Что вам нужно знать про мозг своего ребенка и компьютерные игры. Часть 3

В своих предыдущих колонках мною было поднята тема влияния компьютерных игр и видео-развлечений на мозг ребенка. Публикация вызвала широкий резонанс и шквал критики среди разработчиков и лояльных им потребителей.

Я бы хотела сделать важное пояснение. Тема влияния комьютерных игр и видео-развлечений на мозг гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд, поскольку связана со средой и культурой, в которой растет целое поколение детей.

В этой среде формируется человеческий капитал нации. Фантастические темпы развития технологий бросают вызов устаревшей системе образования, но новая парадигма образования, в которой так нуждается Украина и не только, выходит за рамки тотальной компьютеризации и гаджетизации. Ввиду растущего фактора влияния компьютерных и видео-развлечений на психику детей перед многими сознательными родителями предстает философско-этическая проблема: кто управляет кем – мы технологиями или они нами? Убеждена, что без осознанности в вопросе использования технологий нам не вырастить поколение мудрых лидеров, способных ставить перед собой реальные цели и достигать их, уверенно продвигая себя, свою семью и страну к успеху и процветанию.

В столь тяжелый период кризиса и трансформации, через которую сейчас проходит весь мир, украинцам как никогда важно определиться с тем, что для нас по-настоящему ценно. Самый простой способ осознать, что для нас ценно – это понаблюдать за тем, на что мы ежедневно направляем свое драгоценное время и энергию, а также за тем, на что тратят время наши дети. По моему глубокому убеждению, глубинные реформы в стране начинаются изнутри - с принятия полной личной ответственности за жизни и благополучие наших семей.

В своей колонке Почему Ваши дети плохо учатся, я подробно рассказала о проблемах, с которыми мы сталкиваемся, когда теряем рычаги влияния на среду, в которой воспитываются наши дети. В этой колонке я хочу поделиться своим алгоритмом поиска решения этой проблемы.

"Все, что мы чувствуем, думаем и делаем, определяется нашим социальным окружением", - говорит Nicholas Christakis MD, PhD, профессор Йельского университета. И я полностью с ним согласна.

Влияние среды на формирование ребенка обосновал еще Л.С. Выготский в начале XX века: "Cреда выступает в отношении развития высших специфических для человека свойств и форм деятельности в качестве источника развития". В конце ХХ и начале XXI века этот тезис был многократно подтвержден учеными-нейрофизиологами. По мнению Dr. Daniel Siegel, мозг "монтируется" особым образом в соответствии с получаемым опытом и видами деятельности, в которые вовлекается человек. Развитие мозга и сознания ребенка напрямую зависит от того, как и с кем он проводит время.

Интуитивно я всегда с большой настороженностью относилась к популярным среди детей компьютерным играм и слишком красочным, динамичным, не отягощенным смыслом анимациям.

[L]Мне было любопытно, какова природа этого эффекта: почему даже гиперактивный ребенок, который с трудом способен сконцентрироваться на задаче по математике, за секунду сосредотачивается на видеоигре или мультфильме до полутрансового состояния. Оторвать его от этого занятия без специальных "мотивирующих приемов" весьма сложно, при этом после просмотра мультфильма или видеоигры он с трудом может вразумительно пересказать сюжет.

На собственных детях и их друзьях я замечала, что во время видеоигры нервная система ребенка приходит в типичное состояние перевозбуждения: снижается порог восприятия внешних стимулов, критическое мышление, понижается степень саморегуляции и самоконтроля. А ведь это ключевые для гармоничного развития вещи, за которые отвечает активно развивающаяся в этом возрасте префронтальная кора головного мозга.

Так тема влияния компьютерных игр на мозг ребенка стала предметом моего личного исследования, побудив получить дополнительную подготовку в нейропсихологии и погрузиться в тонкости "объективизации" работы мозга с помощью современных методов функциональной диагностики.

Мне было очень интересно разобраться, чем компьютерные игры отличаются от других видов деятельности, таких как рисование, езда на велосипеде, собирание пазлов, конструирование или декупаж. Оказалось, что если смотреть сквозь призму науки о мозге, у каждого вида деятельности есть свой нейрофизиологический паттерн. То есть во время определенного вида деятельности активируется множество нейронных связей в разных зонах мозга, которые связаны с операциями, обеспечивающими данный вид деятельности.

Если вернуться к концепции нейропластичности, то в некоторых случаях мы даже можем увидеть связь между количеством серого вещества (и соответственно, нейронных связей) в определенных зонах мозга и основным видом деятельности человека. Например, английские нейроученые доказали, что гиппокамп у лондонских таксистов превышает в объеме гиппокамп банковских клерков — ибо отвечает за ориентирование в пространстве, в узеньких улочках огромного города. Исследования при помощи средств визуализации показали, что у музыкантов симфонических оркестров необычайно большое поле Брока — участок головного мозга в левом полушарии.

C помощью таких методов как функциональная магнитно-резонансная томография и энцефалография мы можем наблюдать за тем, как ведет себя мозг, погруженный в процесс мышления. Год назад, исследуя работу мозга своего сына, я дала ему поиграть в его любимую игру MineCraft. Энцефалограмма (ЭЭГ) показала полутрансовое состояния мозга с признаками измененного состояния сознания с очень низкой бета-активностью в префронтальной коре и общим преобладанием тета-ритмов (больше об этих эффектах в материале Что вам нужно знать про мозг своего ребенка и компьютерные игры. Часть 2. Это заставило меня задуматься.

В качестве эксперимента я прервала игру и задала несколько примеров из таблицы умножения. Сын отреагировал эмоционально и на простой для него пример смог ответить правильно только через 5 минут. Все это время я имела возможность наблюдать на экране монитора как мозг ребенка "приходит в себя" - постепенно восстанавливаются привычные для него ритмы, а с ними когнитивные функции ребенка.

Продолжив свои наблюдения, я заметила, что зачастую у детей процесс несогласованного прерывания видеоигр сопровождается повышенной импульсивностью и неконтролируемым поведением. Оказывается, чтобы мозг пришел в нормальное состояние и обрел способность сосредотачиваться на когнитивных операциях, необходимо, чтобы после видеоигры прошло 5-15 минут.

Понижение бета-активности в префронтальной коре и повышение тета-активности во время видеоигры приводит к измененному эмоциональному состоянию и значительно влияет на настроение человека. Именно эти физиологические, объективно измеримые изменения объясняют снижение интеллектуальной лабильности, невозможность быстро переключиться на другие задачи и порой враждебные, агрессивные реакции игрока. Представьте, как это влияет на течение урока, если младшие школьники на перемене поиграли в безобидные игры на телефоне, и как тяжело потом педагогу управлять их вниманием.

Со временем я пришла к выводу, что особенно нежелательны компьютерные игры для детей с незрелостью лобных долей коры головного мозга (синдром дефицита внимания и/или гиперактивности, оппозицинонно-вызывющее расстройство) и другими легкими неврологическими нарушениями – дислексия, дисграфия, дискалькулия, синдром Аспергера, задержка сенсорно-речевого развития.

Детей с особенностями развития нервной системы органического генеза (в том числе как результат сложной беременности и/или родов), повышенной тревожностью и посттравматическим стрессовым расстройством сейчас очень много. У большинства из них эти нарушения не диагностированы из-за элементарного незнания родителей о существовании таких проблем на уровне индивидуальной мозговой организации ребенка. К сожалению, родители склонны многое не замечать или не хотеть замечать.

Они просто не знают, что многие из этих сложностей развития без надлежащей нейропсихологической коррекции дети просто так не перерастают – зачастую они склонны видоизменяться, но тянуться за ребенком тяжелым грузом эмоциональных проблем. При этом нервная система детей с недостаточной зрелостью лобных долей коры головного мозга (при том, что в интеллектуальном плане они как правило, более чем продвинуты!) устроена так, что они бессознательно ищут гиперстимуляции.

Мозг таких деток требует визуальных и аудиальных образов с как можно большей интенсивностью звука, цвета и динамикой воспроизведения. Видеоигры обеспечивают это, но они же вызывают зависимость и потребность в нарастающей интенсивности переживаний.

По тем же причинами компьютерные развлечения нежелательны для полностью здоровых, но высокочувствительных детей, о которых много пишет Элейн Эйрон (согласно ее исследованиями, таких детей от 15 до 20%). На фоне увлеченности видеоиграми очень сложно корректировать поведение, учить ребенка контролироваться свои эмоции, поддерживать устоявшийся ритм жизни и дисциплину, развивать в детях такие сильные черты характера, как выдержка, добросовестность, настойчивость, любознательность.

Из-за отсутствия действенных механизмов контроля за доступом к сетевым играм и развлечения меняется нейрофизиология ребенка, его характер, страдает "пропускная способность" к восприятию ценностей, которые пытаются передать родители и педагоги.

Общаясь со многими детьми и их родителями и воспитывая своих троих детей, я отметила для себя одну общую черту, которая объединяет большинство современных деток. Их неудержимая тяга к мультимедийным развлечениям конкурирует со всеми возможными источниками познания и развития - начиная от подвижных игр, учебной деятельности и заканчивая увлеченностью чтением как источнику развития воображения, интеллекта и одному из лучших способов тренировки мозга.

Низкий интерес у современного поколения к книгам, по моему мнению, - большая трагедия. Привить ребенку любовь к книгам становится все труднее. В этой трагедии есть как минимум две стороны - нейрофизиологическая и культурная. Оксфордские ученые и французский нейрофизиолог Stanislas Dehaene доказали, что при чтении включается эффект "погружения" в книгу - когда человек мысленно представляет себя на месте героя, то есть в мозгу начинают функционировать те области, которые в другое время не бывают задействованы.

Данный эффект не возникает при просмотре телевизора или в процессе компьютерной игры. Что касается культурного аспекта, то многие книги (печатные, электронные или букинистические издания, формат не важен) – это самый прямой канал "включения" родовой памяти, передачи культурного наследия от поколения к поколению. Через книги "тени забытых предков" играют на живых струнах человеческих душ, вместе с нами оживляя, созидая, развивая культуру (как совокупность достижений человечества в производственном, общественном и духовном отношении).

По мере роста увлеченности видео-развлечениями детей постепенно перестают интересовать другие стороны жизни. Родителям становится все сложнее заинтересовать ребенка. И это неудивительно: виртуальный мир ярче, красочней, ребенок путем перебирание пальцев способен завоевывать миры. В нынешние времена с множеством глядящих на нас отовсюду экранов непросто сохранить семейные традиции - встречи и вечерние посиделки, где члены семьи обмениваются впечатлениями о прожитом дне. А ведь для детей это очень важно, подобные разговоры развивают имплицитную и эксплицитную память, помогают пережить сложные эмоции и со временем выстроить внутреннюю опору и доверие к миру.

Общаясь с младшими школьниками, я заметила, что "разговор по душам" становится невозможным, если мысли ребенка сфокусированы вокруг мнимых побед в виртуале. Даже несмотря на строгие ограничения и разрешение поиграть в качестве "поощрения", мысли ребенка все равно еще долго вращаются вокруг видеосюжетов, дети продолжают видеть героев видеоигр в своих снах. Видеоигры заполоняют уязвимую психику ребенка, чей ум еще не способен контролировать возникающие по ходу бурные эмоции (самоконтроль и саморегуляции - функции префронтальной коры, которая развивается вплоть до 23-27 лет).

В результате перенасыщения видеоразвлечениями, мышление ребенка становится поверхностным ("клиповым"), внимание неустойчивым. По мнению доктора психологических наук Рады Грановской, те, кто пошел по линии клипового мышления, элитой уже никогда не станут. Идет расслоение общества, очень глубокое.

Часто у родителей и учителей просто опускаются руки, в разговорах и статьях в последнее время часто встречаю фразы "Современные дети не хотят учиться!", "Они не любят читать!" и множество аргументов в пользу того, что для "детей индиго" это нормально. По моему глубокому убеждению, это не так.

Физически и ментально здоровые дети не могут не хотеть учиться, не могут не иметь увлечений. Одно из основных положений нейропедагогики (новая наука, которая базируется на классических основах педагогики, психологии, неврологии, кибернетики и отражает личностно-ориентированный подход в образовании) гласит: "Учение и познание являются естественными механизмами развития мозга. Природа наделила человека любознательностью и стремлением к познанию, и педагогика как наука должна создавать среду для удовлетворения этих потребностей".

Если дети не хотят учиться, если их основные интересы вращаются вокруг виртуальных побед, проблема не в них. Проблема в среде, в которой они растут и воспитываются.

Среда сегодняшней общеобразовательной школы не только не способствует гармоничному развитию ребенка, но и подчас просто опасна для его физического и психического здоровья.

Прочитав все вышесказанное, у большинства родителей возникнет природный вопрос: "Так что же делать? Ведь все современные дети играют в компьютерные игры, это часть сегодняшней реальности!". Не давать играть школьнику в компьютерные игры – прямой путь создать в его лице "белую ворону", понизить его самооценку, вызвав насмешки среди сверстников. "Изгой" или "избранный"? - вот в чем вопрос.

Как мама и психолог, я прошла целый путь в поисках ответа на вопрос, как отделить зерна от плевел и сделать так, чтобы технологии способствовали развитию потенциала детей, а не служили простыми убийцами времени.

Как использовать технологии ради нашего развития и общечеловеческого прогресса, а не наоборот? Как быть с вошедшими в "общественную норму" случаями игромании и аддикций, ведущих к деградации ребенка в эмоциональном, интеллектуальном, волевом планах?

Лично я нашла для себя два ответа.

Во-первых, через формирование среди родителей осознанного отношения к воспитанию и образованию детей. В том числе путем распространения знаний о мозге. Родители не могут хотеть плохого своим детям, но они могут просто не знать. Современная наука сделала доступной информацию о влиянии различных технологий на жизнь и здоровье человека.

На основании объективных научных данных родители вправе выбирать лучшее для своих детей.

Во-вторых, через смелость идти против течения и принятие полной ответственности за развитие своих детей. Порой путем весьма сложных решений.

Получив вместе с детьми опыт учебы в 6 разных школах в Украине и России, я с сожалением пришла к выводу, что основным конкурентным преимуществом и залогом популярности среди современных младших школьников является не успехи в учебе и полезные для жизни навыки, а количество завоеванных виртуальных территорий, построенных строений, убитых "зомбаков и криперов".

Игра в MineCraft и иже с ней открывают доступ к месту в детской массонской ложе и измененным состояниям сознания, в иерархии детских ценностей несравнимой со школьными успехами. Среда с подобными ценностями, проходящей лейтмотивом через всю школьную жизнь и сохраняющимися от школы к школе, в какой-то момент нас как родителей не устроила.

Наше стремление к дозированию и контролю в использовании гаджетов стало камнем преткновения в отношениях с собственными детьми. Чтобы поддерживать с детьми эмоциональный контакт и сохранить привязанность, мы даже какое-то время пытались играть вместе с ними. Пока не поняли, что это бред.

Мы больше так жить не хотим. Если Семейный Кодекс предписывает родителям ответственность за воспитание и развитие своих детей, так почему бы нам не принять полную ответственность за воспитание и развитие своих детей?

И мы рискнули.

В феврале 2015 мы с мужем забрали своих старших детей (7,5 и 9,5 лет) из школы на домашнее обучение. Вот уже 5 месяцев дети не играют в развлекательные компьютерные игры и очень дозированно смотрят тщательно подобранные фильмы и мультфильмы.

Это не значит, что дети в учебе и развитии не пользуются технологиями. Как раз наоборот. Под них был разработан специальный софт, помогающий в развитии самодисциплины и осознанности в управлении своим временем.

В следующей колонке я подведу итоги первых пяти месяцев "хоумскулинга" своих старших детей, а также некоторыми мыслями на тему реформы системы образования.

Подборка рекомендуемых мною книг:

1. Пол Таф "Как дети добиваются успеха"
2. Мартин Селигман "Ребенок-оптимист. Проверенная программа формирования характера", "В поисках счастья",
3. Михай Чиксентмихайи "Поток"
4. Элейн Эйрон "Высокочувствительный ребенок"
5. Дениел Гоулман "Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ"
6. Джон Готтман "Эмоциональный интеллект ребенка"
7. Гордон Ньюфелд "Не упускайте своих детей"
8. Ольга Писарик "Привязанность – жизненно важная связь"

Реклама:

Головне сьогодні