, начиная с 5 - го класса: цель - это дальнейшее усиление сильной стороны ученика или подтягивание его слабых сторон. Выбор осуществляется по желанию ученика на основе его результатов объективных аттестаций.

Система аттестаций почти исключает текущий контроль, чтобы не давить на психику ученика страхом неудач, но и не "забывает" о периодических системных измерениях комплексного характера. Последние все время отслеживают ключевые фундаментальные компетенции.

В понятии фундаментальных компетенций содержательным центром является не предметная составляющая, а личностные образовательные способности школьника, о которых немного ниже.

- При этом финны очень грамотно застраховали себя от опасности, когда к примеру для развития креативности учащихся вместо геометрии и алгебры полностью полагаются на "спички и птички". Программное содержание любого базового школьного предмета обладает широчайшим полем для развития творческих, коммуникативных, аналитичных и т.п. способностей.

Стремление финнов к равенству в учебной подготовки на первой ступени среднего общего образования не лежит в предметной плоскости. Хорошие знания языков, математики и др. - это не цель, а средство к хорошему уровню образованности как сегменту общей культуры.

Понятно, что не у всех все получается, поэтому для желающих улучшить достигнутый уровень существует промежуточный 10-й класс - между фундаментальной школой и желаемым лицеем - академическим или профессиональным. Кстати, есть профессиональные лицеи такого актуального профиля, что конкурсная ситуация вынуждает многих выпускников-девятиклассников снова поработать над фундаментальной подготовкой в этом 10-м классе.

О национальном курикулуме.

Содержание обучения включает в себя комплекс обязательных для ВСЕХ позиций, который значительно шире привычного нам перечня программных тем и т.н. фиксированных стандартов. Главное, он более конкретен и четок в своих определениях, прагматически приземлен к школьной повседневности. В нем четко обозначены межпредметные "вкрапления".

В курикулуме фиксируется не только предметное содержание и цели, а и обязательные формы совместной с учащимися деятельности и специальные образовательно-целевые средства. Пример: учитель географии знает, что по плану ему надо будет работать на английском в ходе тех уроков, когда ученики будут изучать страны Европы.

На лицо понимание: коммуникационные компетенции учащихся без практических навыков по использованию иностранных языков в современном мире не сформировать. Естественно, что для этого нужна организация образовательного пространства панорамного плана.

К сожалению, мы зажаты рамками линейно-последовательной ограниченности по причине все еще иерархической сущности нашей социальной жизни. Этот архаизм эффективно преодолевается организацией горизонтальных партнерских структур. В Финляндии отказались от вертикали школьных инспекторов. Вместо них действуют автономные коммунальные комитеты.

При этом высокая степень автономии школы вместо хаоса только усилила ее внимательное отношение к общенациональным образовательным стандартам. Ситуация типа "лебедь, рак и щука" исключается, ведь жить-то выпускникам в едином пространстве. Благодаря автономии финны успешно преодолевают системные риски, сопровождающие тотально усредненную школу так характерные для нас.

Понятно, что разнообразие школ может допустить та политическая система, которая в понятии "фундамент" способна увидеть его суть: фундамент - это нечто хоть и небольшое по объему, но способное поддерживать жизнедеятельность неизмеримо больших объемов самых разнообразных объектов.

О деталях финского образовательного фундамента.

Образовательный фундамент финского школьника 7 - 15-ти лет не исчерпывается определенным сегментом предметных компетенций. В большей степени он задуман так, чтобы школьник мог:

- стать личностью;

Такое не может гарантировать система, в основе которой "ведущий (учитель) - ведомые (ученики)", ибо у нее совершенно противоположные социально-политические цели. Адекватной же принципу личностному развитию является та образовательная технология, где свобода - это не только декларации.

Вот финский пример методологии партнерства в действии: учитель заходит в класс, объявляет тему работы класса и вместо ее объяснять сообщает, что по этому поводу требуется от учеников в конце или по ходу урока. Все стены класса в книгах, в каждом (!!!) классе компьютер, телевизор, DVD-плейер, медиа-проектор.

Ученики самостоятельно перемещаются по классу, чтобы выбрать свой источник информации и в тишине начинают выполнять задание - индивидуально или в группах. Учитель для учеников - это еще один (живой) источник информации, а также консультант, помощник и "пастух", стимулирующий к деятельности. Площадь любого класса страны не может быть меньше 65 м2 плюс зона отдыха.

- достичь социальной значимости в плоскостях:

- культурная идентичность и интернациональность;

- коммуникабельность;

- соучастие коммунальное и предпринимательское;

- ответственность экологическая и стабильное развитие благосостояния;

- дорожная безопасность;

- технологии и законы жизни индивидуума.

Все эти задачи успешно решаются без перенасыщения учебного плана дополнительными предметами. Годовая нагрузка финского школьника на сотни часов меньше, чем во Франции или в среднем по Европе.

Для работы дома ученика 9-го класса предусматривается не более 5-ти часов в неделю. Общие финансовые затраты на школьное образование заметно меньше, чем в Европе и сильно меньше, чем в США.

При этом целевые расходы на одного ученика заметно выше, чем в развитых странах мира. При этом результаты международных измерений уровня подготовки у финнов много лучше других.

Вот маленький срез: в выпускном 9-ом классе фундаментальной школы из 30-ти часов недельной нагрузки 12-ть часов выделено на математику (язык наук), родную речь, первый и второй иностранные языки. На физику, химию, биологию, географию выделено суммарно 6 часов, на историю - 3 часа, физкультуру - 2 часа. Однако.

При этом каждый ученик сам выбирает свои ориентирные (5 часов) и консультативные (1 час) курсы. Курс открывается, если набирается минимум 16 учеников.

Полем Робером также представлена модульно-аналитическая модель хорошего учителя по-фински, о чем, даст Бог, в последующем материале.

P.S. Финских школьников, приезжающих на учебу во Францию, шокирует, что на занятиях почти все время приходиться заниматься копированием преподнесенного материала, - пишет Поль Робер.