Свидетель искусства: откровения кочующего арт-критика
Марек Бартелик, критик из Нью-Йорка, прочел в арт-центре ИЗОЛЯЦИЯ (Донецк) лекцию о тенденциях развития искусства
Искусство всегда отображало характерные процессы развития общества, выражало определенное осмысление действительности. В эпоху тотальной и беспощадной глобализации основным трендом развития современного искусства является его абсолютная децентрализация, разбросанность, присутствие в каждой столице, провинции или в каждом городе, претендующем на какой-то интеллектуальный титул.
И если в 19 веке можно было посетить всего лишь одну страну - Францию, например, и оптом поддаться культурному влиянию импрессионистов, то теперь необходимо побывать в огромном количестве держав, и не забыть познакомиться с искусством, представленном не только в столицах, априори позиционирующих себя как культурные центры с музеями и галереями, но и заглянуть далеко в маргинез, где прекрасное найти сложно, но вполне реально.
Живое соприкосновение с искусством происходит относительно редко - быстрее пройти в галерею по ссылке в блоге или соцсетях, полистать журнальчики на досуге и посмотреть в новостях об открытии нового музея, чем собрать волю в кулак и совершить нашествие по рассадникам современного искусства, разбросанным теперь по всему глобализированному шарику.
Единственными спасителями, живыми свидетелями и удостоверителями реального существования очередной экспозиции становятся именно они - героические и самоотверженные, неугомонные и въедливые, - арт-критики, которые, пожалуй, одни-то и могут доказать, что да. Есть. Был. Трогал. Нюхал. Фотографировал. И вот - написал.
Один из таких реальных свидетелей всех (или, пожалуй, многих - и арт-критики не всесильны!) безумств современного искусства является Марек Бартелик, волею судеб оказавшийся в очередном промышленном маргинезе, хотя, правильнее было бы сказать - в ИЗОЛЯЦИИ. Тема лекции была заявлена как "тенденции развития современного искусства", и, очевидно, чтобы сделать понятное каждому название более загадочным, бонусом звучало обещание поведать о "номадической арт-критике", хотя, если вдуматься, то какая она еще может быть, современная критика искусства, как не "кочевая"?
Марек Бартелик на примере своих рецензий для журнала "Артфорум", освещающих выставки на всех континентах, где было обнаружено современное искусство (итого: пять), провел донецких слушателей светлыми проспектами и узкими улицами творческих миров разных художников, не скрывая, что, по большей части, работает на феминное начало в искусстве.
Лектор разоткровенничался еще лишь раз, поведав об особом теплом отношении к бразильскому тренду в арте и рассказывая о своих рецензиях для работ бразильских художников, но в целом вел себя как истинный непредвзятый эксперт, соблюдая нейтралитет в оценках и суждениях. Сложилось впечатление, что современная арт-критика - это "смотрите, а вот инсталляция в Египте...сложно было осуществить идею, сами понимаете: процессом руководили европейские художницы, а в подчинении у них были мужики-арабы. Но ведь красиво получилось, правда? Идем дальше..."
Пожалуй, не будет преувеличением сказать, что именно эта некоторая холодность, характеризующая всю его лекцию, представлявшую собой мини-путешествие "по тем странам, где я был", и вызвала интерес к личности лектора, его работам, а также всплеск активности со стороны слушателей, которым хотелось душевного тепла, а также дойти до сути темы - куда движется искусство?
Сюда можно отнести вопросы, касающиеся зыбкой грани между артом и не-артом, настоящим и подделкой, искренностью и коммерческой фальшью. Слушатели предпринимали отчаянные попытки понять, когда котлета - арт-объект, а когда она твоя единственная радость в обеденный перерыв, является ли произведением искусства "чебурашка, нарисованный зеленкой на спине у бомжа", и почему китайский художник Цай Гоцян "только" тиражирует клише о Донецке, придавая им новую (пороховую) форму.
К сожалению, внятного и однозначного ответа аудитория не получила, что, в принципе, понятно - при существующем многообразии форм искусства наиболее важной категорией является субъективное восприятие и внутреннее индивидуальное ощущение настоящести и неподдельности, а его, увы, не передать, и на слово тут уже не поверишь. Так что, выходит, все же лучше один раз увидеть, пощупать и понюхать, чем сто раз услышать, пролистать и представить.
Автор фото - Дима Сергеев