Джазовое призвание "Бременских музыкантов": квартет Игоря Бутмана в Киеве
Известный джазовый саксофонист Игорь Бутман и его квартет не впервые в Украине. Последний раз Бутман со своими партнерами – Антон Баронин (ф-но), Виталий Соломонов (контрабас), Эдуард Зизак (барабаны) появлялись перед украинскими любителями джаза в компании с Уинтоном Марсалисом на сцене львовского Alfa Jazz Fest.
1 июня сего года. И вот спустя почти полгода – новый визит с, увы, единственным концертом, состоявшимся в концерт-холле Freedom 19 ноября.
Не так давно (27 октября) Игорь Бутман отметил свое 50-летие, в связи с которым в свою очередь был отмечен званием народного артиста России "за заслуги в области музыкального искусства".
Тот случай, когда за скупой официальной формулой стоит колоссальное содержание, ибо Бутман – не только самый известный российский джазовый музыкант с мировым именем, но и, организатор джазовых фестивалей, создатель музыкального лэйбла, словом, промоутер российского джаза номер один. Впрочем, в данном случае вполне уместно русское слово "подвижник".
Бутман поставил перед собой амбициозную задачу – вывести российский джаз на мировой музыкальный рынок, поскольку, по его мнению, и у России, и у Украины есть музыкальный потенциал для того, чтобы "покорить Америку и Европу джазом".
Помню в интервью, взятом у него на Alfa Jazz Fest, Игорь Бутман горячо говорил о том, что коль скоро однажды это уже удалось в академической музыке, которая ведь тоже родилась не на отечественных просторах, то почему бы не сделать этого во второй раз в джазе.
Эти слова вспомнились именно во время концерта в холле Freedom, который словно бы стал практическим развитием той мысли, что отечественный музыкальный фонд таит в себе замечательные возможности для джазового освоения.
В первом отделении музыканты, можно сказать, прощупали публику с помощью "ассортимерта" из джазовых стандартов (I Remember April, Summertime) и хитов Джеймса Брауна I Feel Good и Гровера Уошингтона Mr. Magic, между которыми вписалась джазовая версия песни из кинофильма "Гостья из будущего" (помните, "Прекрасное далеко, не будь ко мне жестоко…"?).
Она-то и стала прологом к дальнейшему, поскольку во втором отделении квартет Бутмана, почти полностью переключился на отечественный репертуар: серенада Трубадура из "Бременских музыкантов", музыка из "Ну, погоди!", колыбельная медведицы из "Умки".
Уместно вспомнить о том, что один из известнейших проектов Бутмана – диск с джазовыми версиями мелодий из советских мультфильмов.
Впрочем, второе отделение имело еще один совершенно незапланированный пролог. В результате короткого общения в перерыве квартет спонтанно ненадолго превратился в квинтет с участием находившейся среди зрителей Русланы Писанки, "сообразив на пятерых" второй дубль Summertime. После этого, как можно было легко догадаться, второе отделение движется по непредсказуемой траектории (что музыканты и подтвердили после концерта).
Одна из исполненных композиций называлась "Ностальгия". Но, пожалуй, весь вечер оказался окрашенным в ностальгические, хотя отнюдь не меланхолические тона.
Музыканты сыграли публикой в игру "угадай мелодию", хотя и не на результат, но ко всеобщему удовольствию. Импровизации самого лидера и пианиста Антона Баронина превратились в каскад цитат – от "Ти ж мене підманула" до мелодий из кинофильмов. И даже уже родной неродной Caravan не помешал "вспомнить" все "старые песни о главном".
Концерт удался на все двести. И явное желание музыкантов откликнуться на почувствованный ими запрос зала было ничуть не в ущерб высочайшему качеству самого джаза. После упомянутого концерта на львовском фестивале приходилось, признаться, с удивлением слышать недовольство партнерами Бутмана, которые, возможно, в самом деле, как это говорится, не до конца раскрылись.
Думаю, что концерт в холе Freedom не оставил бы сомнений в том, что участники квартета – музыканты мирового уровня, которые могут играть все и которые независимо от того, что они играют – стандарты или "песенки" из кинофильмов – играют стопроцентный джаз.
Более того, каждый из них, пожалуй, обладает своим стилем, дополняя друг друга: некоторая угловатость манеры и непредсказуемость Баронина, мягкая виртуозность Соломонова, мощь и одновременно упругая взвешенность Зизака (последние два родом с Украины) прекрасно дополняют друг друга, а равно многоликость и неистощимость своего лидера.
Впрочем, надеюсь, еще будет повод написать об этих музыкантах подробнее, ибо нельзя не пожалеть, что концерт такого уровня не стал достоянием более широкого круга любителей джаза.
Фото Алексея Карповича