"Так всегда быть не может"

Некоторые впечатления от концерта валторниста Аркадия Шилклопера и пианиста Вадима Неселовского в большом зале Киевской консерватории (30 марта 2012)

О музыке вообще трудно словами, тем более о музыке, которую трудно с чем-то сравнить, тем более о Музыке…

В послеконцертном интервью Аркадий Шилклопер сказал о своей совместной программе с Вадимом Неселовским, что эта музыка, по-видимому, такого рода, что в ней интересно скорее копаться музыкантам, чем слушателям.

Мое же главное ощущение, вынесенное с концерта, именно сводилось к тому, это музыка, которую, прежде всего, интересно слушать, ибо она непредсказуема и ускользает от определений. Видимо, первое является необходимым условием второго.

Свою программу, которая оформилась уже около года тому назад, музыканты навали "Новое дыхание традиций", подразумевая под этим "деликатный синтез классической, джазовой, этнической и импровизационной музыки". Диапазон максимальный. Граница очерчена так широко, что, по сути, ничего не остается вовне.

РЕКЛАМА:

При этом суженный состав инструментов до весьма неканонического дуэта фортепиано и валторны. И, более того, оба инструмента в некотором смысле универсальны: с фортепиано все ясно, а валторна (как утверждают музыканты) – духовой инструмент едва ли не с самым большим диапазоном; ее тембр привносит с собой ассоциации с классической музыкой, а если попытаться от них абстрагироваться, то звук валторны, пожалуй, более всего вызывает визуальные пространственные представления.

Он приходит как бы издалека, охватывая и принося с собой это расстояние между далью и близью. И, видимо, не случайно Аркадий Шилклопер так охотно пользуется наряду с валторной еще двумя инструментами – альпийским горном и охотничьим рожком, само назначение которых преодолевать пространство.

И этот переход выглядит не визуально, конечно, (трудно не заметить разницу между громадным альпенхорном и валторной), но по тембру совершенно естественным.

Музыка, которая предполагает столько степеней свободы и, так сказать, почти предельный объем легких, потенциально способна вместить в себя весь мир: от дыхания большого города, ощущаемого в блюзовых и джазовых ритмах, до дыхания горных вершин в могучем звучании альпенхорна.

А между ними – весна (в "Весенней песне"), и грусть (в одноименной композиции), освеженный взгляд на ретро (композиция "Песни, которые поют наши родители", замечательные вариации на тему "Песни старого извозчика", более всего известную в исполнении Л.Утесова) и многое другое, т.е. жизнь ограниченная, но пронизанная единым "новым дыханием", она как бы становится больше и значительнее.

Неделю тому назад в заметках концерта Грегори Портера, которым музыканты открывали тур по Украине, выступая впервые в новом составе, я позавидовал аудитории грядущих концертов, так как взаимопонимание музыкантов с каждым концертом растет.

С "Новым дыханием традиций" ситуация ровно обратная. Концерт в Киеве стал завершением ряда выступлений (ему предшествовали концерты в Подмосковье, Москве, Уфе и Харькове). В этом смысле слушателям киевского концерта повезло, ибо по идее должно было прозвучать все ранее найденное, все нащупанные связи и оттенки взаимопонимания, все синергетические эффекты и все прочувствованные и освоенные степени свободы.

Так и получилось. Описывая свои впечатления от концерта, Вадим Неселовский вспомнил случай после одного особенного успешного совместного выступления с выдающимся американским вибрафонистом Гэрри Бертоном.

"Бертон собрал музыкантов и спросил: Понравилось сегодня? – Конечно, понравилось. – Хотите, чтобы так было всегда? – Конечно, хотим. – Не получится. Так всегда быть не может. Есть пики. Вот сегодня был взлет. Ощущаешь, что из зала идет любовь – отвечаешь сторицей".

Реклама:

Головне сьогодні