Горячее начало джазового октября

Октябрь обещает быть урожайным в джазовом смысле. Уже на этой неделе в Киеве объявятся звезды первой величины вокалист Курт Эллинг и пианист Сайрус Честнат. 7-9-го - первый Черниговский джазовый фестиваль. В конце месяца - четвертый фестиваль Jazz in Kiev.

Возможно, предвкушением этой плотности событий объясняется некоторая неполнота небольшого зала в Доме Художника на концерте 3 октября латин-джазового ансамбля La Familia Sextet Вилли Мартинеса из Нью-Йорка, которым музыканты завершили тур по нескольким городам Украины.

А между тем, на мой вкус, за последние полгода это один из лучших джазовых концертов (из тех, на которых довелось побывать) наряду с вечерами июньского Alfa Jazz Fest во Львове или июльского выступления группы Майка Стерна и Дидье Локвуда.

Вилли Мартинес
В "семье" Вилли Мартинеса нет громких имен. По-видимому, музыкантов такого уровня в Нью-Йорке немало. Но, право же, если отбросить предвзятость и пристрастие к звездам, то по моим ощущениям, точка особого джазового подъема - когда мастерство музыкантов кажется безупречным, их изобретательность неистощимой, самоотдача предельной, а воодушевление публики беспредельным - была ничуть не ниже, чем там.

Латин-джаз - музыка беспроигрышная как таковая, музыка для развлечения. Тело сразу оказывается во власти ритма, а дальше уже от мастерства и искренности музыканта зависит то, чтобы "завоевать" и, так сказать, более тонкие уровни организации слушателя.

Но Вилли Мартинес как лидер избрал не самый элементарный путь к сердцу публики. Об этом говорит уже состав секстета, выбор солирующих духовых: не непременная труба и привычные высокие по тону альт-, сопрано-саксофоны или бархатный тенор-сакс, а несколько менее приятные уху тромбон (Джей Уолтер Хоукс) и баритон-саксофон (Макс Швайгер). На трубе, выйдя в верхний регистр, легко довести до экстаза обуянную карибскими ритмами публику.

Низкий баритон и резкий тромбон (который, впрочем, у Хоукса звучал иногда весьма проникновенно и даже приглушенно-трепетно) требуют большей изобретательности. Зато ансамбль в целом приобрел неповторимое звучание: солирующие с низким звуком не выделяются уже так резко на фоне ритм-секции, и весь ансамбль как-то равноправнее. В самом деле, как одна семья.

(Впрочем, без трубы (в роли "рояля в кустах") не обошлось. Публику ждал сюрприз. На насколько песен в "семью" замечательно вписался в качестве полноправного солиста известный киевский трубач Денис Аду. По-видимому, идея родилась в этот же день. Тем поразительнее органичность этого превращения секстета в септет на один вечер и как фактическое свидетельство мастерства Дениса, и как свидетельство признания заокеанских коллег...)

Соло Дениса Аду
Кроме того, по-видимому, именно такой состав инструментов позволяет легче сочетать латин-джаз и мейнстрим. И хотя доминируют афро-карибские ритмы ча-ча-ча и сальсы, но почти в каждой пьесе иногда по нескольку раз происходит переход к ритму блюзовому или буги-вуги. Вообще сочетание неочевидно сочетаемого - похоже, глубокая музыкальная стратегия "семьи".

Например, в одной пьесе (посвященной рождению дочери саксофониста Макса Штайгера) иронично-пародийное танго служит фоном лирическим излияниям счастливого отца, поменявшего по этому случаю баритон- на сопрано-сакс, затем переходит в медленное ча-ча-ча, а потом после нескольких ускорений-замедлений обратно. Это только намек на богатство музыкального содержания саунда секстета. Словом, они развлекаются всерьез.

Макс Штайгер и Джей Уолтер Хоукс
Каждый из участников здесь в своем праве, солист и центр внимания в свою очередь. И каждому есть чем удивить: неистощимо разнообразный и неожиданный в своих импровизациях Михаил Цыганов на рояле (для него это уже далеко не первый визит в Киев); стремительный, даже ураганный перкуссионист Ренато Томс, который на трех конгах сумел изобразить целую "симфонию", доведя зал до высшей точки кипения; наконец, сам лидер Вилли Мартинес - "заводила" ансамбля на ударных и вокалист, и в игре, и в пении которого замечательно сочетаются и горячий темперамент, и вкус к тихим нюансам.

Пожалуй, только контрабасистка (!) Дженнифер Винсент оставалась несколько в тени: одна импровизация за весь концерт, но - импровизация далеко не проходная.

И, главное, в игре каждого участника чувствуется долгий и упорный рост мастерства, уважение к музыке, к себе и зрителю, которое ощущается как на сцене, так и вне ее. После концерта, во время автограф-сессии Михаил Цыганов, подписывая каждый диск "с наилучшими пожеланиями", обязательно добавлял: "Спасибо, что пришли на наш концерт".

Перкуссионист Ренато Томс - кульминация
Понимаешь, что это не "коммерческая" любезность, а ощущение равенства и партнерства с публикой, без которой твоя музыка невозможна. Наглядная явленность мысли о том, что джаз - серьезное искусство, но обращенное к человеку и только к человеку.

И когда Вилли Мартинес говорит о музыке как универсальном языке, то в этом слышится не общее место, а живой опыт. Что и заставляет пытаться в который раз о музыке словами при понимании некоторой тщетности этого предприятия.

Автор фото - Игорь Снисаренко

Реклама:

Головне сьогодні